Дирижировал происходящим, привычно бесстрастно жонглируя фразами, руководитель "Роскультуры" (того же ФАККа) Михаил Швыдкой, и слово он держал первым. Не станем останавливаться на этой плавно текущей речи, обрисовавшей довольно обтекаемые перспективы. Но выступавшие вослед на бывшего министра культуры реагировали неоднозначно: кто, пользуясь случаем, напоминал о былых его обещаниях, кто подобострастно старался слегка подольстить. А некоторые, невзирая на лица, кидали в его огород увесистые камни.
Как не согласиться с утверждением в распечатке "Информация к заседанию коллегии" об особой значимости предстоящего события: уходит из жизни поколение победителей, а вместе с ними уходит память о тех грозных годах, заполненных болью и славой. Да и главная задача культурных акций к 60-летию Победы обозначена как нельзя патриотично: прославление величия духа и подвига защитников Отечества. Но вот как это произойдЈт на самом деле, есть поводы усомниться. И большинство взявших слово ораторов так или иначе сомнений своих не скрывали, правда, по преимуществу облекая их в надежды.
Олег Табаков вспомнил любимый рассказ Владимира Богомолова "Сердца моего боль" - о дне рождения друга, погибшего на войне. А потом и историю своего военного детства - 43-й, когда пошЈл в первый класс, отца, провоевавшего четыре года, смерть бабушки, быть может, самого дорогого для него человека, в мае 45-го... И ещЈ, как мальчишкой выступал в эвакогоспитале на озере Эльтон в палате тяжелораненых. Так начинался его путь в искусство. "Война - часть моей жизни, нашей жизни, - заметил артист. - Что бы ни делали с нами, душа живая сохранилась, несомненно". А посему высказал опасение: "За свою практику я не так много запрещал спектаклей. Но хотелось бы, чтобы мы были настроены решительно: если что-то будет нехорошо, то показывать это не надо. Совестно всЈ-таки, как мне кажется, - и память живая, и день святой. Может, создать какой-нибудь комитет "недопущающий" или сами справимся?"
Справимся ли, Олег Павлович? Смотрите, нескончаемым потоком идЈт на телеэкране повальное поношение Великой Отечественной, солдата-победителя, и "Штрафбаты" и "Диверсанты" уж никак не прославление величия духа и героизма защитников Отечества. Для них-то, для поколения победителей, фронтовиков, уже единиц оставшихся в живых, проливавших за Родину кровь, душевной болью отзывается любая ложь, искажение правды о войне, смакование подлости и предательства.
- Я возмущЈн сериалом "Штрафбат", - сразу заявил генерал-лейтенант авиации Юрий Леонидович Фотинов, зам. председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы, бывший боевой лЈтчик. - И не только я. Сколько писем приходит к нам в комитет от фронтовиков: "Почему люди, ничего не знающие о войне, берутся ставить такие фильмы?" Нам объясняют: мол, это художественное произведение, и право выразить своЈ отношение к событиям прошлого художнику дано Конституцией. Мол, компетентные органы дали "добро". По военному опыту знаю, в штрафбатах были разные люди. Но зачем брать самые грязные, самые гадкие примеры и делать подобные обобщения? Какое это творчество? И почему не привлечь в качестве консультантов людей, которые воевали? Их уже мало. Но они есть, и в здравом уме.
После столь бурного выступления председательствующему не оставалось ничего другого, как умиротворить аудиторию. "У каждого своя война... И мы стараемся, чтобы взгляд на войну был по возможности широким и в произведениях, которые поддерживаем, были разные точки зрения", - заключил свой комментарий М. Швыдкой. Но коли так, где же тогда этот другой взгляд, эта другая точка зрения на героизм нашего народа, сломившего фашизм и поплатившегося миллионами жизней ради Отечества, в российском искусстве сегодня? И почему было не пригласить на столь важное по теме собрание хоть одного нашего писателя-фронтовика, по чьим произведениям в недавнем прошлом созданы лучшие фильмы и спектакли о войне? Слава Богу, ныне здравствуют ещЈ Юрий Бондарев и Михаил Алексеев, Григорий Бакланов и Борис Васильев... Но их пафос подвига устроителями нынешней жизни воспринимается со знаком "минус". Не оттого ли у новых поколений уже почти утрачено чувство Родины.
Взволнованно говорила Людмила Георгиевна Зыкина, живая легенда русской культуры. Самая большая еЈ тревога - наша потерянная, беспамятная молодЈжь, поколение, которое не знает правды о войне.
- Сколько у нас прекрасных военных стихов, музыки, песен! - взывала она к истине. - А я вдруг слышу, что это сейчас не нужно. Как к президенту Московского фонда мира ко мне часто обращаются наши воины в орденах и медалях: "Почему нас в школы не пускают рассказать о том, как мы воевали, о том, что было на самом деле? Ведь у нас уже договорились до того, что Америка выиграла войну?!" Какая Америка! Выиграли наши деды, отцы, братья, сЈстры... Я с 12 лет пошла на завод, и школой моей были рабочие годы войны. Я работала по 12 часов, а потом шла в госпиталь - там и дежурила, и полы мыла, и пела... Делала это для Победы, как и всЈ наше поколение. МолодЈжь должна об этом знать. Ведь прошло столько лет, и они не представляют, какая это была война.
риком души великой народной певицы стал еЈ призыв к тому, чтобы телевидение и радио от единоличных хозяев перешли в руки государства. Для того чтобы сейчас попасть с программой в эфир, говорила она, надо платить десятки тысяч долларов. Но это уже по другому ведомству. К тому же никто из руководителей телерадиокомпаний на коллегии не присутствовал. И требование знаменитой артистки, озвученное в зале Агентства по культуре и кинематографии, повисло в воздухе.
N43, 27 октября - 2 ноября 2004 г.