Молодежь в Церкви

0
249
Время на чтение 8 минут
Конференция православных молодежных лидеров "Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения" прошла 16-22 февраля в г. Рузе. Организаторами выступили Патриарший центр духовного развития детей и молодежи совместно с Отделом по делам молодежи Московского Патриархата и Всероссийским православным молодежным движением. В работе конференции приняли участие более 90 человек - руководители и сотрудники Отделов по делам молодежи из 25 епархий Русской Православной Церкви, а также клирики и миряне, представители семи молодежных международных и региональных религиозных и общественных молодежных организаций.

Мы предлагаем беседу об итогах прошедшей конференции сотрудника Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Юрия Белановского с игуменом Петром (Мещериновым), руководителем Школы молодежного служения Патриаршего центра.

- Отец Петр, как вам видится сама проблема - молодежь и Церковь?

- Однажды на встрече с сотрудниками нашего Центра митрополит Кирилл высказал мысль, которая мне показалась важной: что неправомерно выделять молодежь как некую особую группу людей. В то же время молодежи свойственно более острое восприятие многих вещей и вообще жизни, поэтому молодежь является неким индикатором проблем, общих для всех людей. Другое дело, что наши молодые люди - другие, чем были мы в советское время, они иначе относятся ко многим реалиям нашей жизни. Для них недостаточны ссылки на какую-либо традицию, авторитет, им нужно доказывать то, что ты говоришь. Они более требовательны к добросовестности, более открыты к правде жизни, более честны, более смелы. Взрослые люди, уже имеющие семьи, проще абстрагируются от многих проблем, им проще жить частной жизнью. Молодежь в этом смысле гораздо более социальна, ей необходимо общение, ей необходимо какое-то совместное делание, ей необходим, наконец, поиск смысла во всем. И если говорить о проблемах, то оказывается, что именно это не получает отклика со стороны Церкви. Молодежь в Церкви часто брошена, она особо никому не нужна; специальной молодежной работы в Церкви почти нет. Это главная проблема.

- Митрополит Кирилл говорил еще о том, что молодость - это небольшой отрезок времени, который дан человеку как наиболее плодотворный и продуктивный этап его становления и развития, когда человек может многое сделать для себя сам и привлечь ресурс извне для построения своей будущей жизни. Как это может быть соотнесено с Церковью?

- В Церкви есть место как для личной духовной жизни, так и для общинной жизни, в которой люди могут на деле реализовывать то, что они получают в учении Христовом, то есть возможность творить добрые дела, иметь общение друг с другом в любви и тому подобное. Одна из особенностей молодежи - что она, как никакая другая социальная группа, нуждается в этом. Поэтому задача Церкви не только в том, чтобы человек ходил на богослужения и спасался индивидуально, но и чтобы во всей своей жизни он становился христианином, а это возможно именно при развитой общинной жизни. С сожалением нужно сказать, что наша Церковь очень мало делает в этом отношении, особенно на фоне успехов протестантов. От церковных структур молодежь почти не получает помощи - ни материальной, ни духовной. Задача церковных молодежных структур состоит, в частности, и в том, чтобы была обеспечена преемственность, чтобы были определенные формы работы, которые могли бы быть использованы следующим поколением людей. Всего этого, к сожалению, нет, все держится только на энтузиазме.

- Если мы хотим, чтобы у нас было будущее, мы должны планомерно, серьезно и ответственно строить свою работу. Почему сегодня этому уделяется так мало внимания?

