Лунная соната

0
170
Время на чтение 6 минут
Взяться за перо побудили "откровения" президента Вайры Вике-Фрейберги. Точнее, ее публичные признания в эфире латвийского телевидения о том, что сознание русских пожилых людей, к сожалению, не изменишь и они 9 Мая будут раскладывать "воблу на газетах, пить водку и петь частушки, а также вспоминать, как геройски завоевали Балтию".

Скандальная "речь" главы государства вызвала бурю протестов. Резко отреагировал российский МИД, рассмотрев это высказывание в контексте усиливающихся в Латвии попыток переписать историю Второй мировой войны накануне 60-летия Великой Победы. "Заявление президента - на уровне бытовой склоки", - отчитала Вайру крупнейшая латышская газета "Диена". В России (а для многих и в Латвии) все, связанное с войной, воспринимается на священном, чуть ли не на религиозном уровне. Совершенно неуместное заявление может дать повод для всплеска негативных эмоций не только против президента, но и против всего латвийского государства, делает вывод популярное издание.

Латыши могут не волноваться: русские люди осознают разницу между трудолюбивыми соседями и их оторванным от народа националистическим руководством.

После передачи передавали по радио концерт классической музыки. И вдруг из глубин моей памяти всплыл образ давнего сибирского друга, к которому оскорбительные слова Вике-Фрейберги тоже имеют прямое отношение.

С Дмитрием Николаевичем Лавровым мы познакомились в глухой таежной глубинке Томской области. От небольшого поселка на реке Васюган до ближайшей железнодорожной станции почти тысяча километров. Дмитрий Николаевич как-то признался, что скучает по поездам: перестуку колес, звучным паровозным гудкам... В июне 1941 года он добровольцем ушел на фронт. Опытного
43-летнего хирурга назначили служить в санитарный поезд на Западном фронте. За время войны его руки и сердце возвратили жизнь и здоровье тысячам раненых. Множество раз вагоны с броскими красными крестами попадали под бомбежку - немцы варварски рушили международные конвенции. Операционному вагону доктора Лаврова долго везло - прямое попадание вражеского снаряда случилось лишь осенью 43-го.

Присыпанный взрывной волной, Лавров лежал на шпалах навзничь, и фашист, прежде чем пристрелить очередного раненого, опустил руку с автоматом так, что прицельная мушка покачивалась над переносицей Лаврова. Он застонал. Немец поднял автомат повыше, чтобы при выстреле кровь не забрызгала ствол, и тут увидел в петлице гимнастерки Лаврова эмблему военного медика. А врачи уже требовались вермахту.

Его долго перегоняли из одного концлагеря в другой, последним был Штутгоф на Балтийском побережье. Он и здесь продолжал, рискуя жизнью, лечить заключенных, согнанных сюда со всей Европы. Среди его пациентов оказался молодой латыш Янис, сельский фельдшер из Курляндии. Лавров запомнил его потому, что слишком долго пришлось лечить переломанную немецким автоматом руку парня. Они подружились. И потом Янис помогал ему во врачебном деле. Лавров помнит, что у Яниса в разных бараках содержались его земляки. Из Латвии морем регулярно прибывали баржи, набитые людьми, схваченными во время облав на городских и сельских улицах.

Лаврову гитлеровцы разрешали иногда покидать барак в одиночку. Он ходил вдоль ограды из колючей проволоки, куда другие приближаться опасались, и собирал зеленые травинки. На лекарства годилась всякая растительность. Однажды он видел, как привезли новую группу заключенных. Раненых укладывали рядами, мухи ползали по их желтым лицам, жаркое солнце обесцвечивало густую щетину на подбородках.

Вдруг, заглушая стоны людей, над лагерем смерти, над всем этим ужасом поплыла усиленная громкоговорителями мелодия "Лунной сонаты" Бетховена, разрывающая измученные сердца обреченных на смерть людей. Большего кощунства, более утонченного надругательства над человеческой жизнью и над гениальной музыкой Лавров не мог себе представить. Так фашизм обнажал свою суть в этих "воспитательно-трудовых" лагерях - по определению Геббельса и латвийских авторов недавно изданной книжки "История Латвии: XX век".

Всю жизнь тянулся Лавров к знаниям, к настоящей культуре, шел к заветной мечте трудовой дорогой. Родителей он не знал, вырос в томском детском приюте. За свои способности к учению его перевели в гимназию. Потом поступил на медицинский факультет Томского университета, сам зарабатывал на жизнь и учебу. Он сдавал экзамены знаменитому советскому хирургу Андрею Григорьевичу Савиных, сам стал хирургом. И вот эта музыка, эта колючая проволока, эта шеренга уложенных на землю узников.

