Президент Ирака шейх Гази Аджил аль-Явар заявил в интервью арабской газете "Аш-Шарк аль-Аусат", что правительство не будет формироваться на религиозной основе. По мнению президента, "лучший выход - светское правительство, уважающее религию, обычаи и традиции Ирака". Как заметил Гази Аджил аль-Явар, "суннитское правительство не устроит шиитов и наоборот". Правда, многие в Ираке придерживаются мнения, что обычаи и традиции страны носят религиозный характер. Однако формирование правительства - это дело будущего. Скорее всего будет сформировано формально светское правительство, которое будет отражать сложившийся на данный момент баланс сил.
Выборы в Ираке проводились в условиях оккупации под контролем американцев, с множеством нарушений и при отсутствии международных наблюдателей. В них приняло участие "подавляющее меньшинство" населения: 20, максимум 35% от общего числа избирателей. Последнюю цифру назвал генеральный секретарь Совета иракских племен Раад аль-Хамдани в интервью саудовской газете "Аль-Ватан". При этом он отметил, что массовый характер выборы носили лишь в Курдистане и Эн-Наджафе на юге Ирака. Хотя, по последним официальным данным, в выборах участвовало 58% населения всей страны.
Тем не менее формально выборы состоялись. Накануне президент Ирака подверг критике ряд суннитских религиозных деятелей за призыв бойкотировать выборы, заявив, что "все политические силы сейчас в одной лодке, и если кто-то начнет ее раскачивать, довольными будут только крокодилы". Наверное, он прав по крайней мере в том, что нужна какая-то новая точка отсчета истории страны. Именно этой точкой и стали выборы.
Провозглашение выборов состоявшимися означает, что начинается узаконенная реализация ранее достигнутых договоренностей между американцами и политическими силами, представляющими интересы различных национальных и религиозных слоев иракского общества. На существование таких договоренностей неоднократно намекали в достаточно прозрачной форме сами американцы, например, бывшие госсекретари США Генри Киссинджер и Джордж Шульц.
Сейчас в Ираке появилась реальная возможность появления законно избранной власти в лице президента и парламента. Все структуры власти будут создаваться на формально законном основании. Ирак снова станет полноценным членом международного сообщества, а его законодательная и исполнительная власти получат право издавать законы и заключать договоры на основе принятых международных норм. Законное основание для своей деятельности получат и те оппозиционные силы, которые намерены бороться за власть или расширение своих национальных или религиозных интересов.
Иракцы выбирали 275 членов Национальной ассамблеи, которым, в свою очередь, предстоит выбрать президента, его заместителей и рассмотреть проект Конституции. Депутатские мандаты, конечно, будут распределены согласно сложному этноконфессиональному принципу. С учетом того, что подавляющее большинство населения Ирака арабы (75-80%), а 15-20% (по американским данным) - курды. На все остальные народы и этнические группы приходится 5% населения страны. В то же время большинство населения составляют мусульмане-шииты (около 60% населения), а сунниты - меньшинство (только 20%).
Места в парламенте будут распределены с учетом официальных результатов выборов, обнародованных 13 февраля. Как и предполагалось, на первом месте оказались шииты, на втором - курды, а третье осталось за суннитами. Ранее складывалось впечатление, что арабам-суннитам, несмотря на их неучастие в выборах, тем не менее предложат больше полномочий, чем курдам, прежде всего ради сохранения хотя бы видимости благополучия в стране. Но исходя из официальных итогов голосования, пока непонятно, какую роль сунниты будут играть в парламенте. С формальной точки зрения сунниты, многие годы управлявшие Ираком, из политической жизни страны исключены.
Относительно числа мест, которые займут в парламенте представители этноконфессиональных групп, существуют различные оценки. Считается, что доминировать будут шииты. По одним данным, у них должно быть 120 мест, у суннитов - 70, у курдов - 55, у туркмен - 15, у христиан - 10, а у других религиозных меньшинств - 5. По другим оценкам, шииты займут 150-160 мест, а суннитов будут представлять 80-90 депутатов. Остальные места достанутся курдам, а также национальным и религиозным меньшинствам.
В выборах приняли участие преимущественно шииты и курды (в основной массе сунниты). Арабы-сунниты практически устранились от выборов. Не остались в стороне и христиане, о которых редко упоминают в силу их малочисленности. Численность иракских христиан составляет примерно 3%, а скорее и того меньше. После войны в Персидском заливе в 1991 г. число христиан неизменно сокращается (сейчас их не более 650 тыс.). Христиане Ирака представлены преимущественно ассирийцами, а также халдеями-католиками, возглавляемыми Патриархом Эммануилом Дили. Папа Иоанн Павел II еще в октябре прошлого года призвал католиков Ирака не покидать родину и фактически санкционировал их участие в парламентских выборах.
В течение последних десятилетий иракские христиане мирно сосуществовали с представителями других религий. Однако после оккупации христиане обвинялись многими исламистскими организациями в симпатиях к оккупационным властям и сотрудничестве с ними, а также в "распространении порочности и безнравственности". Организации экстремистского толка угрожали местным христианам расправой. "Христиане оказывают оккупантам большую помощь, работая на них от переводчиков до осведомителей", - говорится в листовке, распространяемой от имени группировки "Катаиб Тасфия Аль-Умаля ва Аль-Джавасис". Тех, кто не прекратит сотрудничество с оккупационными силами, ждет "жесточайшее преследование вплоть до физического уничтожения".
Христиане, несмотря на подобного рода угрозы, все-таки отправились к избирательным участкам. Об этом сообщил представитель организации Open Doors Ministries в Ираке Джерри Дикстра, заявивший, что иракские христиане голосовали с надеждой на то, что новое правительство обеспечит их безопасность. "Христианам, - сказал он, - необходимо, чтобы их позиция была выслушана будущим правительством. Им необходимо принять участие в процессе избрания нового президента страны и двух вице-президентов. Это голосование... может прекратить процесс ущемления их прав".
Скорее всего американцы получили явно не те результаты, на которые рассчитывали. Конечно, они понимали, что шииты окажутся в большинстве. И новостью для них это быть не могло. Не особенно тревожит их и то, кто станет премьер-министром - Айяд Алауи или ставленники аятоллы Систани.
Киссинджер и Шульц прямо заявляют, что "американский опыт с шиитской теократией в Иране после 1979 года заставляет нас усомниться в своей способности предсказывать эволюцию шиитов или перспективы распространения блока, в котором господствуют шииты". Исходя из этого они не намерены допускать в Ираке такой ситуации, когда шииты получат "ничем не ограниченное правление". Конечно, полагают американцы, "плюралистическое, возглавляемое шиитами общество в самом деле стало бы счастливым результатом". Однако они намерены строить свою политику не на благих пожеланиях, а на реалиях иракской действительности. Потому они рассматривают состоявшиеся выборы как только первый необходимый этап политической эволюции Ирака "от военной оккупации к политической легитимности".
Конечным результатом конституционного строительства в Ираке будет создание федерации с упором на региональную автономию. Так видят будущее Ирака Генри Киссинджер и Джордж Шульц. В этом случае просматривается перспектива создания трех федеральных центров - суннитского, шиитского и курдского. Особенно если принять во внимание, что согласно опросу, проведенному в ходе выборов на курдских территориях, за создание независимого курдского государства проголосовали около 99% избирателей.
Александр Константинович Лукоянов - старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
16.02.2005