Компьютер вместо выцветших плакатов

Казарма заждалась виртуальных средств обучения

0
128
Время на чтение 5 минут
В "наследство" от 90-х годов XX века армии и флоту России осталась масса проблем. Мы остановимся лишь на одной из них - обучении и воспитании солдат и сержантов.

КРИЗИС ОБУЧЕНИЯ

Особо тяжелое положение сложилось с призывниками. В Вооруженные силы (ВС) РФ попадает лишь 11-12%, да и то далеко не лучших ее представителей, молодежи. Как ни прискорбно, но обычным явлением в подразделениях и частях стали наркомания, алкоголизм, токсикомания, злостное хулиганство и другие негативные явления. Зачастую в воинский строй становятся юноши, не окончившие начальной школы, а то и вовсе неграмотные, зато неоднократно преступавшие закон.

С учетом уже критического некомплекта в офицерах звена рота (батарея)-взвод, как основных воспитателях солдат, сержантов и прапорщиков, проблемы обучения и воспитания становятся просто неразрешимыми.

Это далеко не все, а только основные причины массового дезертирства, уклонения от службы, издевательств и откровенного мордобоя в казармах, которые в СМИ называются "неуставными взаимоотношениями". Следует отметить практически нулевую роль сержантского состава, прошедшего "подготовку" в учебных центрах, где главным "учебным пособием" были лопата и метла. Оставляет, мягко говоря, желать лучшего и подготовка выпускников ввузов, программы обучения в которых перегружены предметами, далекими от реальной действительности командира взвода в бою.

А ведь умение мастерски владеть любым стрелковым оружием и грамотно обучить своих подчиненных жизненно важно - наряду с навыками по инженерному делу - в условиях той же Чечни. Как показала боевая действительность, выпускники ввузов, попавшие после выпуска сразу в Чечню, в подавляющем большинстве не способны полноценно управлять своими подразделениями. В результате лейтенантов приходится учить. Зачастую с азов, непосредственно в боевых условиях.

Возникает закономерный вопрос: как решить проблему воспитания и обучения в этих конкретных условиях?

ПОМОЖЕТ КОМПЬЮТЕР

Пришло время совершенствовать процесс воспитания и обучения сержантов и солдат, используя современные технологии. Речь идет об автоматизированном обучении, представляющем собой одну из разновидностей профессиональной подготовки с помощью компьютеров, часто используемых с другими техническими средствами автоматизации. Такими техническими средствами могут быть: кинопроекционные аппараты с управлением от ЭВМ; устройства для демонстрации слайдов; ленточные или дисковые видеосистемы; звуковоспроизводящая аппаратура с магнитной лентой или компакт-дисками; наборы микрофишей или выполненный типографским способом материал, к которому может обращаться ЭВМ для справок и ссылок. Важным дополнением средств автоматизированного воспитания и обучения являются традиционные средства кино и телевидения.

Содержащийся в системе автоматизированного воспитания и обучения учебный материал, называемый в научной литературе "программными обучающими средствами" (ПОС), может быть нескольких видов. ПОС представляют собой специализированное программное обеспечение, составленное программистами и специалистами в определенной области (аналитиками и алгоритмистами) и предназначенное для обучения какому-либо предмету путем их общения с компьютером. Таким образом, ПОС - это учебный материал в форме прикладных программ для ЭВМ, который может храниться на магнитных лентах, жестких или гибких дисках.

Разработка ПОС для автоматизированного воспитания военнослужащих в Вооруженных силах РФ находится на начальном этапе своего становления. Речь идет об электронных учебниках по психологии и воспитанию, автоматизированных курсах, а также прикладных программах для ЭВМ по автоматизированному воспитанию военнослужащих. Эти средства находят свое применение пока только в ввузах, и внедрение их в войсках необходимо ускорить.

Серьезным подспорьем для командиров звена взвод-батальон (дивизион) могут стать кино- и видеофильмы. Следует отметить, что кино, телевидение и видео имеют особое свойство: обращение к каждому человеку индивидуально, то есть лично, в отличие, например, от лектора, говорящего монотонным голосом с трибуны. Именно это свойство надо максимально использовать для воздействия на сознание каждого солдата, сержанта. Давно назрела необходимость в создании серии фильмов для решения второй части проблемы - обучения личного состава. Жизнь показала, что в войсках крайне необходим комплект видеофильмов по военным специальностям, службе войск и безопасности военной службы, а также по отдельным темам обучения.

