К вопросу о праве нации на самоопределение

Национальные проблемы реформируемой России

0
222
Время на чтение 8 минут
В эпоху реформ Россия вступила с исключительно сложным наследством в национальной области. Если говорить, что более сложно - экономическое наследство СССР или наследство национальное, - я считаю, что национальное наследство СССР для России оказалось более сложным.
Распад СССР, казалось бы, должен был радикально уменьшить все те национальные конфликты, которые были в СССР и которые обострялись год от года.
Действительно, создание независимых государств Прибалтики существенно снизило накал ситуации в этом регионе. В некотором смысле способствовало уменьшению национального противостояния утверждение независимости и других республик, особенно закавказских.
В то же время распад СССР создал очень серьезные национальные проблемы во всех государствах, возникших на базе СССР. Я о них здесь говорить не буду. Остановлюсь только на национальных проблемах в ставшей независимой России.

1. Русские

Русские за границей России. В СССР проводилась целенаправленная политика содействия переселению русских в национальные республики (обычно вместе с перемещением промышленности). В итоге к 1991 году миллионы русских оказались за пределами России, или Российской Федерации.
Неизбежное и вполне логичное усиление внимания к проблеме главной нации в новых государствах (иначе зачем было добиваться независимости?), как правило, сопровождалось мерами, которые выглядели - а иногда на самом деле были такими - как ограничения по адресу русских в этих государствах. Уже само утверждение национального языка в качестве государственного оказалось трагедией для тех русских, которые годами жили в этой республике, но ее национального языка не изучили.
При распаде СССР в результате личной недальновидности, а то и просто исторической и общей безграмотности тогдашних лидеров России и союзных республик, был проигнорирован опыт того, как, например, Англия и Франция защищали англичан и французов в своих колониях при предоставлении этим колониям независимости. Или, например, не приняли во внимание опыт пятидесятилетнего переходного периода при включении Гонконга в состав КНР (в течение этого срока англичане и все желающие имели и право, и возможность переселиться из Гонконга).
К сожалению, для русских на территории бывшего СССР не было предусмотрено самого элементарного: возможности иметь двойное гражданство и русский паспорт. О других льготах, о всех правах, скажем, на пять лет, нужных для изучения языка, ставшего государственным, о социальных компенсациях для переселяющихся в Россию русских - тоже ничего не было сказано. Не были оговорены права в отношении детей от смешанных браков и многое, многое другое. Вина за это полностью ложится на тогдашнее руководство России.
Российские регионы в государствах бывшего СССР. Распад СССР произошел по границам, которые внутри страны и устанавливала, и перекраивала советская власть. Эти границы частично совпадали когда-то с местами расселения народов.
Но многое делалось именно для создания потенциальных конфликтов. Многое - волюнтаристски (так Хрущев присоединил Крым к Украине). К тому же и миграция многое изменила.
В итоге целые регионы с преобладающим русским населением после распада СССР оказались в других государствах. Наиболее серьезные - Крым, Приднестровье, многие области Казахстана.
Никаких решений, четко гарантирующих автономию этих русских регионов в новых государствах и обеспечивающих их связи с Россией - при принятии решения о роспуске СССР, - принято не было. Это оказалось серьезной ошибкой руководителей России.
Граждане других государств в России. Не подумали о русских за пределами России, но одновременно не подумали и о гражданах других национальностей, оказавшихся после роспуска СССР на территории России.
Им тоже не было гарантировано двойное гражданство (хотя в самой России право на него обычно декларировалось, но в самих новых государствах оно часто не предусматривалось). Не были оговорены их связи с новыми независимыми государствами своей нации, их права на переселение и компенсации и т.д.
Тут, впрочем, все объяснимо: если в России не заботились о своих, то ожидать внимания к другим нереально.
Беженцы. При самых благоприятных условиях в новых государствах часть русских все равно вернулась бы в Россию. Ну а разного рода проблемы и тем более неявные и явные гонения этот поток значительно увеличили по численности и интенсифицировали во времени. Десятки, сотни тысяч русских поспешно ехали в Россию.
Но Россия с трудом справлялась с нахлынувшими проблемами реформ и уделять должное внимание русским беженцам - добровольным и вынужденным - не смогла, не сумела и нередко и просто не хотела по чисто бюрократическим причинам.
А сами русские "возвращенцы" не организовались в структуру, способную влиять на выборы. Конгресс русских общин и другие подобные организации порой больше политиканствовали. Если в Израиле, например, выходцы из России - серьезный фактор политической жизни, то в России ничего подобного с приехавшими русскими не произошло.
Еще более сложной оказалась судьба приехавших в Россию беженцев нерусских национальностей. Так, армяне из Азербайджана ехали в основном в Россию, а не в Армению. Русскоговорящие граждане Прибалтики, украинцы, белорусы, грузины, те же армяне и т.д. - охотнее ехали в Россию, чем в ставшие независимыми государства своей нации.
Но в России их не только не ждали, но порой встречали враждебно. Беженцы занимали ниши в уличной торговле, на рынках и т.д.
Хуже того - в России произошло и то, что было во многих странах: не находящие места самые активные национальные переселенцы образовывали полукриминальные и криминальные сообщества. Так было в США - итальянская мафия. Так случилось и у нас. И сами по себе резко обострившиеся в России проблемы криминала и коррупция стали приобретать выраженную национальную окраску.
Все это стало одним из главных факторов усиления межнациональных конфликтов - погрома кавказцев на рынках и т.д.

