Надо признать, День Победы довольно крепко увяз в идеологической трясине, из которой еще предстоит выбираться. И как ни странно, идеологизации праздника куда как больше способствовали события новейшей эпохи в российской истории, чем советские годы. 9 мая - как повод вспомнить об утраченной мощи, выступить за реставрацию той системы и того государства, посетовать об отсутствии "твердой руки", которая когда-то якобы направила народ и настроила общество на победу. С другой стороны, нескончаемые попытки представителей "обиженных" советской властью стран и народов поставить под сомнение значимость события... В итоге история с приглашением лидеров других государств на празднование 60-летия Победы в Москву получила довольно непривлекательное развитие - как повод поделить приглашенных на друзей и врагов.
Торжественность и размах праздничного ритуала, доведенные в честь 60-й годовщины до некоторого логического предела, конечно, не дадут забыть о подвиге. Но помогут ли они его понять? Исследования социологов указывают на то, что люди с недоверием относятся к праздничному официозу, предпочитая транслируемой СМИ версии событий рассказы очевидцев и участников без купюр: "правдивые, жизненные, страшные"... (Всероссийский опрос Фонда "Общественное мнение", 15 мая 2004)
9 мая 2004 года наглядно продемонстрировало, как опасно оказаться в рабстве у ритуала. Трагическую гибель Ахмада Кадырова какое-то время предпочли попросту не замечать. На программе праздничных мероприятий это никак не отразилось. Должно быть, боялись испортить праздник, а на самом деле продемонстрировали, что уже мало кто понимает, что, собственно, празднуем.
Печальнее, однако, другое. 9 мая давно превратилось в день показательного внимания к ветеранам. Живущие, в основном, довольно бедно старики удостаиваются в эти дни подачек от политиков и чиновников всех мастей. То и дело речь заходит о "долге" и "признательности", как будто эти чувства призваны всего лишь компенсировать неспособность государства обеспечить старшее поколение регулярной заботой.
Потому не удивительно, что День Победы многими воспринимается сегодня именно как праздник ветеранов. Согласно данным опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады 15-18 апреля 2005 года, такого мнения придерживается четверть населения России. При этом среди молодежи в возрасте 18-24 лет так считают 38%. Большинство россиян (59%) уверены, что лучше всего отметить праздник именно заботой о ветеранах.
Стоит заметить, что сами представители старшего поколения скорее склонны считать 9 мая всенародным праздником. И они, пожалуй, куда ближе к истине. Ведь, как свидетельствуют другие исследования, у 64% россиян во время Великой Отечественной войны погиб кто-то из близких родственников (по данным опросов ФОМ и ВЦИОМ), а 51% участников опроса ФОМ (23-24 апреля 2005) сказали, что среди их ныне живущих знакомых или родственников есть люди, пережившие войну.
Увы, сегодня тяжелое положение, в котором оказалось большинство этих людей, не позволяет думать ни о чем другом, кроме помощи им. Но время неумолимо, и с каждым годом их становится все меньше. А значит, у политиков остается все меньше поводов для праздничной показухи.
Будет ли 70-летие Победы праздником мертвых, окончательно лишенным человеческого смысла официальным ритуалом или все-таки останется народным праздником и, может быть, будет как-то по-новому осмыслено? В конечном счете, это зависит от нас самих. Впрочем, здесь социологи отмечают положительную тенденцию. По данным ФОМ, на протяжении последних лет эмоциональная связь с праздником не только не ослабевает, но даже укрепляется. Если в 2003 году 83% опрошенных сказали, что 9 мая для них - особый, важный, значимый день, то в 2004 году так считали уже 88%, а в 2005 - 91%. Хотелось бы, чтоб это подавляющее большинство наших сограждан в дни праздника как можно меньше искало врагов или же горевало об утрате былой военной мощи, а чаще задумывалось о том, как сообща противостоять ненависти, разрушению и смерти. Ведь именно эта борьба сделала победу 45-го для нас особой победой.
08.05.2005
http://www.rosbalt.ru/2005/05/08/207728.html