itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Этнозаповедник на кладбище

0
221
Время на чтение 3 минуты
Старые заброшенные кладбища посещаемы не только нечистой кастой гробокопателей. Эти обители мертвых притягивают и людей, склонных поразмышлять о смысле жизни. Бродишь среди покосившихся крестов, деревьев, упавших на могилы, и понимаешь, что бытие земное кратко.

Предки со вкусом

Но есть еще один "кладбищенский" интерес - сугубо этнографический. Мало кто думает о том, что формы у крестов бывают разные. Казалось бы, что тут особого можно придумать? Ан нет, наши предки были весьма изобретательны по части надгробного творчества. Это сейчас вся фантазия ушла в гранитные памятники и мраморные скульптуры. А раньше памятники ставили только на могилах богатых людей, и оформлены они были весьма стандартно. Простые же люди украшали сами кресты.

Деревенские кладбища в наших краях бывают как православными, так и лютеранскими - по традиционному вероисповеданию многих жителей Ингерманландии. Как выглядит обыкновенный православный крест, все знают. Но и над этой формой можно пофантазировать. Например, на кладбище старинной деревни Ложголово Сланцевского района есть деревянные кресты в виде двух перекрещенных рыбок. Чугунные витые кресты позволяли себе зажиточные крестьяне, причем ставились они на постамент, - все вместе это уже помесь могильного креста и памятника. А если на деревянном кресте "домик", напоминающий птичью кормушку, - это могила старообрядца. К сожалению, деревянные кресты очень нестойкие, именно поэтому старые деревенские кладбища могут стоять вовсе без крестов. Так выглядит нынче Сойкинский погост - деревни там давно погибли, церковь разрушена, а кладбище встречает редкого путника сгнившими деревянными крестами да вскрытыми могилами. Трудно сказать, какие ценности рассчитывают найти гробокопатели на сельском погосте, но перерыто там буквально все.

Кователи крестов

А вот на лютеранских кладбищах деревянные кресты можно видеть очень редко. Ингерманландцы использовали для этих целей полоски железа, а в каждой деревне был свой кузнец, ристисеппя, который занимался крестами, и человек этот был крайне уважаемый. Его занятие было овеяно такой же вызывающей суеверные страхи романтикой, как и ремесло мельника; кроме того, он должен был работать быстро - загодя делать кресты было нельзя, их ковали непосредственно перед похоронами. И каких только крестов не ковали ингерманландские кузнецы! Старое кладбище на горе Кирхгоф, которую нынче приспособили под горнолыжные нужды, изобилует разнообразнейшими крестами. Есть кресты с дырочками, а в дырочки продеты проволочки, чтобы подвешивать металлические побрякушки (чаще всего в форме листика или птички), есть кресты с фигурно загнутыми концами, узорные, витые - просто загляденье. На Кирхгофе же можно увидеть, какой длины должен быть настоящий крест: дерево прорастает через старую могилу, обхватывает крест, тащит-тащит его, а железная нога все не кончается. Оказывается, настоящий крест должен нижним своим концом упираться в дно могилы, а могилы роют высотой в человеческий рост. Вот и считайте - если невкопанный крест меньше 3 метров в высоту, так это неправильный крест.

Самый поразительный из найденных нами на Кирхгофе крестов - двойной. Даже современные пасторы не берутся объяснить его форму. Дело в том, что твердого "устава" на форму крестов у ингерманландцев не существовало, и каждый приход давал волю своей фантазии. Научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН, специалист по культуре Ингерманландии Ольга Конькова трактует это чудо так: "Хотя я не видела в точности таких крестов, но уверена, что они ставятся на могилах умерших одновременно близких родственников - скажем, мужа и жены, братьев, сестер".

Особый разговор - каменные кресты, в наших краях они сплошь бутовые, то есть из известняка. Делать их перестали еще в XIX веке, потому что дело это мешкотное, да и раньше каменных намогильных крестов удостаивались немногие. В основном это были поклонные кресты, которым поклонялись, как иконе. До наших дней уцелело не так много каменных исполинов. А самое большое скопление их в Ленобласти оказалось на маленьком кладбище у деревни Большое Заречье Волосовского района. Деревня была сожжена во время войны и больше не отстраивалась, а кладбище живое - на нем продолжают хоронить усопших из окрестных деревень.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Хмельник
Храм обреченный
Года через три этого удивительного храма не станет. Если не случится чуда
24.04.2007
Многодетный полк
Воинская часть в поселке Бугры Ленобласти приютила беспризорных детей из Республики Коми
05.04.2007
Все статьи Татьяна Хмельник
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25