Впервые о возможности подписания договора с федеральным центром в Чечне заговорили в конце февраля 2003 года, накануне референдума по проекту республиканской конституции. Однако в намеченные сроки, до конца 2004 года, договор подписан не был. Как пояснил Ъ Таус Джабраилов, подписание сорвалось не из-за споров по его содержанию, а по техническим причинам: "Ушел в отставку глава администрации президента РФ Александр Волошин, под чьим руководством работала комиссия, потом во время теракта 9 мая погиб президент Ахмат Кадыров".
Вчера господин Джабраилов объявил, что работа над проектом договора завершена и документ будет подписан в ближайшее время: "Вся работа по подготовке документа у нас завершена, в ней участвовали все слои чеченского общества: местные жители, выходцы из республики, проживающие в других регионах России". По словам главы госсовета, в договоре нет ничего, что противоречило бы Конституции РФ: "Единственное исключение, которое мы требуем для себя,- это право самим распоряжаться своими природными ресурсами".
Впрочем, о том, что федеральный центр не намерен оспаривать это право, стало известно еще перед прошлогодними выборами президента Чечни. Для реализации своего экономического суверенитета Грозный даже намерен открыть свои представительства в странах дальнего зарубежья. Правда, как отмечается в проекте договора, о назначении представителей чеченские власти будут информировать российский МИД (масхадовский режим назначал своих зарубежных представителей, не сообщая об этом Москве).
Если документ будет принят в том варианте, в каком он предложен чеченской стороной, то Москве придется не только предоставить Грозному широкий экономический суверенитет, но и найти многомиллиардные суммы для новых компенсационных выплат - на этот раз жертвам сталинских репрессий. Господин Джабраилов напомнил, что Чечня является единственным регионом России, где до сих пор не реализован принятый еще в 1991 году федеральный закон о реабилитации репрессированных народов. Дудаевский режим, провозгласивший независимость республики, не стал настаивать на выплатах. "Нам не нужны от России никакие подачки",- заявил Джохар Дудаев. Правда, некоторые жители республики, регистрируясь на соседних территориях, все же умудрялись получать выплаты, но таких были единицы.
Теперь чеченские власти намерены восстановить справедливость. Авторы проекта договора предлагают установить размеры компенсации из расчета 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за потерю имущества и 1000 МРОТ за потерю жилья. Если исходить из нового МРОТ, который с 1 января 2005 года составляет 720 руб. (именно на эту сумму ориентируются чеченские власти), то каждый житель республики, подпадающий под категорию репрессированного, может рассчитывать на компенсацию в размере более 1 млн руб. Это почти втрое больше компенсации, выплачиваемой за утерю жилья и имущества при проведении контртеррористической операции.
Учитывая, что счет претендентов на эти выплаты пойдет на сотни тысяч (по закону репрессированными считаются не только те, кто был выслан из Чечни в 1944 году, но и родившиеся в ссылке в период до 1957 года), нетрудно представить, какие расходы придется нести российскому бюджету. Тем не менее власти республики считают такие требования вполне обоснованными. "Конечно, суммы внушительные, но я думаю, что российскому бюджету будут под силу эти расходы",- заявил вчера Ъ Таус Джабраилов.
19.01.2005