Я ль на свете всех древнее?...
Уже на третьей странице учебника истории для 5 класса "Гомiн вiкiв" узнаем, что "про Киев и украинскую державу вспоминают в своих книгах древние греки, так как греческие купцы ездили со своим товаром аж до Киева... Они в своих записках из далеких столетий по Христу и записали, что были на Украине".
Любопытна также трактовка войны Святослава с Болгарией. Оказывается, болгары заставили византийского императора Никифора Фоку платить дань. "Но ему однажды стало стыдно платить, и послал за помощью к Святославу". Ну и доблестный украинский князь-язычник, понятное дело, не отказал.
Юные украинцы, между прочим, должны знать, что когда-то давно (в XIV веке) "Молдавию населяли преимущественно украинцы, а управляли молдавские воеводы". Как тут не поверить Дмитрию Корчинскому, что Приднестровье - украинская земля...
Весьма интересно трактуется и история Галичины, которая "под Польшей жила тяжело, а когда ее заняла Австрия, стало жить гораздо легче". Прямо как в Европе...
Никто не забыт и ничто не забыто
История все же является частью политической конструкции общества, которую собирают представители политических элит. И вспоминаются слова классика: "Жить в обществе и быть свободным от него нельзя". Вот это общество (или некоторая его часть) и "загружает" юные умы "своей" историей.
Наиболее яркое место в школьной исторической науке уделяется нашему бывшему "старшему брату". Как правило, место это то самое, куда отправлял уркаган Никола Питерский прибывшего в камеру Доцента из культовой картины "Джентльмены удачи".
Украинских школьников, начинающих изучать историю по учебнику "Гомiн вiкiв", подробно знакомят с "москалями" (русские в этом научном труде фигурируют именно под этим термином). Кто же такие москали для пятиклашек?
Это разные финно-угорские племена с севера, куда часто "наплывали и люди из украинских племен", хотя там и земля была хуже, и край не такой гарный. А вот когда их посетили татары, и "возник новый народ, так называемый, московский", причем с так называемым "московским языком, который имеет украинское происхождение". Через несколько строк автор, опомнившись, предупреждает читателей: "Мы и они - не одно и то же". Чур меня, чур...
Особое место в иллюстрировании "москалей" принадлежит суздальскому князю Андрею Боголюбскому. За все повествование о Киевской Руси не приводится ни одной даты, когда кочевники или иные враги брали Киев, но взятие города "москалями" Андрея отмечено с астрономической точностью 10 марта 1169 года и упоминается в разном контексте три раза.
Объяснять причин штурма Киева авторы не стали, ограничившись тезисом о том, что суздальский князь потерял все украинское и стал просто завидовать Киеву. Причем жестокость "москалей" вспоминают и когда описывают последствия монгольского нашествия. Мол, те даже церкви не грабили, как москали, так как имели хорошую примету - боялись мести чужого бога.
Кстати, не забывают малышей и знакомить с монголами, которые "как и все кочевники пришли из Азии, когда искали корм для лошадей". Нашли ли они корм за стенами стольного града Киева и других сожженных городов - автор умалчивает.
"Почетно быть в строю достойных"
Гордость нашей страны всегда составляли ее граждане, ее патриоты, ее герои. Каких героев и за что славят школьные учебники?
Весьма странно, но в числе знаменитостей оказался канцлер Российской Империи Александр Безбородко, которого "взрослые" учебники отнюдь не жалуют за москвофильство. Но их авторам, видимо, невдомек, что, собирая картины и книги для своей коллекции, Безбородко "сберег их от москалей, которые стремились вывезти из Украины все, что под руку попадет, в свой Петербург".
Шло время, и уже в конце XVIII века "над Днепром стали появляться писатели, которые сначала несмело, а после отважнее стали писать на украинском языке". Это о П. Гулак-Артемовском и Г. Квитке-Основьяненко, которым по тексту принадлежит первенство, но через два абзаца нас уверяют, что "в Украине первым писателем, который писал чисто по-украински, был Иван Котляревский". Детишки, вероятно, запутаются, определяя, кто же все-таки был первым. Да и не ясно - "чисто по-украински", это чисто в смысле без помарок или "типа чисто конкретно"?
Весьма достойными людьми были и представители Кирило-Мефодьевского братства, которое в количестве 16 человек "поставило цель создать независимую Украину". Однако случилась оказия: "в конце марта 1847 года подслушал москаль Петров разговор "братчиков" и донес полиции".
А вот писатель Юрий Федькович, служивший в австрийской армии, был настолько талантлив, что "скоро на него обратили внимание и посоветовали оставить армию".
Особая роль в учебниках уделяется "отцу украинской истории Михаилу Грушевскому, который "написал 10 томов такой истории, какую до сих пор имеют лишь некоторые народы".
Я другой такой страны не знаю...
При всей яркости исторических картинок имперского прошлого Украины, все же самыми насыщенными являются те, которые относятся к Украине советской.
Наше прошлое действительно изобилует всевозможными историческими элементами, которые отражают лишь негатив. Однако если к этому подойти творчески, то картинки выйдут просто уникальными.
Как известно, борьбу за Украину вели московские большевики. У большевиков, как выясняется, были слуги, которых они поучали: "Без украинского угля, железа, хлеба, соли и Черного моря Россия существовать не может". Так и началась большевистская оккупация страны. Войну против Украины большевики вели яростно и жестоко. Например, когда в январе 1918 года красногвардейские отряды Муравьева начали ураганный обстрел Киева, то "огонь вели по самым высоким и самым красивым зданиям". После чего учебник приводит пример подобного здания - "дом Грушевского". Многоэтажный доходный дом главы Центральной Рады, оказывается, относился к числу жемчужин столицы.
Укрепление советской административно-командной системы совпадало с главной мечтой коммунистов - "уничтожить Украину", а шеф НКВД Берия раздумывал над тем, как выселить всех украинцев в Сибирь. В результате там оказались лишь некоторые, прельщенные высокими заработками на нефте- и газодобывающих предприятиях.
Зверства большевиков - это отдельная страница увлекательных детских учебников. Им посвящены целые страницы, где все описывается детально и со вкусом. Видимо, так авторы учебников закрепляют гуманистические основы образования. "Девочкам чекисты приготовили пытку, которую называли "красные башмачки" - заставляли опускать босые ноги в кипящую воду и держать полчаса, а потом вывозили в лес и кидали". Кстати, все те же большевики "сожгли почти все западноукраинские леса". Вот откуда растут ноги современной экологической катастрофы в Карпатах...
О деяниях гитлеровцев или службы безопасности ОУН вы не найдете ни одной страницы. Зато сообщается, что УПА, под руководством С. Бандеры, к 1943 году "освободила от немцев большинство городов Украины". Что это были за города - авторы позабыли. А то, что руководство УПА в этом году проходило переподготовку в немецких лагерях и лишь по этой причине, видимо, не успело освободить ни одного города и даже поселка городского типа, - вражеская клевета.
После войны и вплоть до 1991 года "коммуно-москали" пытались максимально навредить Украине. Чтобы "уничтожить украинский язык, они в 1946 году придумали новое украинское правописание". Фабрики и заводы, о которых авторы учебника запамятовали, были, по всей видимости, построены в Украине тоже "из вредности".
Да что там говорить, если, передав Крым УССР, большевики, как оказалось, тоже преследовали коварные цели. А именно - пытались "переложить на плечи Украины моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова".
В завершение отметим, что такие учебники продолжают сеять разумное, доброе, вечное уже который год...