"Историю религии должен преподавать светский учитель"

Новости Москвы 
0
265
Время на чтение 3 минуты
Вполне возможно, что, начиная со следующего года московские школьники начнут изучать новый предмет - историю религии. По заказу Министерства образования и науки новый учебник готовят ученые из Института всеобщей истории РАН. Директор института академик Александр ЧУБАРЬЯН ответил на вопросы корреспондента "Известий" Юлии ИГНАТЬЕВОЙ.

"Известия": Как родилась идея курса истории религии?

Чубарьян: Эта тема впервые прозвучала в марте 2004 года, на заседании Совета по науке при президенте. Ее поднял наш нобелевский лауреат Виталий Гинзбург. При этом он резко высказался за светский подход к преподаванию этого предмета, и президент его поддержал. Мне кажется, общество преодолело идеологическое неприятие самой идеи такого курса и пришло к консенсусу. Недавно представитель патриархии протоиерей Всеволод Чаплин, образованнейший человек, предложил нам раздел о православии, написанный им. Возможно, мы включим этот материал или как-то используем его.

"Известия": На какой возраст рассчитан учебник, какова его структура?

Чубарьян: Ориентировочно речь идет о 8-м или 9-м классе. В первых главах мы разъясним понятия религии, историю возникновения первых вероучений, религиозных обрядов. Одна глава будет посвящена христианству до раскола на католическую и православную ветви. Затем последуют две большие главы о православии, далее - католичество и протестантизм. Следующие главы расскажут о буддизме, исламе, иудаизме, немного об индуизме. Последний раздел будет посвящен современным религиозным движениям. Впрочем, о необходимости этого раздела мы пока спорим.

"Известия": Сколько времени займет работа над учебником?

Чубарьян: Первый вариант авторских текстов мы подготовим к 1 января. Российская академия образования предоставит нам методиста, который придаст учебнику должную форму. Два месяца уйдет на обсуждение и доработки, и в апреле мы предъявим учебник Министерству образования. Чтобы в случае одобрения он мог быть напечатан к началу учебного года.

"Известия": Насколько учебник соотносится с школьным курсом истории?

Чубарьян: Я выступаю против того, чтобы этот предмет представлял собой хронологические вкрапления в курс истории. Моя идея состоит в том, чтобы история религии стала небольшим, но самостоятельным курсом. И не факультативным, а обязательным. Но, к сожалению, не все школы располагают достаточно подготовленными учителями. Нужно дополнить программу вузовского обучения педагогов (историков, скорее всего) религиоведческими дисциплинами. Но в Москве можно начать преподавание истории религии уже в следующем году. Мы заключили соглашение с правительством Москвы о том, что в марте-апреле мы проведем двухмесячные курсы для московских учителей.

"Известия": Что именно будут изучать дети - религию или церкви?

Чубарьян: И то и другое. Религию как феномен мировой культуры и истории, ее концептуальные основы, связанные с гуманистической проблематикой. Очень важно показать значение религии для искусства. Восемь из десяти посетителей художественных музеев не понимают, что изображено на полотнах эпохи Возрождения. Тогда как почти все они написаны на библейские сюжеты. Будет затронут и институциональный аспект религии - как она воплощает себя в церкви. В небольшом объеме в школе это проходят. Кстати, если европейские школьники практически ничего не знают о православии, то наши имеют представление о католицизме, изучают борьбу пап с императорами, Реформацию и Контрреформацию.

"Известия": Зато в курсе российской истории реформация - закрытая тема.

Чубарьян: Мы восполним этот пробел, впишем русскую реформацию в общемировой контекст.

"Известия": А если, изучая религиозные конфликты прошлого, дети станут экстраполировать их на себя и на сегодняшний день?

Чубарьян: Этого необходимо избежать. Никакой пропаганды, поиска правых и виноватых быть не должно. Потому-то и целесообразно, чтобы историю религии преподавал светский учитель.

"Известия": Заместитель мэра Москвы Михаил Мень, напротив, выступает за то, чтобы новый предмет преподавали верующие учителя. Все равно какой конфессии, главное, не атеисты.

Чубарьян: Я настаиваю на том, что это будет светский курс. Безусловно, учитель может иметь свою точку зрения, но он должен держать ее при себе.

"Известия": По силам ли человеку, убежденному в вере, держать при себе свою точку зрения?

Чубарьян: Это неизбежные издержки любого предмета, имеющего идеологическую окраску. Та же коллизия проявляется в преподавании истории XX века, особенно 90-х годов. Владимир Путин спрашивал, можно ли деидеологизировать преподавание истории в школе. Мы ответили, что в принципе хорошо бы, но это невозможно. Даже если очистить учебник от идеологии, ребенок принесет ее из семьи, из СМИ, от друзей.

"Известия": Хорошо. Тогда, с другой стороны, каково будет глубоко верующему ребенку отвечать урок по истории религии с ложных, по его убеждениям, позиций?

Чубарьян: Школа - это не натаскивание на какую-то определенную точку зрения. Нормальный учитель понимает, что ученик имеет право на иное мнение. Подобными противоречиями полна вся жизнь человека.

"Известия": Вы уверены, что эти неизбежные столкновения позволят достичь главной цели нового предмета - воспитания толерантности?

Чубарьян: Этот курс поможет детям понять разные позиции. Узнать, чем отличается православие от католичества, ислам от христианства. И в конечном итоге увидеть культурно-гуманистическую сторону религии. Лишь при таком ее понимании можно воспитать терпимость.

4 ноября 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Чубарьян
Мертвые и живые
В совместном российско-немецком учебнике истории германские ученые написали главу о Сталинградской битве
01.02.2013
Все статьи Александр Чубарьян
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06