- Я думаю, этому есть две причины. Первая в том, что мы своим менталитетом, своим церковно-историческим сознанием находимся в совершенно другой эпохе, мы не осмыслили современность. Это идеологическая проблема, ее корень в том, что Церковь более полутора тысяч лет существовала в состоянии симфонии, определенного симбиоза с государством. Часть церковных проблем решалась государством, часть государственных проблем - Церковью. Многие в наше время не осознали и не хотят осознавать то, что эта эпоха закончилась. Церковь как бы возвращается в период жизни до 313-го года, то есть к жизни христиан в языческом окружении, когда Церковь не может особо рассчитывать на помощь государства, когда она вынуждена решать свои проблемы самостоятельно. Это отнюдь не значит, разумеется, что не надо сотрудничать с государством. Сотрудничать надо везде, где к этому есть хоть малейшая возможность. Однако необходимо понимание того, что мы уже перешли в новую историческую эпоху. Сейчас Церковь свободна, но она оказалась к этому совершенно не готова: слишком велика сила инерции византийского и имперского периода церковной истории. А вторая причина - в том, что нет денег, а когда они есть, они больше идут на материальную сторону жизни, на восстановление храмов, например, а не на устроение внутренней церковной жизни. За 15 лет раствор, как говорят химики, уже приблизился к насыщению, и поэтому уже необходимо переориентировать распределение материальных средств с внешней стороны на внутреннюю, пастырскую. Нужно созидать не только стены, но и Церковь как Тело Христово. Святейший Патриарх на последнем Епархиальном собрании г. Москвы с тревогой и болью указывал на коммерциализацию Церкви, то есть на то, что церковные средства расходуются не на пастырские цели. Эти две причины - достаточно серьезные, и они во многом объясняют наши проблемы в работе с молодежью.

- Сегодня большей частью общества Церковь воспринимается как организация, занимающаяся исключительно социально неблагополучными слоями населения. Дескать, пусть Церковь работает в интернатах, детских домах, тюрьмах и домах престарелых, но когда дело касается наиболее здоровой и активной части молодежи, сосредоточенной в школах и вузах, то здесь уже не только общество, но, к сожалению, и Церковь не мыслит себя как активная структура. Как вы можете это прокомментировать?

- Я думаю, что это прямое наследие советских времен. Кроме того, эта ситуация демонстрирует расцерковление и даже, я бы сказал, антицерковность общества, несмотря на внешнюю кажущуюся благоприятную обстановку. Государство не в состоянии наладить работу с теми, кому сейчас трудно. И поэтому в эту область пускают Церковь. От Церкви ждут не церковного проявления, а некой социальной смиренности: тяжелый труд, низкие зарплаты и т.д. Однако то, что составляет суть Церкви - евангельская правда и христианская нравственность, современными людьми не востребовано, хотя объективно обществу, безусловно, нужны христианские ценности, ибо только они способны направить жизнь людей в созидательное русло. Конечно, мы не можем пренебрегать свободой выбора, но засвидетельствовать существование этих ценностей, и прежде всего перед самой активной и плодотворной частью общества - детьми и молодежью, мы обязаны.

- Может быть причина в том, что за эти 15 лет Церковь не смогла наладить систему профессиональной подготовки кадров в области своей деятельности - миссионерства, социальной работы, духовно-нравственной работы в школах и вузах и т.д. Другими словами, люди не встречают профессионализма и в связи с этим не настроены к сотрудничеству с Церковью?

- Это правда. Я вспоминаю замечательного пастыря советского времени, о. Сергия Желудкова, который пророчески говорил: "Обязательно придет время, когда советский режим падет и когда священники получат возможность нести публичное общественное слово. Вы представляете, что они понесут?" И действительно, мы видим, что люди церковные получили слово и что они "несут"... В наше время эта проблема стала особо острой в силу именно расцерковленности общества. К сожалению, когда люди сталкиваются с образом Церкви, который создаем мы, сегодняшние православные - и пастыри, и миряне (а образ этот такой, что Церковь - это этнографический музей, прибежище для неграмотных, узко националистически настроенных маргиналов), то у многих нормальных людей нет желания с такой Церковью сотрудничать. Это уже, безусловно, внутрицерковная проблема.

- Как возникла идея проведения конференции?