2. Национальности в России

Национальные автономии в России. И все же самые главные национальные проблемы новой России связаны с ее автономиями.
Они были очень разными и по размеру, и по удельному весу в них коренного населения, и по развитию национальной культуры коренного народа, и по историческому прошлому. И уж тем более в них различалась экономика. Одни "сидели" на ресурсах, другие не могли прожить за свой счет на своей земле.
От советских времен России достались разные национальные образования: автономные республики, области, округа.
Все это многообразие в унаследованную трехуровневую советскую иерархию не вмещалось. Решено было идти - как и в других сферах реформ - по пути стихийности. Был заключен Федеральный договор как база новой российской Конституции. Всех уравняли друг с другом как субъектов Федерации. А затем пусть каждый делает что может. Все вылилось в известную формулу Ельцина: "Берите суверенитета столько, сколько сможете".
В Федеральном договоре национальные субъекты России были уравнены с русскими субъектами. Это - не могло не быть формальностью. На деле национальным субъектам Федерации были даны дополнительные права. А русские субъекты Федерации объективно оказались ущемлены.
Сама концепция России как соглашения каких-то независимых субъектов противоречит всей ее истории, в которой центр объединял вокруг себя все новые земли. Модель объединившихся штатов Северной Америки, образовавших США, к России не подходила.
Так как место национальных автономий в России правильно определено не было, некоторые автономии вообще стали настаивать на первичности своих законов по отношению к федеральным. Если учесть, что границы автономии в России определены более неудачно, чем границы союзных республик в СССР, то неясность в правах еще более обостряла ситуацию.
В некоторых из существующих в России автономных структурах коренные нации составляют меньшинство, и порой очень небольшое в общей численности граждан автономии. В таких случаях национальная независимость прикрывала реальную власть союза местной русской бюрократии и национальной бюрократии.
В России возродилась та советская практика, когда национального субъекта Федерации в Совете Федерации представляет депутат некоренной национальности: тувинцев - Л.Б.Нарусова и т.д.
Право наций на самоопределение и выход из России. Различие в СССР союзных и автономных республик было во многом формальным. И право союзных республик на выход из СССР тоже было формальным. Но и его автономии вообще не получили.
Так в России оказались автономии, десятилетиями боровшиеся против вхождения в Россию. Так как союзными республиками они не были, независимость при распаде СССР они не получили.
Не приходится удивляться, что переход России к демократии позволил активно выступить в этих автономных республиках сторонниками независимости и отделения.
Россия к этим выступлениям оказалась не готова. Сначала вроде бы шла на уступки. Потом, напротив, применила силу. Итогом стала необъявленная война в Чечне. Чечня искала поддержки на Западе и среди экстремистов мусульманских стран. Еще опаснее стали ее попытки подкупать армейских и гражданских чиновников России.
Выхода из ситуации Россия не нашла. Если признать право Чечни на выход, возникнет опасность цепной реакции среди других северокавказских, а затем и ряда волжских республик, прежде всего с мусульманским населением. С другой стороны, если признать право Чечни - тогда Россия должна признавать и право выхода из других государств бывшего СССР их национальных структур: Крыма, Приднестровья, Абхазии и т.д. Такие переходы редко обходятся без военных действий.
Получилось так: война в случае, когда Чечню удерживать, и еще больше войн в случае, если ее отпустить. Пока что избрали первое.
Нации в России без национальных структур. Россия не сумела решить и болезненный еще для СССР вопрос о нациях, не имеющих никаких административных структур, так как эти нации нигде концентрированно не живут. Это евреи, а также немцы, корейцы, греки, поляки и т.д.
Народы, насчитывающие сотни тысяч человек, не имеют даже того, что имеет какой-то национальный округ с числом населения в пять тысяч человек.

