Реформы со знанием дела

Рецензия на книгу "Взаимодействие Церкви и Армии. История и современность"

0
192
Время на чтение 3 минуты
В издательстве Екатеринбургской епархии выпущена новая книга известного уральского православного литератора И.К.Новожилова "Взаимодействие Церкви и Армии. История и современность". Ее можно считать зримым результатом многолетнего осмысления автором исторического прошлого и нынешнего состояния взаимоотношений Русской Православной Церкви и силовых структур государства. Изложение материала дается убедительно, многопланово - что называется, "со знанием дела". В немалой степени объясняется это тем, что автор, полковник запаса, сам три десятилетия отдал службе в Вооруженных Силах и потому изнутри досконально знает достоинства и недостатки армейских и других структур, сложность и противоречивость их нынешнего устройства.

Через всю книгу рефреном проходит мысль о том, что проблемы и трудности, переживаемые российской Армией и правоохранительными органами, невозможно решить только лишь путем каких-то материальных "вливаний" и реорганизаций. Пусть даже и сытые, хорошо подготовленные и оснащенные, но бездушные и космополитичные "рэмбо" будут эффектно бряцать оружием, демонстрируя мускулы на показательных выступлениях, но в реальности, скорее всего, разбегутся при первой же серьезной опасности. Начинать надо с воспитания молодежи, подвергаемой сегодня растлению и разложению. Не случайно в книге неоднократно упоминаются размышления по этому поводу известного русского философа Ивана Ильина: "Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена - его святынею..."

Констатируя все это, заметим, что, разумеется, люди в погонах, в первую очередь, должны быть обеспечены материально. Но... Тут вспоминается и фраза Достоевского: "Наестся человек хлеба, и спросит: "А что дальше?""

В русском солдате и в русском офицере во все времена была тяга к вере. Даже в самый мрачный период троцкистского "воинствующего безбожия" двадцатых годов среди военнослужащих тогдашней Красной армии было немало людей, воспитанных в православной традиции и потому видевших цели своего служения Родине не в сомнительных идеях "интернациональной перманентной революции", но в воссоздании разрушенного в годы смуты государства Российского на более устойчивом и социально более справедливом фундаменте...

"Если Бога нет, то какой же я после этого капитан..." - эта мысль, высказанная почти полтора века назад цитируемым в книге Новожилова классиком отечественной литературы, издавна считается не декларируемым, но выросшим из корней самой жизни девизом российского воинства. По мнению полковника Новожилова, исторический опыт воспитания военнослужащих может и должен быть востребован государством и обществом. За последнее десятилетие немало сделано в этом отношении, например, на Среднем Урале при участии священнослужителей и сотрудников возглавляемого автором Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургской епархии...

Важно отметить и то, что в книге не приукрашивается реальность. Да, много еще правовых, финансовых и прочих препятствий на пути к воссозданию в силовых структурах, как и встарь, полноправной штатной службы военного духовенства, без которой на серьезные изменения в массовом сознании "служилого сословия" рассчитывать вряд ли приходится. Конструктивные предложения по решению этой проблемы высказывались представителями и Московского Патриархата, и некоторыми муфтиями. Не так давно в интервью газете МВД России "Щит и меч" поддержал в этом вопросе православных и мусульман и один из столичных раввинов. Однако попытки реализации этих идей, популярных среди приверженцев традиционных конфессий, наталкиваются на ожесточенное сопротивление либералов, которые демагогически трактуют не отвергаемые, заметим, даже пресловутым "цивилизованным миром" государственные приоритеты в статусе тех или иных религий, пусть даже микроскопические, как "насилие над свободой выбора", "посягательство на права личности" и т.п....

Впрочем, несмотря на "лай" правозащитников, "караван" все-таки, медленно, но верно продвигается вперед. И символично, что отражающая и обобщающая различные стороны сотрудничества Церкви и Армии книга увидела свет именно в опорном крае державы, где не только издавна ковалось оружие ее побед, и заканчивая Голгофой нового времени, на которую взошел последний Православный Император ХХ столетия...

При этом полковник Илья Новожилов не ограничивает рамки своего исследования одним лишь Уралом, убедительно аргументируя свою точку зрения примерами из российской истории и современного зарубежного опыта. Книга "Взаимодействие Церкви и Армии. История и современность" весьма актуальна в преддверии 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, и, думается, может стать полезным практическим пособием в повседневной деятельности любого патриотически мыслящего журналиста, писателя, священнослужителя, офицера по воспитательной работе с личным составом. Многие из них уже сегодня дают ей самые высокие оценки.

Алексей Болковский,
начальник подразделения информации и общественных связей Среднеуральского УВДТ,
подполковник милиции

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Леонидович Болковский
Последний экзамен
Рассказ. Продолжение повести «Сон Иосифа»
15.10.2015
Сон Иосифа
Окончание
08.05.2015
Сон Иосифа
Рассказ. Продолжение
19.10.2014
Сон Иосифа
Рассказ
06.03.2014
Все статьи Алексей Леонидович Болковский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06