itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Истинные "карловчане" с Фруктовой горы

Русские беженцы помогли восстановить сербское монашество

0
169
Время на чтение 4 минуты
Шестнадцать монастырей, расположенных на лесистых склонах Фрушкой горы (Фруктовой), издавна считались сердцем сербского монашества. Местность эта находится в крае Воеводина на севере современной Сербии, в 15 км от Сремских Карловцев, где многие годы размещался центр Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), которую по названию этого места часто именуют "Карловацкой". Впоследствии центр РПЦЗ был эвакуирован немецкими войсками в Германию, а затем перемещен за океан, в США.

Сербское православие неразрывно связано с русским, а судьба сремских монастырей, которые также называют Сербским Афоном, делает это родство совершенно очевидным. Появление фрушкогорских монастырей относится к периоду между концом XV и первым десятилетием XVI веков. В 1471 г. неподалеку от старинного монастыря Крушедола на южных отрогах Фрушкой горы была основана обитель Гргетег. Согласно преданию, ее основал Вук Гргурович, известный в народных песнях как Огненный Волк.

С конца XVI века фрушкогорские монастыри активно налаживают и поддерживают связи с Россией. В одном из монастырей до сих пор хранятся дары царя Ивана Грозного. В 1699 г. по условиям мирного договора, заключенного между Австро-Венгрией и Османской империей, Сремские Карловцы перешли под власть австрийцев. В условиях многовекового иноземного владычества роль хранителя традиции приняло на себя духовенство. Только Фрушка гора в это время напоминала сербам о том, что они единый народ со славной многовековой историей. Достаточно сказать, что мощи святого князя Лазаря, павшего на Косовом поле в 1389 г., и поныне хранятся на Фрушкой горе в монастыре Вердник.

В конце XVIII века начинается упадок Сремской епархии. Во многом это было связано с тем, что в 1770 г. австрийская императрица Мария Терезия запретила ввоз русских книг. На рубеже XIX и XX столетий сербские источники отмечали плачевное состояние фрушкогорских монастырей. Несмотря на материальные богатства обителей, их религиозно-нравственное значение уже было утрачено, а влияние на сербский народ было ничтожно.

Упадок был вызван не только владычеством австрийцев, но и отношением самих сербов к православию вообще. В своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский), эмигрировавший в Сербию во время Гражданской войны, рассказывает о любопытном диалоге. На вопрос, заданный сербу, почему он, человек верующий, так редко ходит в церковь, тот отвечает: "В церкви есть поп, попу мы деньги платим, он за нас молится, а у меня дома и без того дела много..." Такое отношение к вере было свойственно сербам и тогда, и сейчас.

После распада Австро-Венгерской империи и восстановления патриаршества в Сербии в 1918 г. начинается возрождение Фрушкой горы, в обителях которой в то время оставалось по два-три монаха. Женских монастырей не было, последняя женская обитель в сербских землях исчезла в начале XIX века. Вот как описывает монашествующих на Фрушкой горе митрополит Евлогий: "Живут они помещиками, в полном довольстве. Теперь они гостеприимно принимают русских беженцев: у них находят приют и генералы, и профессора, и архиереи".

Русские беженцы сыграют значительную роль в восстановлении былого величия Фрушкой горы. Здесь сербы приютили Леснинский женский монастырь. До начала Первой мировой войны он располагался в Седлецкой губернии на Холмской Руси и насчитывал до 700 насельниц. Война заставила монахинь эвакуироваться в Петроград, откуда они переехали в Шапкинский монастырь на Днестре. Но румынские власти после аннексии Бессарабии в 1920 г. в ультимативной форме предложили монахиням принять румынское подданство и совершать службы на румынском. В это время в Сербии митрополит Евлогий поведал о судьбе монахинь епископу Нишскому Досифею, который и поспособствовал переезду оставшихся семидесяти монахинь в Сербию, в монастырь Хопово.

Новая обитель вскоре стала центром духовно-религиозной жизни, туда потянулись паломники. В сентябре 1925 г. здесь проходил съезд Русского христианского студенческого движения, одним из делегатов которого был будущий известный иерарх Московского Патриархата архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин). Леснинское сестричество послужило примером для возрождения женского монашества в Сербии. Через некоторое время здесь было уже тридцать два женских монастыря.

Во Вторую мировую войну монастырь Хопово был разграблен и сожжен партизанами Тито. После уничтожения обители монахини перебрались в Белград. По окончании войны несколько десятков монахинь вернулись в юрисдикцию Русской Православной Церкви и собирались выехать в Советский Союз. Но советские власти разрешения на въезд не дали. В итоге одна часть монахинь была изгнана в Албанию, где и сгинула в середине 1950-х годов, а другой удалось выехать во Францию, где их принял женский католический монастырь в Сен-Клу, на долгие годы ставший их домом.

После окончания Второй мировой войны вновь начинается упадок фрушкогорских монастырей. За годы войны практически полностью были разрушены четыре монастыря. А один из них, Бешеново, использовавшийся в качестве казарм и много раз переходивший из рук в руки, был полностью уничтожен немцами.

При коммунистическом режиме Тито Сербская Православная Церковь постепенно попала под контроль госчиновников. Была создана комиссия по вероисповеданиям, весьма напоминавшая советский Совет по делам религий. Ее возглавил генерал Джурич. В этих условиях представители духовенства, настроенные антикоммунистически, оказались в вынужденной эмиграции. Естественно, все это не могло не сказаться на жизни монастырей и монашествующих.

В результате к началу 1990-х годов в большинстве фрушкогорских монастырей было по три-четыре насельника, и лишь в Гргетеге насчитывалось более десяти человек.

В 1999 г. налеты авиации НАТО не миновали и Сремские Карловцы. Несколько бомб "миротворцев" повредили три монастыря XVI века, расположенные на склонах горы Фрушка.

В настоящее время монастыри постепенно восстанавливаются. Активнее всего строительство идет в Гргетеге. Его нынешний настоятель игумен Досифей много сделал, чтобы вернуть обители ее прежний блеск. Уже восстановлены храм Св. Николая и часовня, посвященная Рождеству Пресвятой Богородицы. Восстановлена из руин колокольня. Обычно колокола для сербских церквей и монастырей отливали в Австрии или Германии, однако игумен Досифей пожелал, чтобы колокола были непременно отлиты в России. В Воронеже для Гргетега были изготовлены четыре колокола весом от 350 до 1200 кг. Впервые их звон разнесся над Сремскими Карловцами на Пасху 2001 года.

1 декабря 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Горячев
Виктор Водолацкий: "Мигранты должны жить по нашим законам, знать и уважать наши обычаи и культуру"
Депутат Государственной Думы, атаман Всевеликого войска Донского размышляет о важных проблемах жизни российского общества
19.02.2008
Все статьи Илья Горячев
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59