Запах крови
Эти опасения, кажется, уже начинают подтверждаться: за минувшую неделю в разных федеральных землях были отмечены три поджога мечетей, а также несколько столкновений на религиозной почве между молодежными группами, состоящими из турок и немцев.
Руководство страны, похоже, не может выработать единую позицию: в то время, как министр внутренних дел Отто Шили (СДПГ) требует права выдворять из ФРГ так называемых "проповедников ненависти" - имамов, призывающих к "джихаду", его коллега, министр охраны окружающей среды Юрген Триттин (партия "зеленых"), предлагает отменить один из государственных христианских праздничных дней и вместо него отмечать во всей Германии один из мусульманских праздников.
Канцлер ФРГ Герхард ШрЈдер призвал живущих в стране мусульман "продемонстрировать свою готовность к интеграции", а представители нескольких исламских организаций Германии, в свою очередь, призвали канцлера "не покушаться на вековые традиции". В общем, всЈ смешалось в доме Облонских, и лишь одно пока объединяет всех: страх перед возможной вспышкой насилия.
По официальным данным, сейчас в Германии проживают 3,4 млн. мусульман - вдвое больше, чем 20 лет назад. До недавнего времени большинство немцев не делало из этого факта проблемы: они спокойно покупали овощи и фрукты у турок, ходили в арабские рестораны, радовались голам, забитым форвардами-мусульманами в играх немецкой Бундеслиги.
Однако буквально за несколько недель ситуация изменилась - события в соседней Голландии заставляют волноваться не на шутку. Многие немцы пристально огляделись вокруг - и с удивлением обнаружили целый "параллельный мир", существующий рядом с ними, но никак с "их" привычной Германией не пересекающийся.
Интеграция Германии... в ислам
Берлин, район Коттбусер Тор. На улицах - обычные торговые вывески: банк "Памук", ателье мод "Канзукер", цветочный магазин "Ягадир", турагентство "Онтюр", парикмахерская "Балигджя", страховое агентство "Хакан", книжный магазин "Хастюрк", ресторан "Карсиси"... Берлинцы называют поезд метро, направляющийся сюда, "восточным экспрессом". В каждой шутке есть доля... шутки: если в районе Коттбусер Тор спросить дорогу по-немецки, вряд ли кто-нибудь в состоянии будет ответить - этого языка здесь не знают. Если повезет - можно обратиться к полицейскому патрулю: двое улыбчивых турок в форме немецкой полиции с удовольствием вам всЈ расскажут. Этот район - их постоянное место дежурства: они знают "местные" языки - турецкий и арабский.
Мультикульти-премьера в гамбургском районе Сан-Георг - таком же, похожем на берлинское, "турецком гетто". Здесь открылась первая в Германии начальная школа с преподаванием на двух языках - немецком и турецком. Две учительницы занимаются с классом, состоящим из 21 ученика - к сожалению, больше не набралось: родители не очень охотно отпускают своих отпрысков сюда. Поэтому на занятия этих детей, живущих по всему городу, собирает специальный автобус, оплачивает который Генеральное консульство Турции. "Ничего, - улыбается директор, - лиха беда начало!".
Снова Берлин. 20-летняя турчанка Азья вот уже около года прячется от своей семьи в так называемом "женском доме" (Frauenhaus), куда обычно убегают от своих мужей-тиранов жены. Азья не успела выйти замуж: отец просватал ее за кузена из Турции, которого она никогда в глаза не видела. Когда девушка воспротивилась отцовскому решению, любящий папаша пообещал ее убить. Азья вздрагивает при каждом телефонном звонке: "Они меня нашли!". "Я опозорила честь семьи, - вздыхает она, - это худшее, что могла сделать дочь".
Следует заметить, что проблема насильно выдаваемых замуж девушек - едва ли не самая острая в среде немецких мусульман: ислам не предписывает именно этот способ "сватовства", однако большинство родителей предпочитает решать судьбу дочерей именно так - несмотря на то, что немецким законом это запрещено. В последние годы в Турции возникла даже своеобразная полулегальная "биржа невест": отцы дочерей на выданье из ФРГ подыскивают им на исторической родине мужей по принципу аукциона - самый богатый жених вместе с родительским благословением получает вид на жительство в Германии.