3. Конфликты будут расти

Развитие национальных противоречий. Можно продолжить перечень проблем, но общий вывод уже ясен: национальные проблемы в России остались такими же острыми, какими они были в СССР. Более того, демократия позволила эту остроту и продемонстрировать, и довести до сознания всех граждан, и, что немаловажно, обострить.
Острота национальных проблем в России усиливается рядом факторов: падением рождаемости у русских и высокой рождаемостью у мусульманских народов России, существенным неравенством в ситуации с получением работы и оплаты этой работы в русских и национальных регионах России, экономическое неравенство национальных субъектов России - от богатой Якутии до нищего Дагестана, миграция граждан разных национальностей внутри России, усиливающая влияние экстремистов национальных течений по всей территории страны.
Ответом на все это стала обостренная реакция русских. Интернациональный по характеру в течение веков народ стал базой появления крайних течений.
Русский патриотизм, национализм и шовинизм. Вполне логичен подъем русского патриотизма в России. Это реакция и на независимость, и на упорное советское стремление не давать Российской Федерации даже того, что имеют другие республики, и на идеологическую коммунистическую агрессию против русского патриотизма - прямую, марксистско-ленинскую, или скрытую в национал-большевизм Сталина и курс на единый советский народ Хрущева, Брежнева, Андропова.
Этот вполне понятный и в целом необходимый курс на развитие в новой России русского патриотизма порой переходит нормальные рамки и превращается уже в русский национализм, а то и в элементарный русский шовинизм. Иногда это прикрывается религиозной маской заботы о православии. Иногда - вообще все выливается в своего рода русский фашизм. Иногда - в монархизм.
Но в итоге общая национальная ситуация в России оказывается еще более острой, так как только русские могут организовать правильное решение национальных проблем в стране, где они составляют безусловное большинство.
Между тем если в экономической сфере взят курс на переход к современной социально ориентированной, регулируемой рыночной экономике; если в политической сфере взят курс - пусть непоследовательный и противоречивый - на современную постиндустриальную демократию, то в национальном строительстве Россия избрала путь, уже преодоленный или преодолеваемый современной цивилизацией, - решение национальных проблем с территориальных позиций и с позиций равенства всех наций.
Подведем итог: современная Россия нуждается в новой стратегии национального устройства. Это первый и главный вопрос современности. Для поиска подходов к нему рассмотрим в двух следующих заметках сначала некоторые уроки опыта дореволюционной России, а затем - некоторые уроки современного мирового опыта национального развития.

9 ноября 2004 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Гавриил Попов
Украина: не эта дорога ведет к Храму
Официальная Россия трижды оказывалась в незавидном положении
09.12.2004
Все статьи Гавриил Попов
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 16:49
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41