"Ошеломленные тайной"

Что общего между Ницше и преподобным Иустином?

Религия 
0
127
Время на чтение 3 минуты
Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. - М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви. 2004, 279 с.

"Мысль человеческая, выпоротая загадками мира, мученически ищет смысл жизни и не находит его. Она непрестанно уходит во все новые и новые бесконечности, которые только увеличивают ее жажду познания". Трагедия человеческого мышления с его субъектно-объектным расколом и зависимостью от "мешка кровавой грязи" (так Иустин называл тело) является сквозной темой этого собрания пестрых глав, написанных архимандритом Иустином "по складам между двумя мировыми войнами" и изданных на сербском в 1957 г.

Архимандрит Иустин (1894-1979) - философ, богослов и подвижник - был недавно канонизирован Сербской Православной Церковью. У нас в стране он пользуется особой любовью, как верный ученик Достоевского, любивший Россию и серьезно относившийся к идее ее духовно-исторической миссии. Попович получил основательное философское и богословское образование в Югославии, России и Англии. В 1948 г. он удалился в монастырь в Челие (Сербия), где остаток дней провел в молитвенном созерцании, богословии и философской рефлексии.

Его мышление отличает особая экзистенциальная напряженность, эмоциональная окраска и верность нескольким фундаментальным темам. Среди них - анализ "агонии гуманизма", критика постницшеанского релятивизма и саморефлексия мышления. Но главной темой архимандрита, которая определяла характер его мысли, было категориальное созерцание феномена Богочеловека. "Человеку дан только один выход из солипсической самоизоляции - Богочеловек Христос. Это осуществляется силою богочеловеческой любви. Человек любовью переносит себя в других людей, воплощается в них. И таким образом приобретает истинное познание и Бога, и людей, и твари. Субъект познания любовью вживляется в объект познания, воплощается в него, соединяется с ним. Это богочеловеческий реализм".

Экзистенциальная напряженность, свойственная святоотеческой мысли вообще, у Иустина - свидетеля "сумерек богов", "заката Европы", революций и мировых войн - достигает небывалого накала и выражается в высокой пластической образности стиля. "Не может человек жить спокойно, если его жизнь окружена небытием и заминирована смертью... Если глаз заключен в черную сферу, зрение ему приносит только сильнейшую муку... Страдание превращает тело человека в знак вопроса, который выпрямляется к тому миру и от напряжения превращается в восклицательный знак". Восклицательная интонация характерна для архимандрита Иустина и является не риторической фигурой пафосного стиля, а следствием глубокой эмоциональной вовлеченности (приниманием близко к сердцу), что тоже характерно для святоотеческой мысли.

Ведь еще Максим Исповедник (582 - 662) вопрошал: "Или как не прийти в исступление, помышляя, как и откуда произошло словесное и умное естество?.." Это состояние исступления (то есть экстаза) чувствуется за многими страницами книги. Когда Иустин восклицает: "Мысль!.. Какая непонятная тайна прячется в природе человеческой мысли. Мы знаем одно: она настолько непонятна, что у человека мороз проходит по коже, лишь только он начинает думать о мысли", этот мороз передается и непредвзятому читателю. Думаю, тот же "мороз по коже" испытывал и Кант за "Критикой чистого разума".

А вот что преподобный говорит о таком понятии, как "ощущение". "...Скажите, что это за тайна такая во мне - ощущение? Кто знает, какие загадки и какие таинства Бог соединил, спаял и слил в том, что мы называем ощущением?.. Ощущение дивный и страшный дар. Им рай - рай и ад - ад..." Следуя за архимандритом Иустином, мы еще в начале пути встречаем первые пропасти - мысль и ощущение - и чем дальше, тем больше бездн. "А там на таинственных границах, где совершается переход ощущений в мысли и мыслей в ощущения, там сгущаются тайны". Сила архимандрита как философа заключается в том, что он действительно "исследует начала", как того требовал Гуссерль, властно обнажая глубинную проблематику там, где "человек тавтологии" (понятие, введенное французским мыслителем Жоржем Диди-Юберманом) с триумфом провозглашает явную - минимальную, тавтологическую - тождественность: мысль - это мысль. Но среди мыслителей не все - "люди тавтологии". Есть среди них и "печальные исполины мысли (которые) сходят с ума от разветвленных ощущений и от денного и нощного лицезрения бесчисленных бездн".

К ним Иустин испытывает особую любовь и сострадание, чувствуя родственные души. Особенно к Ницше. Вот яркое свидетельство его ученика, епископа Амфилохия (Радовича): "Осенью перед его кончиной мы разговаривали с отцом Иустином перед монастырским двором о многих вещах, в том числе и о философии. Он внимательно, по-детски любознательно слушая, встревоженно произнес: "Вот и я бы был каким-нибудь взбалмошным философом, вроде слабоумного и тоскливого Ницше, если бы не встретил Господа Христа моего!.." И зарыдал..." Практика "богочеловеческого реализма" с его методом отождествления через любовь давала возможность преподобному Иустину изнутри пережить ситуацию "печальных исполинов мысли", то есть больших, честных философов, искренне жаждущих истины.

Он мог утверждать: "Я и сам нахожусь с философами в плутающем по бескрайним пустыням караване. И нам не хватает воды, чтобы освежить душу, ибо мысль наша устала, изголодалась и жаждет, А мы ее питаем и поим песком. О, песком соленых, горьких, страшных тайн... Тяжело быть философом. Ибо ты находишься в караване, который никак не может выбраться из пустыни. Здесь человеческая мысль в конце концов издыхает в страшных муках от голода и жажды", если только не обратится к воплотившемуся Логосу, "таинственному и непобедимому Иисусу Христу".

20 октября 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 05:22
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 05:08
Гибель династии как пролог Смуты
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 04:59
Разгром Запада
Новый комментарий от Кожухевич
23.04.2024 04:05
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Кожухевич
23.04.2024 04:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03