СТУДЕНТ ИЛИ КУРСАНТ?
В настоящее время армия комплектуется офицерским составом по контрактному принципу. Однако система подготовки офицеров по сути осталась советской. В те времена служба в армии была престижной и по советским меркам - высокооплачиваемой. На общем фоне невысокого, зато одинакового жизненного уровня населения офицеры выглядели благополучнее.
Сегодня многие молодые офицеры после истечения срока первого контракта предпочитают увольняться. Армия стала поставщиком квалифицированного специалиста для теперь уже не общенародного хозяйства страны. А военные вузы продолжают трудиться в полную силу, выпуская все новых и новых офицеров. Как это ни парадоксально, но они также стали тем прибежищем, где можно избежать трудностей военной службы.
"Продвинутые" призывники по окончании средней школы являются в военкомат и заявляют о горячем желании послужить Родине. Правда, в качестве офицера. Радости кадровых органов и руководства военных вузов нет предела - еще бы, приличные конкурсы среди поступающих дают повод рапортовать о повсеместном стремлении молодежи к военной профессии.
Вот только обольщаться этим обстоятельством не стоит. Первые курсы вузов полностью укомплектовываются вчерашними школьниками, и первые два года обучения проходят вполне успешно. Но с третьего курса количество отчисленных курсантов стремительно возрастает и к концу обучения достигает 30-40%. Такого количества отчисленных в советских военных училищах не было никогда (за исключением, может быть, летных, где специфика обучения предполагает значительный отсев по летной неуспеваемости).
Феномен этот объяснить легко. Проучившись два года в военных институтах (училищах), которые, как правило, расположены в столицах и крупных областных центрах, прожив в благоустроенном курсантском общежитии на пайке, молодой человек приобретает две важнейшие, с его точки зрения, вещи. Во-первых, военный билет: он относил погоны военнослужащего в течение двух лет и считается отслужившим срочную службу. Во-вторых, академическую справку об окончании двух курсов технического вуза.
Теперь сравним положение, скажем, курсанта Академии им. Жуковского и студента расположенного рядом московского авиационного института. Оба получают совершенно одинаковые дипломы авиационных специалистов с высшим образованием и даже одинаковые воинские звания лейтенанта (студенты, помимо всего прочего, проходят обучение на военной кафедре института и получают звание офицера запаса). При этом студент или платит деньги за обучение, или добывает себе "хлеб насущный". В то время как курсант учится и никаких забот не знает.
ВТОРОЕ МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Качественный скачок в развитии системы военного образования в СССР был сделан в конце 50-х годов, когда все средние военно-учебные заведения были преобразованы в высшие. Уже в 60-е годы только в ВВС функционировало несколько десятков вузов по подготовке авиационных специалистов с высшим образованием. Но их подготовка имела определенные недостатки. Например, высшие летные училища (ВВАУЛ) решали триединую задачу, т.е. одновременно готовили и командира, и инженера, и летчика. Причем обучение было ограничено жесткими временными рамками - четыре года и два месяца. В результате молодой офицер нуждался в длительной "доработке". Но так или иначе, вопрос был решен, и ВС получили огромное количество инженеров, занявших все должности в войсках, даже те, где инженерного образования не требовалось. А подготовка специалистов со среднетехническим образованием была свернута.
С тех пор армия, по сути дела, стала вторым министерством высшего образования, поскольку в ее структуре функционировало множество вузов, выдававших своим выпускникам дипломы о высшем образовании общесоюзного образца. Система эта продолжает работать и сегодня, только количество вузов уменьшилось.
В условиях социализма такая система вполне себя оправдывала - все стороны жизни в стране контролировались государством, финансирование шло из одного кармана. Военные преподаватели, работающие в вузах, практически навсегда уходят из войск, постепенно утрачивая с ними связь, и, по сути, становятся гражданскими чиновниками в офицерских погонах.
Ротации, то есть чередования службы в вузе и в строю, практикуемой в армиях многих стран, у нас нет. В настоящее время, когда финансирование армии, мягко говоря, недостаточно, военное ведомство можно напрямую обвинить в нецелевом расходовании бюджетных средств. Деньги, отпущенные на оборону, уходят на подготовку специалистов широкого профиля.
АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ ИЛИ ОСОБЫЙ ПУТЬ РОССИИ
Мы по-прежнему ищем свой особый путь, абсолютно игнорируя мировой опыт подготовки офицерских кадров. Так, например, все офицеры армии США имеют общее высшее образование. Однако в этой самой богатой стране мира есть только три высших военных учебных заведения, по одному на каждый вид ВС: училище для сухопутных войск в Вест-Пойнте; для Военно-морских сил (ВМС) в Аннаполисе; для Военно-воздушных сил (ВВС) в Колорадо-Спрингс.
Каждому поступающему в ВВС на офицерскую должность предъявляется два жестких требования. Первое - закончить высшее учебное заведение (желательно технического профиля). Второе - носить офицерское звание не ниже второго лейтенанта. Для кандидатов, поступающих в летные школы (в школах учатся только офицеры), существует еще одно требование: они должны иметь опыт полетов на легкомоторных самолетах или даже (авиация ВМС) лицензию пилота коммерческих авиалиний. Где, когда и на какие средства кандидат все это приобрел - командование ВВС не интересует. Вместе с тем созданы все условия, чтобы желающие могли подготовиться к службе в ВС.
Высшее образование можно получить двумя способами: поступив либо в высшее училище ВВС в г. Колорадо-Спрингс, либо на общих основаниях в любой гражданский колледж или университет. Высшее училище (при наборе 1,2 тыс. человек) ежегодно выпускает около 1 тыс. молодых офицеров с высшим образованием, что составляет только пятую часть ежегодной потребности ВВС мирного времени. Остальные 80% вакантных мест заполняются выпускниками гражданских вузов.
Высшее училище ВВС (иногда его называют академией), как и два других (ВМС и Сухопутных войск), является исключительно престижным учебным заведением, куда после окончания средней школы принимаются юноши и девушки (до 15%) по рекомендации президента, вице-президента, члена Конгресса или сенатора своего штата. Там они получают базовое высшее образование, а факультативно могут, например, освоить полеты на легкомоторном самолете, дельтаплане, прыжки с парашютом и т.д. Выпускник этого училища получает степень магистра или бакалавра, воинское звание второго лейтенанта и одну или несколько армейских специальностей: тренер по спорту, инструктор-парашютист, пилот легкомоторного самолета и т.п.
Молодой человек, планирующий в дальнейшем служить в ВС, но не поступивший в высшее военное училище (где конкурс в отдельные годы доходит до 10 человек на место), учится в гражданском высшем учебном заведении. При большинстве вузов имеются курсы вневойсковой подготовки (КОТС), аналог наших военных кафедр. Обучение на них производится в добровольном порядке в течение двух-четырех лет. Окончание курсов позволяет выпускнику вуза помимо диплома получить первичное офицерское звание второго лейтенанта запаса. Лица, имеющие высшее образование, но не окончившие курсы вневойсковой подготовки в вузе, могут стать офицерами, пройдя обучение в трехмесячной офицерской школе. Преподают здесь кадровые сержанты, режим максимально приближен к экстремальному, и "нестойкие" (количество их доходит до 40%) покидают школу уже в первую неделю обучения.
Армия США в мирное время комплектуется по контрактному принципу. Многочисленные призывные и вербовочные пункты по всей стране набирают личный состав, в том числе и офицеров. Не все офицеры, прошедшие курсы вневойсковой подготовки в вузах, призываются в армию мирного времени. Основная их масса остается в запасе до определенного возраста, составляя резерв военного времени. Часть из них проходит службу в организованном резерве и национальной гвардии ВВС.
Важнейшей особенностью комплектования армии является то, что ни один вступивший в ее ряды, пусть даже он окончил высшее военное училище, не может быть сразу назначен на должность. Высшее образование, офицерское звание, опыт полетов - это лишь необходимые условия для получения воинской специальности и должности. Собственно же задача армии - обучить призванного офицера, а также сержанта и солдата его узкой воинской специальности. С этой целью в ВВС США созданы командование подготовки кадров (КПК) и авиационный университет (АУ).
КПК отвечает за подготовку летного состава и имеет несколько летных школ (по американской терминологии - учебных тренировочных авиационных крыльев (утакр). Срок обучения занимает около года, при этом полеты проводятся с максимальной интенсивностью - до недавнего времени выпускник имел налет 240 часов. В настоящее время он несколько снижен, поскольку принятые на вооружение новые комплексные тренажеры полностью имитируют все параметры полета, что позволяет уменьшить реальный налет на самолете и тем самым снизить стоимость обучения.
