Хождения по мукам, или необычайные злоключения иностранцев в России

Новости Москвы 
0
275
Время на чтение 9 минут
Бегство из золотой клетки

Священник Александр Коканович и его супруга, матушка Анна, пожалуй, самая необычная супружеская пара Русской Православной Церкви. Отец Александр - серб, сын Обрада Кокановича, заместителя министра финансов Югославии в правительстве Тито. Анна - вьетнамка, дочь Ван Тьен Зунга - министра обороны Республики Вьетнам, члена Политбюро Вьетнамской коммунистической партии...

Судьба отца Александра с юности складывалась необычно для сына столь высокопоставленного чиновника коммунистического государства. Его отец, несмотря на свой пост, был русофилом и с детства привил сыну любовь к классической русской культуре и России. Когда Саша вырос, то по финансовым стопам отца не пошЈл: окончил Духовную семинарию святых Кирилла и Мефодия в городе Призрань. Стал выпускать самиздатовский православный листок. И вскоре "за антикоммунистическую и антигосударственную деятельность" оказался в Белградской тюрьме. Связи отца помогли лишь скосить срок вдвое. Начальник тюрьмы, пришедший познакомиться с "министерским сынком", злорадно вопрошал: "Ну что, где твой Христос? Почему он тебя не вызволит отсюда, хотя бы и руками твоего папаши?" Александр отвечал: "Христос вместе со мной и здесь, в темнице".

Молодой человек отсидел полтора года в тюрьме и по освобождении уехал в Словению, где устроился в коммерческую фирму по продаже бытовой техники. А в 1985 г., как представитель фирмы, прибыл в Москву...

Вьетнамское имя Анны - Хоа, что означает "прекрасный цветок". Она была последним, четвЈртым ребЈнком в своей семье, самым любимым и балованным. Воспитывалась как принцесса: до 25 лет за ней присматривали няня и домработница. До своего отъезда на дипломатическую работу во Францию жила припеваючи в огромном родительском особняке в центре Ханоя. Да и во Франции, прямо скажем, не слишком напрягалась бытовыми нуждами. И потому, когда из Вьетнама позвонил отец и сказал, чтобы она ехала учиться в Советский Союз, она проревела от огорчения всю ночь. Но делать было нечего: отец уже договорился со своим другом, бывшим послом СССР во Вьетнаме и тогдашним заместителем министра иностранных дел СССР Чаплиным, что тот устроит Хоа в Дипломатическую академию. Так она оказалась в Москве.

Не нужен мне берег вьетнамский

- Девушка, извините, Вы верите в Бога?

Хоа подняла глаза и увидела перед собой молодого мужчину - с проницательным взглядом тЈмных глаз и чЈрной как смоль бородой.

- Я? - девушка смутилась. - Я коммунистка, верю в партию... А что такое - Бог?

- Не что, а Кто...

Этот разговор между Александром и Анной состоялся в 1987 г. в телевизионной комнате дипломатического корпуса Боткинской больницы. И если серб проходил профилактику в общем-то рядового заболевания, то за жизнь вьетнамской пациентки врачи опасались всерьЈз. Но - обошлось. Она выписалась из больницы, но телефон этому странному настырному сербу так и не дала. Он сам откуда-то узнал телефон Дипломатической академии и позвонил. Совместные походы в театр чередовались воскресными стояниями на литургии в православном храме. И вскоре, тайно от родителей, она крестилась под именем Анна и обвенчалась с Александром. Родители узнали "о непоправимом" только в 1989 г., когда Анна родила в Москве своего первенца, Антона. Разгневанный министр обороны Вьетнама по телефону устроил нагоняй военному атташе Вьетнамского посольства и велел прямо из роддома отвезти дочьс внуком в аэропорт и отправить на родину. Но Анна отказалась наотрез. На дворе стояла уже демократия, и насильно вывезти живого человека оказалось не под силу. Тогда пошли по иному пути: ходатайствовали о выселении четы Кокановичей из гостиницы Дипкорпуса на Белорусской, где они жили два года после венчания. РасчЈт был на то, что избалованная девчонка, столкнувшись с первыми трудностями, сама бросит мужа и с покаянным плачем вернЈтся в родительский дом. Но она оказалась крепким орешком и трудности восприняла со стоическим упорством, вернее, с христианской жертвенностью.