Девушки-турчанки, родившиеся в ФРГ и попавшие под "тлетворное влияние Запада", довольно часто пытаются избежать участи бессловесного товара, однако большинство семей этому отчаянно противодействуют. Азья - одна из сотен проклятых отцами дочерей, сбежавших из-под венца.
КЈльн, 21 ноября. 30-тысячная демонстрация местных мусульман под лозунгами "Объявим джихад джихаду!", "Ислам не оправдывает бандитов!", "Мы - за интеграцию!". На трибуне - турки-парламентарии, немцы-министры... Толпа размахивает огромным количеством турецких флагов - кое-где видны и немецкие, но основной цвет митинга - красный, с белым полумесяцем. Это мирные люди, они устали от насилия и косых взглядов в свою сторону, они желают просто жить, как жили...
Корреспондент немецкого телевидения берет интервью у одного из демонстрантов: "Вы - за интеграцию?". "Конечно, - воодушевленно отвечает тот, - я всей душой за интеграцию Германии в ислам". Впрочем, парень не очень-то хорошо изъясняется по-немецки - возможно, он просто неверно построил фразу?
Как отличить грешника?
Совсем недавно в Берлине произошел громкий скандал: телегруппа канала ZDF сделала запись скрытой камерой во время проповеди в мечети Мевлана в известном своим "нетитульным" населением районе Кройцберг. 58-летний имам Якуп Тасчи, теолог, вот уже 34 года живущий в Берлине, наставляет свою паству: "Даже лучшие из немцев - всЈ равно безбожники, какая от них нам польза? Аллах в своей милости позволил им в этой жизни наслаждаться богатством, однако все они будут гореть в аду. Они не бреют подмышки, поэтому от них разит потом - это запах грешников".
Руководство мечети сначала отстранило "проболтавшегося" имама от богослужений, потом - выступило с официальным пояснением: мол, телевизионщики представили зрителям неадекватный перевод. "Имам Тасчи не имел в виду ничего плохого, а лишь представлял определенные аргументы для дальнейшего развития проповеди". Возникает резонный вопрос: раз имам не виноват - почему его отстранили?
Кстати, проповеди в любом другом, немусульманском храме проходят по-немецки: раввины получают доступ к богослужению, лишь сдав экзамен на знание немецкого языка, ламы и индуистские священнослужители также проповедуют по-немецки. При этом собственно молитвы, конечно, читаются на "оригинальных" языках. А вот из нескольких сотен исламских проповедников в Германии к пастве не обращается по-немецки ни один... Впрочем, если верить Исламской Федерации Берлина (IFB), это положение должно в скором времени измениться, однако как скоро - уточнить не удается.
А пока "проповедникам ненависти" достаточно несложно проводить индоктринацию своей паствы - у немецкого Ведомства по защите Конституции не так уж много специалистов, свободно владеющих арабским и турецким языками. Кстати, уроки религии для детей-мусульман в государственных школах Германии также проводятся в основном на этих языках. Директора школ должны предоставить для уроков помещение, оплатить электроэнергию и отопление и... не вмешиваться со своими расспросами.
Подавляющее меньшинство
Посол Турции в Германии Мехмет Али Иртемселик утверждает: "Мы предупреждали немецкие власти об опасности проникновения экстремистов. К нашим предупреждениям не прислушались". Теперь же, по его мнению, в результате действий небольшой группы радикалов все мусульмане ФРГ совершенно незаслуженно оказались под подозрением. С дипломатом нельзя не согласиться: причины провала интеграционного процесса в Германии налицо - это и полное безразличие властей, и устаревший, несоответствующий современным требованиям закон об иммиграции и о статусе политбеженца...
Однако господин Иртемселик сказал еще одну вещь, на которую стоит обратить внимание: "Фундаменталистами являются лишь три-четыре процента всех мусульман в Германии. Нельзя из-за них подвергать диффамации всех мусульман".
Верно, нельзя. Однако 3-4% от 3,4 млн. мусульман Германии - это более сотни тысяч радикально настроенных исламских фундаменталистов. Право, есть о чем задуматься...