Невидимая святость

0
170
Время на чтение 4 минуты
Есть у современных верующих популярная фраза - "оскуде преподобный". То есть времена святых были когда-то давно, а теперь преподобных уже нет. Такая себе привычная романтизация прошлого. Но святые есть всегда, ведь Господь обещал, что будет с нами во все времена, а не только в какие-то отдельные периоды истории. Если Христос с нами, то и святые тоже с нами. Проблема только в том, что истинная святость - это не только воскрешение мертвых и исцеление больных.

Если посмотреть на историю церкви, окажется, что очень многих святых при жизни как святых не воспринимали. Епископов Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника считали только "популярными духовными писателями" и известными проповедниками. Святого Иоанна Златоуста, как в свое время Максима Исповедника и Афанасия Александрийского, вообще удаляли с кафедр и отправляли в ссылку, то есть относились к ним как к недостойным своего сана. При этом Златоуста осудил даже собор епископов, и только после его смерти греки поняли, кого потеряли. Митрополит Арсений Мациевич, канонизированный Юбилейным Собором 2000 г., в свое время в XVIII-м веке был лишен сана, расстрижен и посажен в тюрьму. Он пострадал за нежелание покориться церковной политике Екатерины II, которая отбирала земли у монастырей и епархий и раздавала их своим придворным. Более того, при этой императрице был введен государственный контроль и налог на церковные сборы, что святой Арсений посчитал святотатством. Его осудил тоже собор епископов, то есть в то время человека сочли бунтовщиком, но никак не святым. Он умер в заточении в Таллинской тюрьме, выцарапав на стене камеры слова 117-го псалма " Благо мне, яко смирил мя еси Господи".

Отца Иоанна Кронштадского во время его земной жизни не только хвалили, но и ругали. Многие газеты, финансируемые враждебными Церкви силами, постоянно писали пасквили про святого. Тем самым общественное мнение о нем не было всегда однородным - если одни верили чудесам отца Иоанна, то другие - газетным домыслам. Точно так же и сейчас многие судят о Церкви из публикаций газет, которые почти всегда считают православных христиан какими-то ненормальными.

Святого Луку (Войно-Ясенецкого) очень не любили крымские священники 40-х 50-х годов до времени его архиерейства в Симферополе. Он запретил около трети священников, моральный облик которых святитель счел не соответствующим высокому сану иерея. Многих других он наказывал временными запретами. О себе сам признавался, что его многие недолюбливают и считают слишком жестоким архиереем.

Жизнь еще одного святого - Аввы Дорофея - яркий пример того, как истинная святость не похожа на представления о ней. Он рассказывает о себе, что в молодости его все презирали в монастыре: один брат "пускал свою воду над моею постелью" (то есть, грубо говоря, мочился на его постель), а другие братья вытряхивали свои коврики перед дверями его кельи. В итоге его всю ночь ели клопы. Святой Дорофей приводит этот пример как поучение для терпения, но интересно другое: никто из братии, кроме его учителей не считал его святым при жизни и многие издевались над ним.

Но ведь подобных примеров достаточно и в современной приходской жизни. Например, в одном крупном киевском приходе все священники любили сваливать работу на того батюшку, который никогда никому не отказывает. Попросту говоря, пользовались его кротостью. Нужно поехать причастить больную на дому: "о.К., может, ты поедешь?"; нужно послужить литургию вместо такого-то отца - снова о.К, нужно разгрузить машину - опять "припахивают" отца К. Вполне может быть что по своей кротости этот самый безотказный батюшка недалек от Аввы Дорофея.

Подобным по характеру был и молодой человек В., прихожанин крупного мужского монастыря в Киеве. Бедность и безотказность всегда отличали его. "Чего не попросишь - все сделает" - говорили о нем прихожане. Починить крышу, нарубить дров - он никогда никому не отказывал. При этом никто не знал ни где он живет, ни чем он питается. Одет он был всегда очень бедно. Его убили неизвестные. По церковному учению всякий невинноубиенный омыл свои грехи своею кровью и потому прощен Богом.

Ожидание чуда

На моей памяти также и другой священник, опытный психолог, способный разобраться в вашей душе не хуже старца, по слову Сираха: "возраст старости - житие нескверное". Его советы и беседы многим не только открыли путь к Богу, но и помогли разобраться со своей душой, стать не только верующими, но и увидеть в себе самом причину своих проблем. Тем не менее, некоторые его чада мечтают найти старца где-то в отделанном монастыре, который им сразу скажет волю Божью о них. Это удивительное свойство современных прихожан: не замечать святость, живущую рядом с ними, и искать ее где-то "на стороне далече". Что это как не религиозный романтизм?

Многие монахи Почаевского монастыря в советские времена пострадали от совсем еще недавних хрущевских гонений. Известно, что один из монахов был избит до смерти милицией за нежелание покинуть монастырь. Что это как не исповедничество нашего времени? Многие из верующих, которые отстаивали Почаевскую лавру в 50-е 60-е годы, живы до сих пор.

Да и кто знает, нет ли среди тех девушек, что сейчас стоят на Окружной дороге Киева будущих марий египетских? Какое количество нищих ходит по нашим улицам, кто знает, нет ли среди них современных юродивых? Ведь если вспомнить житие Ксении Петербуржской или Василия Блаженного, то мы увидим, что внешне они ничем не отличались от современных бомжей. Скажут, что те бомжи Богу молились, а сегодняшние водку пьют и матерятся. Но ведь не все поголовно! Есть среди них не обманщики, а вполне честные, но очень несчастные люди.

В Беслане один из подростков отказался снимать крест по требованию террориста. Он был бы убит, но в момент, когда к его груди был приставлен ствол автомата, прозвучал тот самый загадочный взрыв, после которого погибли и террористы и множество детей. Парень-исповедник выжил. Есть и другие случаи: когда заболевает кто-то из прихожан или тот же священник многие его братья и сестры по вере берут на себя молитвенный подвиг и в дополнение к своим обычным молитвам читают Псалтирь. Даже не о своей проблеме, а о проблеме своих ближних. Сколько матерей, которые вымаливают у Бога своих детей, вставших на путь греха. Чем они хуже матери блаженного Августина, которая несколько лет выпрашивала у Бога вразумление попавшего в секту своего сына. Кто знает, может, среди множества современных православных, вышедших из сект, мы увидим будущих блаженных Августинов? Ведь есть случаи, когда из сект переходят в Православие очень значительные там личности и тем самым приводят в Церковь за собой множество своих друзей и людей, доверявших им.

Святость всегда ходит рядом. Нужно только уметь ее увидеть. Именно в этом смысл слов: "для чистых вся чисто".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Влад Головин
Все статьи Влад Головин
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 20:51
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12