itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Осторожно, религия

"Религия производит искусство" во Франкфурте

0
191
Время на чтение 3 минуты
Творчество живших два столетия назад художников-назарейцев до недавнего времени мало интересовало даже специалистов. Зато сегодня ставшему вдруг важным явлению посвящена большая выставка во франкфуртском Ширн-Кунстхалле "Религия производит искусство". Из Германии специально для Ъ - АЛЕКСЕЙ Ъ-МОКРОУСОВ.

Немецкие художники начала XIX века буквально бредили Италией. В 1809 году, расплевавшись с венской Академией художеств, они основали альтернативное "Братство святого Луки", и назарейцы поселились в заброшенном францисканском монастыре Сан Исидоро. Оттуда они стали вести наступательно-оборонительные бои против главного своего противника, вторичного и эклектичного, на их взгляд, классицизма, слишком тесно связанного с сильными мира сего и забывшего об основных обязанностях искусства. Истинную цель искусства выражал бы для них лозунг "Осторожно, религия!". Но с дополнением - "слишком мало религии".

В качестве учителей назарейцы избрали авторов раннего Возрождения, от Перуджино до Франча, но главным их кумиром стал Рафаэль. Быть "Рафаэлем сегодня" казалось им главной задачей, и не случайно Иоганна Фридриха Овербека, фактического лидера группы, в качестве главного почетного звания товарищи нарекли "новым воплощением" итальянца. В быту же назарейцы были куда строже любвеобильного Рафаэля. Здесь в качестве образца выступал Фра Анжелико, чей монашеский образ жизни так подходил их идеалам. Внешность, впрочем, они списали с другого почитавшегося автора, Альбрехта Дюрера, которому группа и обязана своим названием. Точнее, не самому Дюреру, а его прическе. "Немецкие римляне" стали носить длинные, с пробором посередине, распущенные волосы, известные по автопортретам художника. В парикмахерской среде прическа звалась alla nazarena, поскольку восходила к каноническим изображениям Иисуса Христа.

Римские коллеги реагировали на стилизацию иронично, придумав термин "назарейцы", но, как часто бывает в истории, несерьезный термин приклеился намертво. Тем более что слово напоминало о Назарете, а библейские мотивы были тем единственным, на что назарейцы оказались готовы тратить свои таланты. За это их, кстати, так ценили в России: наставник наследника престола Василий Жуковский даже заказал Овербеку копию "Триумфа религии в искусстве" - для укрепления набожности в будущем императоре, да и Александр Иванов, работавший в Риме над "Явлением Христа народу", сблизился с ними на этой почве.

Талантов назарейцам и впрямь было не занимать. Столь отменных рисовальщиков и колористов надо было еще поискать даже в совершенном с точки зрения мастерства XIX веке. И Овербек, и рано умерший Франц Пфорр, и Леопольд Купельвизер - все они выглядят мастерами, способными первоклассно держать и цвет, и форму, что особенно заметно по эскизам и наброскам, обильно представленным сейчас во Франкфурте. Но дарование они поставили на службу четко сформулированным ценностям, причем как эстетическим, так и идеологическим. В Европе после 1793 года, когда христианство подвергли едва ли не самой мощной обструкции за всю его историю, на фоне закрытия монастырей и церквей утверждение религиозных ценностей в ставшем светским по сути искусстве выглядело революционно. Назарейцы, питавшиеся текстами романтиков, патетически идеализировали и образ самого Художника-Творца.

Это и дает сегодня кураторам право рассматривать назарейцев как одних из первых представителей модернизма, расширяя ключевой для искусства ХХ века термин на целое столетие. Жизнестроительный пафос назарейцев и впрямь напоминает об авангарде, взять хоть наших супрематистов с их желанием коснуться в творчестве самих основ общественной жизни с тем, чтобы изменить их до основания.

Концептуальность отношения "немецких римлян" к изящному цементирует их отношения с нашей эпохой, столь пострадавшей от утопического сознания и идей, а потому испытывающей к обстоятельствам их рождения особую, садомазохистскую нежность. Возрождение интереса к кругу Овербека, повлиявшего на стилистику "новой вещественности" и других течений последнего века, связано с новой ситуацией в современной культуре. Религия играет более заметную роль - от заполонивших телеканалы видеоклипов до голливудской интерпретаций темы в "Страстях Христовых" Мела Гибсона, от прозы нобелевского лауреата Жозе Самараго до вторжения теологических догматов в мир теоретической науки. Не случайно куратором во Франкфурте выступила Криста Штайнле, известная экспозициями современного искусства в Новой галерее австрийского Граца.

Художников-назарейцев долгое время объединяло два качества. Практически все они, кто больше, кто меньше, жили в Риме, и практически каждый из них выглядел в глазах современников и следующих поколений неоригинальным подражателем и стилизатором, эстетическим реакционером. Если к их наследию и обращались, то скорее с точки зрения истории искусства, а не его вершин. Большая выставка во франкфуртском Ширн-Кунстхалле еще не является гимном назарейству, но черновиком для такого гимна вполне может служить. В любом случае это первая за четверть века в мире выставка, пытающаяся исследовать творчество художников, начиная с 1810 года эмигрировавших в массовом порядке из Германии и Австрии в Рим. Как говорили братья Шадовы из Берлина, одни из участников проекта, "лучше уж умереть в Риме, чем вернуться бесславно на родину".

http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=590680&IssueId=23455
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40