НОЧНОЙ ПОЗОР. В ПОИСКАХ СМЫСЛА

0
208
Время на чтение 4 минуты
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА ДЛИНОЙ В ДВА ЧАСА
Если "фантастические" предшественники "Ночного дозора" вызывали массу споров, то к создателям "первого русского блокбастера" возникает только один вопрос. Зачем был снят этот фильм? Сцены с "инфернальным" оттенком, сильно описанные в книге, в фильме попросту отсутствуют. Спецэффектами после "Матрицы" никого не удивишь. Игра актеров, каждый из которых не на своем месте - занудна. Трудовые будни нечисти мало отличаются от "Ментов" Всея Руси, а голод вапмирши - от ломки наркомана. По сути, кроме запредельного количества рекламы, зрителю смотреть нечего.
Основную идею картины можно сформулировать так: "купите мобильник Nokia, подключитесь к МТС, и денег у вас останется как раз на пельмени "Сам-Самыч". Вероятно, скрасить смысловую беспомощность картины должна была операторская работа. Действительно, пьет герой кровь из банки и - крупным планом капля на заросшем подбородке. Сильно? Можно еще - заводится машина, и тут же мы, зрители, будто оказываемся внутри двигателя. Красиво? Но тем более ущербна картина, в которой ставка сделана на одни визуальные эффекты.
Или возьмем столь модную сейчас психологию. Вот девушка Светлана, будущая Великая Волшебница, которая невольно создала "ночному ОМОНу" лишнюю работу. Светлана проклинает себя за то, что не отдала больной матери свою почку. Из-за этих проклятий на земле начинаются катаклизмы, прежде всего - чуть было не терпит крушение пассажирский самолет. Светлана в депрессии, пассажиры в панике. Остается поинтересоваться: почему бы милой девушке вместо того, чтобы истериковать, не отдать маме почку? Заодно и пассажирам стоило бы летать самолетами "Аэрофлота" - турецкие авиалинии ненадежны. Но и это сделано на голливудский манер: зачем принимать единственно логичное решение, когда можно долго и терпеливо выжимать из зрителя слезу.

ФИНАЛ БЕЗ ПРИМИРЕНЬЯ
И все же, авторы фильма не обошлись без неожиданной задумки. Единственная сильная сцена - в самом начале, где ведьма, к которой обратился главный герой (Антон), читает заклинание, от которого должен умереть неродившийся ребенок жены Антона. Бабка в красном платье колдует, девушка за километры от нее - корчится на полу, а руки ведьмы постепенно становятся красными от крови. Собственно, Антон был не против, очень уж хотелось ему вернуть ушедшую к любовнику жену, да и бабка сказала, что ребенок не его. Но хлопнуть в ладоши, чтобы заклинание сработало, ведьма не успела. По ходу фильма мы понимаем, что ребенок, которого назвали Егором, жив. Более того - именно его псевдопапаша вынужден защищать от оголодавших вурдалаков. В финальной сцене "темный маг" Завулон, которому надо "завербовать" Егора, рассказывает ему историю с ведьмой, бывшую двенадцать лет назад. Егор ошеломленно, с укоризной смотрит на "папашу" и задает вопрос: "Ты хотел меня убить?". После чего переходит под крыло темной силы. А вот этого Голливуд бы не потерпел - должен быть хэппи-энд. У них бы папа с сыном рыдали в обнимку... Спасибо, что хоть этого не сняли, впрочем, кто знает, что будет дальше - продолжение будут снимать американцы.
В принципе, весь фильм можно было бы построить на этой идее - отец, предающий ребенка. Есть два потенциально сильных персонажа. Паренек с большими глазами, неглупый, забавный, нуждающийся в защите, чуть не был, по его же словам, убит папашей. И папаша, который, наверное, из тех, кто "ответственно подходит к деторождению" и для кого ребенок в утробе - "скопище нескольких клеток". Но и здесь создатели фильма "не дожали". Наверное, помешало врожденное чувство политкорректности. И опять - недоуменный знак вопроса. Зачем было заявлять серьезную, отнюдь не коммерческую тему, если никто не собирался ее раскрывать?
Показательно, что "Ночной дозор" не вызвал оживленных дискуссий на тему "Что такое хорошо, а что такое плохо". Фильм скорее глуп, чем пуст, или фильм скорее пуст, чем глуп? Или фильм ни глуп, ни пуст? В книге С. Лукьяненко, по которой снят этот "шедевр", есть очень четкая романтизация нечистой силы: быть магом - почетно, оборотнем - опасно, но интересно, а каждая озлобленная ведьма способна на искреннее чистое чувство. В фильме эта "романтика" отсутствует напрочь. Если вы, зритель, не будете заранее знать, что перед вами вампир, который с горя пьет свиную кровушку, вы можете заподозрить, что это - больной лейкемией.

ПРОЖУЕМ - УВИДИМ
Много разговоров идет о том, что "Ночной дозор" - ни дать, ни взять, одинокий воин за светлое будущее отечественного кинематографа. И теперь, когда наши наконец-то сняли бюджетное кино ни о чем, можно не стесняться законодателей мировой киномоды - американцев. "Ночной дозор" выдвинут от России на соискание премии "Оскар" в номинации "Лучший зарубежный фильм". Такое решение большинством голосов принял оскаровский комитет Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Среди членов комитета - А. Кончаловский, Н. Михалков, Г. Панфилов, К. Шахназаров, а глава комитета - Владимир Меньшов. Словом, люди, не понаслышке знающие, что такое престиж и раскрутка. Последний раз Россия получила золотую статуэтку за фильм "Утомленные солнцем". Нет ли исторической насмешки в том, что приемником одной из лучших картин Н. Михалкова стал образец пресловутой попсы, которую не ругал только ленивый?
Ситуация с "Ночным дозором" похожа на бывшую несколько лет назад. Тогда наша продвинутая общественность сетовала, что российская эстрада в Европе особым спросом не пользуется, а если совсем честно, - "там" кроме Пугачевой толком и не знают никого. И что в итоге? Появились "Тату", которые смело понесли российскую песнь на Запад. А заодно, на Восток тоже. Теперь и европейцы, и японцы знают, что в России не только медведи и водка, а еще и... музыка. Вроде как до "татушек" не существовало Шаляпина, Вертинского, Хворостовского. Осталось подтянуться в кинематографе, чтобы все хорошенько усвоили: мы еще и фантастику снимать умеем. Не хуже Голливуда - динамично, дорого и бессмысленно.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кира Черкизова
Все статьи Кира Черкизова
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02