Первой трудностью был пьяница, у которого они сняли комнату с подселением. Каждое утро чету Кокановичей будил стук в дверь и хриплый голос хозяина с большого бодуна: "ДаЈшь пятьдесят грамм!" Анна долго не могла понять: что такое пятьдесят грамм? Сначала думала, что это советские деньги такие, за съЈм жилья...

Со временем трудностей только прибавлялось, и уже нешуточных. В 1991 г., после рождения второго сына Стефана, из Вьетнама пришло известие, что, во-первых, от неЈ отказались родители, а во-вторых, еЈ лишили вьетнамского гражданства.

К этому времени у неЈ закончился срок дипломатического паспорта и она оказалась без каких бы то ни было документов на руках. "Ничего, Аннушка, Бог не выдаст - свинья не съест", - успокаивал жену Александр. И действительно, это обстоятельство не помешало рождению их третьего и четвЈртого сыновей - Николы и Кости.

Батюшка и матушка

В 1994 г. в Новодевичьем монастыре Александр был рукоположен митрополитом Ювеналием сначала в диаконский, а потом и в священнический сан и направлен настоятелем в храм Рождества Христова деревни Варварино, что в Подольском районе. Место, прямо скажем, не самое сладкое. Денег на восстановление полуразрушенного храма не было, как, впрочем, и жилья для семьи священника. Вселились в пустовавшее много лет ветхое деревянное здание церковно-приходской школы XIX века постройки - без крыши и с провалившимися полами. Пока не было мебели - спали на кусках фанеры. Потом на помощь пришли прихожане - откуда-то приволокли кровати, помогли с ремонтом крыши... Три года прослужил отец Александр настоятелем в Варварино. За это время он вдохнул вторую жизнь в тихо умиравший посЈлок - прежде всего, конечно же, духовную: почти полностью восстановил храм, открыл воскресную школу для детей, причащал и исповедовал больных, давал приют и пищу нуждающимся и задумывал создать на территории заброшенного пионерского лагеря Русскосербскую православную общину как для русских, так и для сербских беженцев...

И это не было пустой мечтой. Дело в том, что двенадцать корпусов бывшего пионерского лагеря "Чайка" стояли впритык к храму на земле, которая до революции была собственностью Церкви. Согласно Указу Президента РФ о возвращении церковной собственности, земли эти должны были отойти общине Рождественского храма. И отошли бы, если бы на них не позарились другие люди.

Под "прессом" уголовников

Другими людьми оказались деятели из московской фирмы "Форт", провернувшие сделку о купле продаже этой территории через администрацию сельсовета. А заодно оттяпали и здание старой церковно-приходской школы, в которой жила семья отца Александра с четырьмя детьми. Конечно же, фирмачам нужен был не пионерский лагерь, а земли под строительство коттеджей для "новых русских". Одна закавыка: священник категорически отказался выселяться. Пришлось выдержать длительную осаду. Для начала в самый разгар зимних морозов в здании были отключены свет и отопление.

Потом супругов поочерЈдно вызывали в отделение милиции. Главный местный милиционер Юрий Рябов разговаривал с Анной вежливо и вкрадчиво.

Обещал оформить все необходимые документы и ближайшим рейсом отправить с детьми во Вьетнам.

- Я Сашу не брошу! - отрезала Анна. - Как это так: дети будут без отца?!

С отцом Александром страж порядка не церемонился. Говорил о том, что упрямые люди долго на свете не живут, и пообещал оформить священника бомжем.

Потом заявились уголовники.

- В общем так, чтобы завтра вас здесь не видели. Понял? Второй раз повторять не буду!

Потом уголовники приходили и второй, и третий раз - с теми же угрозами. Потом ворвались ночью: сорвали с петель двери, разбили стЈкла и выломали оконные рамы. После этого погрома у Анны, беременной пятым ребЈнком, от переживаний случился выкидыш... Заявление отца Александра в Московскую областную прокуратуру так и осталось без ответа.