АУ является сложной сетью военных школ и учебных подразделений, разбросанных как по всей стране, так и за ее пределами. Он отвечает за подготовку всех остальных специалистов ВВС. Сроки подготовки в университете могут быть самыми разными (от нескольких недель до нескольких месяцев) и устанавливаются в зависимости от характера и сложности будущей профессиональной деятельности офицера, сержанта или солдата. АУ ведет также подготовку командных кадров оперативно-тактического профиля, имея в своей структуре школу подготовки офицеров эскадрилий, командно-штабной и военный колледжи. Здесь конкретный командир готовится на конкретную должность.
В этом главное отличие их от наших академий оперативно-тактического профиля, где множество офицеров готовится для командования полками и дивизиями, а реально ими становятся лишь единицы. Подготовка основной массы офицеров остается невостребованной, а время и деньги затрачены впустую.
НОВАЯ ПРОГРАММА
Любая программа подготовки военного специалиста, и не только офицера, должна оцениваться по критерию "стоимость-эффективность".
Младший офицер для замещения первичной командной или инженерно-технической должности в войсках во всех видах ВС РФ готовится четыре-пять лет, при этом в большинстве случаев он требует после вуза длительной подготовки непосредственно в части. Молодой летчик - выпускник вуза даже в более благополучные советские годы затрачивал на это несколько лет. В нынешней же ситуации он рискует уволиться из армии в пенсионном возрасте, так и не научившись летать и вести боевые действия во всех условиях.
Ежегодно сотни вузов выпускают тысячи дипломированных специалистов с высшим образованием, которые в отличие от советского времени получают не направления на вакантные должности в народном хозяйстве, а свободные дипломы. Хотя многие из них в процессе учебы приобрели на военных кафедрах офицерские звания и воинские специальности, привлечь их для службы в армии можно, лишь создав соответствующие материальные предпосылки. С другой стороны, государство тратит колоссальные средства на обучение и подготовку специалистов в военных вузах из числа вчерашних школьников. Так, может, пора понятие "военно-специальное образование" разделить на составляющие: военное и общее высшее, предоставив возможность каждому ведомству заниматься своим делом?
В рамках проводимой реформы ВВС, как наиболее технический вид ВС, могли бы полностью отказаться от военно-специальной подготовки офицеров. Уже тысячи таких специалистов выпущены и продолжают выпускаться гражданскими вузами - как правило, они не находят себе профессионального применения. Задача ВВС состоит в том, чтобы привлечь их в свои ряды. Для этого нужно на порядок увеличить размер оплаты труда офицеров, а также существенно улучшить их моральное и материальное стимулирование, перенацелив для этого средства, выделяемые в настоящее время на содержание военных вузов.
Также назрела проблема усиления военных кафедр гражданских вузов. Их техническое переоснащение, пополнение преподавательским составом из числа кадровых офицеров и офицеров, находящихся в запасе и отставке, расширение материально-технической базы - веление времени, требующее быстрого и качественного решения. ВВС могли бы установить специальные стипендии для студентов или взять на себя часть расходов по их обучению, что по окончании учебы они обязаны отслужить в течение конкретного срока, оговоренного специальным контрактом, в ВВС. В крупных городах одна военная кафедра может обеспечить учебный процесс в двух и более вузах.
Все военнослужащие ВВС, в том числе солдаты срочной службы, перед поступлением в части после призыва проходят короткую подготовку в школах младших авиационных специалистов, где приобретают воинскую специальность. Этот порядок может быть распространен и на окончивших гражданские вузы офицеров. В такой школе или учебном подразделении молодой офицер адаптируется к условиям армейской службы и на базе теоретических знаний, полученных в вузе, приобретает узкую армейскую специальность. Срок подготовки в подобных учебных подразделениях может составлять от одного до трех месяцев.
В реформированных ВС было бы разумно оставить необходимое количество школ и учебных подразделений. В них в достаточно короткие сроки все военнослужащие, включая подготовленных в гражданских вузах офицеров, готовились бы для службы в боевых и специальных частях и подразделениях. Содержание огромных дорогостоящих вузов, в которых военный специалист в течение многих лет мог готовиться на первичную офицерскую должность, стало непозволительной роскошью.
Опубликовано в Независимом военном обозрении от 20.05.2005
http://nvo.ng.ru/concepts/2005-05-20/4_education.html