- Идея возникла у сотрудника Патриаршего центра Александра Боженова. Он предложил обсудить назревшие церковные проблемы, которые многие из нас осознают и обсуждают частным образом, на некоем общецерковном молодежном уровне. Подготовка конференции длилась около пяти месяцев. Регулярно собиралась рабочая группа по подготовке конференции. На ней происходило обсуждение документов, которые мы хотели представить вниманию участников конференции. Рабочая группа состояла из представителей синодального Отдела по делам молодежи, ОВЦС, Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре, международного православного братства православной молодежи Синдесмос, представителей молодежных организаций г. Москвы. Консультантами рабочей группы были проф. МДА А.И. Осипов, проф. МДА диакон Андрей Кураев, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда. Мне очень нравилось то, что и в рабочей группе, и на самой конференции участники искали именно соборного мнения, вырабатывалось общее видение вопросов, которые мы поднимали.

- Расскажите о наиболее, значимых выступлениях на пленарном заседании и о том. как проходила работа по секциям.

- Что касается пленарного заседания, то уже присутствие владыки Климента, управляющего делами Московской Патриархии, свидетельствовало о важности этой конференции и о заинтересованности священноначалия в вопросах, которые мы подняли.

Всех участников очень воодушевило приветственное послание Святейшего Патриарха, в котором, в частности, были такие слова: "Доля ответственности за будущее Церкви и страны уже сейчас лежит и на молодых людях. В связи с этим особенно важно услышать голос православной молодежи, узнать проблемы и чаяния молодых людей - как они видят миссионерскую работу со своими сверстниками, как оценивают свои возможности в этом служении, что нового предлагают для развития духовно-просветительской работы среди подрастающего поколения". Мне очень понравилось выступление владыки Марка, заместителя председателя ОВЦС, который говорил о проблемах общинной жизни.

- Какие документы были представлены к обсуждению?

- Во-первых, это "Основные положения концепции духовного развития человека", затем "Миссия, катехизация и религиозное образование среди современной молодежи", "Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение" (где в частности были затронуты вопросы жизни молодого человека в церковной общине) и "Основные формы и методы работы с молодежью".

Одна из задач этих документов - изменение того взгляда на приходскую жизнь, который сложился в советское время. Формы приходской жизни, которые сложились вынужденно, под давлением богоборческой власти, исключали какое бы то ни было миссионерство, какую бы то ни было социальную работу, какую бы то ни было подготовку церковных кадров помимо священников. Подобная ситуация стала привычной для многих клириков.

Приход же - это прежде всего община, а раз так, то она должна жить полной церковной жизнью. Следовательно, на приходском уровне нужно осуществлять и миссионерское, и молодежное, и социальное служение. И вот на это обращали особенное внимание участники конференции. Если бы эти документы были приняты во внимание на епархиальном и на приходском уровнях, то они могли бы быть очень полезны для организации церковной работы.

Вообще, нужно особо подчеркнуть, что будущее Церкви - в возрождении церковной общины. Если мы обратимся к историческим источникам, то увидим, что исконное устроение Церкви была именно общинное, именно там язычники видели ту любовь, о которой произносили знаменитые слова: "Как они любят своего Христа и друг друга!" Это была именно община, а не то, как сейчас - человек сидит дома, читает аскетическую литературу, молится, а в храм приходит "индивидуально освящаться". Это время кончилось. Оно кончилось объективно, и проблема заключается в том, что мы или примем эту объективность и будем действовать в соответствии с ней, или мы как организация просто сойдем с исторической арены. Третьего не дано. Вот собственно об этом и говорят материалы нашей конференции: об организации и устроении общинной жизни в том или ином аспекте.

Особенностью этих документов является их концептуальная выстроенность. Святейший Патриарх эти документы одобрил и сказал, что их следует донести до церковной общественности. Если Бог даст и дело пойдет, то мы сможем осуществить и некоторые организационные формы, чтобы это было не только констатацией факта, но и некоторым руководством к деятельности.

http://www.tserkov.info/numbers/youth/?ID=1434
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Мещеринов)
Больше чем культура
Пессимистические заметки о Бахе и о наших современниках
17.10.2007
Мучение любви, или...
Размышления над книгой архимандрита Лазаря (Абашидзе) "Мучение любви"
27.07.2007
Все статьи Игумен Петр (Мещеринов)
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11