За неделю до праздника Пасхи 1997 года, в 5 часов утра к зданию церковно-приходской школы подъехали грузовик КамАЗ, автобус и четыре иномарки. Их них вышли десять бритоголовых молодцев в чЈрных кожаных куртках, пинком высадили входную дверь, матерясь, заломали руки священнику и отконвоировали его в автобус. Следом за ним втолкали Анну и плачущих детей. Наспех побросали вещи в загодя приготовленные мешки и забросили их в грузовик. В этот момент на место происшествия прибыла милицейская машина. Из неЈ выскочили несколько милиционеров, вооружЈнных автоматами, которые так и простояли как сторонние наблюдатели до тех пор, пока автобус с пленниками не тронулся в неизвестном направлении.

Так как ни санкции прокурора, ни постановления суда на насильственное выселение предъявлено не было, то отец Александр приготовился к самому худшему. Четыре часа дороги показались вечностью. Два раза машины останавливали на постах ГАИ. Отец Александр пытался криком привлечь внимание гаишников, но тщетно: бритоголовые зажимали ему рот и силой удерживали на сиденье.

Наконец автобус и грузовик въехали в глухую заброшенную деревеньку. ПривезЈнные вещи были свалены под дождь перед покосившимся от времени деревянным домишком с выбитыми окнами и распахнутой настежь дверью. А на прощание отцу Александру вручили свидетельство купли-продажи дома: живи!

Христа ради

ВсЈ произошедшее отец Александр воспринял с удивительным смирением.

Он не стал раздувать международный скандал, хотя мог бы: он является духовным чадом Святейшего Патриарха Сербского Павла и лично знаком с чрезвычайным и полномочным послом Сербии в России. Он не стал нанимать адвоката. Хотя его мучителям светили более чем серьЈзные статьи уголовного кодекса, например похищение людей. Но, во-первых, он не верил в справедливость правосудия в ельцинской России, во-вторых, юридически и житейски наивен, а в-третьих - у него просто не было средств, чтобы нанять этого самого адвоката.

Да что там адвоката - не было денег даже на билет в Москву, чтобы объяснить правящему митрополиту, почему он не может выйти на службу! Ведь оказался-то он в деревне Подборки Калужской губернии.

Ну, а если по большому счЈту, то все свои несчастья отец Александр объясняет богословски: страдает за Христа. "Раз оказался на Калужской земле, значит, нужно служить Богу здесь", - рассудил священник. В один из ближайших воскресных дней, в церкви райцентра Козельск, он встретил архиепископа Калужского Климента, приехавшего сюда отслужить литургию. Владыка выслушал священника, подивился необычности его истории и дал благословение на служение в своей епархии. Отныне отец Александр совершал требы в Подборках, а по воскресеньям ездил служить на автобусе за 25 километров в церковь Козельска.

Золушка наоборот

Анна занялась огородничеством и садоводством. Не разгибалась с утра до ночи. Ребята ей помогали. Потому что есть приходилось только то, что выращивали собственными руками.

- Что давало силы? - интересуюсь я у Анны.

- Любовь к мужу, голодные глаза детей и... молитва! - неожиданно признаЈтся матушка. - Бывало так, что в конце зимы или весной все съестные запасы заканчивались. Мы с детьми становились на молитву перед иконой Божией Матери. И Господь всегда чудесным образом посылал помощь. Один раз вдруг монахи из Оптиной пустыни привезли продукты. В другой - прикатил целый грузовик с вещами и продуктами из Москвы. "Кто прислал?" - интересуюсь я у водителя. "Не знаю", - отвечал он... С этих самых пор для меня самой большой ценностью в доме стали иконы...

Да, работать все эти годы, по выражению самой матушки, приходилось как лошадь. Тем более что в большой семье Кокановичей прибавился ещЈ один рот, вернее, огромная радость - долгожданная дочка.

- ЕЈ рождение чуть не стоило мне жизни, - рассказывает Анна. - Рожала в Козельском роддоме. После того как девочка вышла, у меня открылось обильное кровотечение и, по заверениям врача, я потеряла сознание и пережила состояние клинической смерти. Но я не припомню, что теряла сознание.