К концу войны Дмитрий Николаевич окончательно убедился, что фашизм, его идеология подавляли в людях, в первую очередь, духовные человеческие качества, культивировали ненависть и невежество. Совсем не случайным было глумление над гениальной музыкой. Лавров после Победы вернулся домой, в Сибирь. Нарымский край, Васюганье - это территория, где проживали люди многих национальностей, по разным причинам приехавшие сюда. Были среди них и послевоенные переселенцы из Прибалтики. Коренные жители привечали всех, не копались в их биографиях. Помогали всячески обустроиться на таежном месте. Работали вместе в колхозах, на промысловых базах и лесопунктах. Как мог, помогал всем и доктор Лавров.

Хирург районной больницы Лавров прошел все Васюганье вдоль и поперек. На самолете и обласке, на лошадке и на лыжах добирался до охотничьих заимок, делал операции в самых невероятных условиях, как на фронте. Однажды он пригласил меня в соседний с поселком лес. В тайгу он приходил не ради охоты. Сюда его привлекало желание "отвести душу". Дмитрий Николаевич - талантливый художник. Я заметил, что в картинах Лаврова несколько раз повторяется в разных вариантах один сюжет. Возле занесенного снегом домика стоит запряженная в розвальни лошадь. Она давно уже ждет хозяина, снег выбелил ей спину, засыпал все следы. Вокруг - звенящая тишина. И в этой безмятежности деревенской ночи тревожным квадратом светится одно окно. Там несчастье, там оказывает кому-то помощь врач.

Дмитрия Николаевича знали далеко за пределами области. И это не просто популярность сельского доктора. Во всех рассказах о Лаврове - глубочайшее уважение к изумительному мастеру кисти и медицины. Человек высокой культуры, он всем своим образом жизни утверждал лучшие нравственные принципы. Лаврову было 62 года, когда у него родился сын Саша. Александр отслужил в армии, окончил институт. А остался Саша без матери, когда ему был всего год от роду. И Дмитрий Николаевич, завернув ребенка в одеяло, ездил с ним по тайге на срочные операции, брал с собой в любое время суток и года. Так и вырос Саша возле операционного стола.

Есть много измерений для любой человеческой жизни, потому что всякая жизнь многообразна. Но есть понятия, которые стоят всегда особняком, - нравственный долг и судьба. У Дмитрия Николаевича судьба необычная. Необычная по своему драматизму, необычная по важности событий, происходящих в мире. И как бы ни складывалась эта судьба, Лавров всегда верен главному - человеческому долгу. За свою жизнь он не обронил ни единого грубого слова, никого не оскорбил бестактной поспешной фразой. В его сельском домике все подтверждает неприхотливость хозяина к жизненным благам - печка, кровать, стол, стулья и шкаф. И десятки этюдов, эскизов, акварельных набросков. Есть среди них особенные, сделанные по памяти, необыкновенные акварели. Рассказы художника о войне. Помятые осколками вагоны санитарного поезда, операционная на колесах с разбитыми стеклами от бомбежки, портреты раненых, медиков-товарищей, машиниста фронтового паровоза. Его картины висят во многих сибирских домах. Они экспонировались в Томске и Москве. "Знаете, - говорит Дмитрий Николаевич, - я счастлив, когда удается увидеть и передать в рисунке гармонию природы. Именно так. Вот сейчас неотъемлемой частью васюганского пейзажа стала буровая вышка. Крохотный штрих на гигантском полотне тайги. А сколько он может рассказать!" Среди геологов и нефтяников у Дмитрия Николаевича много друзей и почитателей его таланта. Дружба с буровиками и нефтяниками у Дмитрия Николаевича крепкая. "Некоторые меня считают глубоким стариком, - усмехается Лавров, - а я летом Васюган переплываю".

Дмитрий Николаевич за всю жизнь ни одной папиросы не выкурил, не выпил ни рюмки. Хотя русский вековой обычай - поминать погибших, поднимая за них стопку, знал хорошо. Для ветеранов Великой Отечественной этот обычай, говорил он мне, имеет и еще один глубинный смысл - фронтовые 100 граммов выдавали солдатам перед боем, который для многих из них был последним.

Наш разговор затянулся допоздна. По радио передали последние известия. И вдруг под деревянными сводами таежного домика зазвучала "Лунная соната" Бетховена.

Сидящий передо мной седой человек с большими натруженными руками замолчал. Потом выпрямился, всем своим существом отдаваясь течению мощной мелодии. Ему было что вспомнить под эту музыку. Но мне показалось, что в эти минуты все пережитое он оставил в тайниках своего сердца. Сейчас Лавров, обыкновенный и великий русский человек, наслаждался шедевром гения.

Не каждому смертному дан, госпожа латвийский президент, этот божественный дар услышать струны чужой души и протянуть ей дружескую руку.

http://www.gudok.ru/index.php/23868
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Вострухов
Матушка
08.02.2011
Праздник в Пюхтицах
Исполнилось 75 лет матушке Варваре, настоятельнице Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря
29.08.2005
Матушка
17 августа исполняется 75 лет игуменье Варваре, настоятельнице Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря
16.08.2005
Все статьи Евгений Вострухов
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09