Автоматизированное обучение предполагает новые, компьютерные формы обучения. К ним относятся: электронные учебники по предметам обучения и отдельным категориям военнослужащих (например, "Учебник сержанта"); электронные версии уставов и наставлений; автоматизированные обучающие курсы по отдельным специальностям и темам обучения; компьютерные программы с тактическими играми, а также тренировочные программы для привития практических навыков в выполнении функциональных обязанностей.

Указанные формы обучения позволят наглядно и доходчиво обучать военнослужащих требованиям уставных и руководящих документов, отрабатывать сложные темы по предметам обучения (при необходимости с боевыми примерами), проводить тренировочные занятия, доводя до автоматизма практические навыки. В современных же условиях, когда в ходе боевой подготовки на счету каждый литр ГСМ и каждый боеприпас, средства автоматизированного обучения позволят значительно поднять уровень профессиональной подготовки. Примером внедрения компьютерных форм обучения военнослужащих в Вооруженных силах является направление в РВиА ВС компьютерной программы обучения и тренировки выполнения задач по стрельбе и управлению огнем.

ТРЕНАЖЕРНАЯ СИСТЕМА

Важнейшие требования современного боя по огневому поражению противника выдвигают задачу более полного использования потенциальных возможностей подразделений артиллерии, оснащенных комплексами управляемого вооружения (КУВ). Решение данной задачи заключается в повышении эффективности боевого применения и выполнения огневых задач подразделениями, оснащенными КУВ. Под эффективностью боевого применения подразделений артиллерии, оснащенных комплексами управляемого вооружения, понимается степень реализации потенциальных возможностей подразделения по огневому поражению противника в ходе общего боя. Под эффективностью выполнения огневой задачи понимается достижение заданной (максимально возможной) степени поражения цели при заданном (минимальном) расходе высокоточных боеприпасов.

Выполнение требований по повышению эффективности КУВ невозможно без разработки современных тренировочных средств. Необходимость их разработки обусловлена, во-первых, всевозрастающей сложностью приборов и экипировки, входящих в состав комплексов управляемого вооружения. Во-вторых, высокой стоимостью управляемых боеприпасов (УАС), что не позволяет использовать их в большом количестве для подготовки расчетов. И, в-третьих, сложностью имитации различных вариантов боевого применения КУВ и условий боевой обстановки при проведении тренировок на местности с применением штатного оборудования, необходимости значительных затрат материальных средств при организации тренировок на реальной местности.

В настоящее время в НИЦ РВиА разработана идеология создания комплекса учебно-тренировочных средств для обучения расчетов комплексов управляемого вооружения "Краснополь" проведению мероприятий по подготовке стрельбы и управления огнем и непосредственно выполнению огневых задач, по выработке требований к тренажеру и его элементам, разработке СМПО для тренажера, показателей и критериев объективного контроля. Разработка полноценных тренажерных комплексов для войск, обеспечивающих подготовку личного состава и обучение должностных лиц работе на новейших образцах техники и вооружения, в том числе комплексах ВТО в любых условиях боевой обстановки, должна стать не менее приоритетной, чем разработка новых образцов вооружения.

Таким образом, совокупность определенных технических средств автоматизированного обучения (компьютеров, проекционных аппаратов, специальных экранов, средств связи и т.д.) и компьютерных программ позволит создавать в войсковых частях так называемые автоматизированные обучающие системы и компьютерные классы, обеспечивающие, что особенно важно, совместную подготовку, тренировку военнослужащих основных военно-учетных специальностей в составе части (подразделения). Настал момент, когда внедрение современных технологий в процесс обучения и воспитания военнослужащих на потом откладывать нельзя.

Однако очевидно, что никакая тренажерная система не заменит знания и опыт командира (преподавателя), но при этом может быть замечательным инструментом для обучения и воспитания.

Об авторе: Олег Галеевич Булатов - полковник, кандидат военных наук; Владислав Аркадьевич Рылов - полковник, кандидат военных наук; Александр Васильевич Карпович - полковник, кандидат военных наук.

http://nvo.ng.ru/forces/2005-04-01/3_education.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Как всё начиналось
Новый комментарий от Александр А.Б.
12.04.2024 20:46
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.04.2024 19:44
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
12.04.2024 18:39
России нужна «православная иранизация»
Новый комментарий от Советский недобиток
12.04.2024 17:59
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
12.04.2024 17:54
«Вскормленный в неволе…»
Новый комментарий от учитель
12.04.2024 14:50