Я как бы воспарила в воздухе, пыталась что-то сказать врачу и акушерке, суетившимся над моим телом, потом меня затянуло в воронку и я полетела по какому-то коридору. В конце коридора я увидела яркий свет. Этот свет я не забуду до конца моей жизни. Это был свет любви и доброты. Несмотря на свою яркость, он не слепил глаза. И я поняла, что источником этого света мог быть только Христос. Я оказалась в пустынной местности, ощутив под ногами мягкий песок. Услышала пение, похожее на церковное, и пошла в ту сторону, откуда оно исходило. Вдруг передо мной словно выросла высокая каменная стена, за которой были видны крыши зданий и зелЈные кроны деревьев. Иду вдоль стены и вижу большие ворота. Они открываются, и мне навстречу выходит улыбающийся старичок - добрый такой, с длинной белой бородой и в серой священнической рясе. Я говорю: "Батюшка, куда я попала?" А он: "Ты чего, дочка, пришла так рано?" Я говорю: "Я только что родила девочку и у меня дома ещЈ четверо детей". Он: "Мы знаем. Тебе следует идти обратно". Я: "Каким образом?" Он: "Сейчас само собой случится". Оглядываюсь и вижу, что за мной уже люди в очереди стоят... В этот момент вдруг чувствую резкую боль в груди и слышу испуганный крик акушерки... Потом акушерка мне рассказывала: "У тебя всЈ шла и шла кровь, и мы не могли остановить. У нас уже опустились руки, и вдруг кровь остановилась сама собой - совершенно непонятно почему"...

НоворождЈнную родители назвали Моникой, в честь матери учителя Церкви Блаженного Августина. В четыре года девочка уже вовсю читала книги, а в пять лет - пошла в первый класс. СмышлЈными растут и сыновья, для которых русский язык - родной: говорят на нЈм, в отличие от своих родителей, без акцента. Старший - Антон - круглый отличник, благоговеет пред всем военным. Мечтает стать офицером Российской армии, чтобы защищать своЈ Отечество - Россию. А младший, Костя, вероятно, пойдЈт по духовной стезе. Его любимое занятие - залезать на яблоню в саду и распевать православные песнопения, которые он знает во множестве наизусть...

Неисправимые оптимисты

На столь идиллической ноте мне и хотелось бы окончить эту статью, но... Злоключения этой необычной семьи не окончились. В декабре прошлого года, когда Кокановичей не было в Подборках, их дом спалили. На пепелище не нашли ни одного металлического предмета, что указывает на то, что перед пожаром дом тщательно обчистили.

Сейчас семейство отца Александра - в Москве. Сыновей удалось пристроить в Кадетский корпус Алексеевской пустыни, что в Ярославской области. Моника живЈт с родителями. Вспомнив былое, Кокановичи сняли жильЈ.

За подаянием ни к кому не обращались: совестно. Не помогут уже и родные. Родители батюшки умерли в Сербии. УшЈл в мир иной и министр обороны Вьетнама, в последний путь его проводили первые лица партии и государства. А Кокановичи, как и прежде, надеются лишь на Бога и на самих себя. Анна устроилась работать переводчиком, а отец Александр служит требы: освящает, крестит, отпевает. И ждЈт от правящего архиерея Московской областной епархии митрополита Ювеналия назначения на какой-нибудь приход.

- Если будет нужно, я готов страдать за Христа и впредь. А за православную Россию выступаю потому, что знаю: будет хорошо нашему старшему русскому брату - будет хорошо и нам, сербам. Я здесь, потому что уверен: возродится Русь - возродится и Сербия. Русь Святая, храни веру православную! - торжественно заключает отец Александр и размашисто крестится.

Для тех, кто имеет возможность и желание помочь семье отца Александра, сообщаем реквизиты:

Получатель: КПП 774403002, Вернадское отделение N 7970/01284 Сбербанка России, ИНН 7707083893, л/с N 42607810338181400061,

р/с отделения: 30301810638000603818.

Банк получателя: Сбербанк России г. Москва,

к/с 30101810400000000225, БИК 044525225.

Телефон для связи с отцом Александром:

8-916-646-85-94.

"Русский Дом", март 2005 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Полынский
"Родина" приземлилась в КРО
Неудобные вопросы и откровенные ответы. С известным политиком, лидером Конгресса Русских Общин Дмитрием Рогозиным беседует главный редактор газеты "Можайское обозрение" Андрей Полынский
08.12.2006
Все статьи Андрей Полынский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.04.2024 15:43
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:23
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:20
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
28.04.2024 14:55
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.04.2024 13:48