Доклад митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия

О положении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата

Религия 
0
282
Время на чтение 10 минут
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 года

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства отцы и братия!

Благодарю за предоставленную мне возможность поделиться с Вами своей болью, так как боль разделенная - половина боли.

История Православия в Эстонии является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви - само появление Православия в Эстонии связано с приходом на эти земли христианских проповедников с Древней Руси. Прибалты: эсты, чудь - постоянно общались с православными из Киева, Новгорода и Пскова, посеявшими семена Слова Божия на земле Эстонии. Начиная с Xl-го века, здесь существовали православные приходы, окормлявшие не только русских "гостей" (купцов или воинов), но и привлекавшие к истинной вере местных жителей-эстонцев.

Сама Пресвятая Дева Богородица благословила распространение веры православной на Эстонской земле, в XIII веке явившись на святой Пюхтицкой горе эстонским пастухам.

В XVI веке на этих землях проповедовал священномученик Корнилий Псково-Печерский.

Приходы существовали в Ревеле (ныне Таллин) и Юрьеве-Тарту, причЈм право русских купцов иметь свой храм в Ревеле гарантировалось договором Ливонского Ордена с Новгородом, а позднее - с московскими государями.

Начало XVIII-века - новый этап в жизни эстонского Православия.

После окончания Северной войны на землях Эстонии, ставших частью Российской Империи, медленно, но верно стало увеличиваться число православных приходов, в основном объединявших русское население.

Народной Церковью Православие становится в XIX столетии. За массовым обращением эстонцев следует возникновение большого количества, действительно, эстонских приходов: увеличивается число священников-эстонцев. Православная Духовная Семинария в Риге готовит священнослужителей для всей Прибалтики - некоторые ученики и выпускники этой семинарии стали впоследствии у кормила государственного и церковного правления в Эстонии и Латвии.

Русская революция и обретение Эстонией государственной независимости вызвали серьЈзные изменения в положении Церкви (до этого времени приходы Эстонии входили в состав Рижской епархии). Приходы, находящиеся на территории Эстонии вошли в Ревельскую епархию, а в 1920-м году определением Патриарха Тихона Эстонской Православной Церкви была дарована автономия.

К сожалению, следствием сложности общения с Московской Патриархией из-за установившейся в России безбожной власти стало отпадение Эстонской Православной Церкви от Церкви-Матери.

Под давлением государственных властей глава Эстонской Православной Церкви Митрополит Александр, надеясь получить автокефалию, переходит в 1923 году под омофор Вселенского Патриарха. Его чаяниям не суждено было сбыться - вместо автокефалии была всего лишь подтверждена автономия, дарованная Патриархом Тихоном, но уже в составе Константинопольского Патриархата.

Несмотря на решение Константинополя, в 1935 году был принят новый Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви, фактически, незаконно зафиксировавший еЈ автокефальный статус и, вопреки рекомендациям Вселенского Патриарха, разделивший ЭАПЦ по национальному признаку на две епархии - Таллинскую (эстонскую) и Нарвскую (русскую).

Ситуация выправилась в начале 1940-х годов. По решению Синода ЭАПЦ еЈ глава Митрополит Александр принЈс покаяние перед Священным Синодом Русской Православной Церкви и Патриаршим Местоблюстителем, Блаженнейшим Митрополитом Сергием (Страгородским), и каноническая связь с Русской Православной Церковью была восстановлена.

Был учрежден Прибалтийский Экзархат, состоявший из четырех епархий: Виленской - Литовской), Рижской - Латвийской, Таллинской (эстонской) и Нарвской (русской).

Тем не менее, в годы немецкой оккупации Митрополит Александр вновь не только отступил от канонического единства с Московской Патриархией, но и с Константинопольским Патриархатом, по распоряжению немецкого командования, не имел никаких контактов. Это привело к существованию на территории Эстонии двух православных церковных структур: Нарвской епархии - во главе с епископом Павлом (Дмитриевским), сохранившим верность Матери-Церкви (РПЦ), и приходов Митрополита Александра, зарегистрированных оккупационными немецкими властями, которые, фактически, самоуправлялись, не подчиняясь ни Московскому, ни Константинопольскому Патриарху.

В 1944 году, усугубляя глубокую каноническую неправомочность своих предшествовавших деяний, Митрополит Александр с частью священников-эстонцев, оставил свою паству и эмигрировал в Швецию, где в 1948 году был сформирован так называемый "Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании".

В 1945 году члены Синода Эстонской Церкви (в большинстве своем оставшиеся в Эстонии) принесли покаяние перед Матерью-Церковью. Единую епархию возглавил Архиепископ Таллинский и Эстонский Павел.

Советский период жизни Эстонской Церкви, как и для всей РПЦ, стал временем испытаний. Коммунистический безбожный режим проводил политику, направленную на ликвидации Церкви как таковой. Закрылась почти половина приходов, снесено было подворье Пюхтицкого монастыря в Таллине, стоял вопрос о закрытия Александро-Невского собора и Пюхтицкого монастыря, отстоять, которые удалось только благодаря мудрости Митрополита Алексия (ныне здравствующего Святейшего Патриарха).

Но, по милости Божией, Церковь спаслась от полного уничтожения.

Выход Эстонской Республики из состава СССР принес Православной Церкви не только свободу, но и новые осложнения.

В 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй своим Томосом подтвердил автономию, дарованную Патриархом Тихоном.

Но это не спасло Эстонскую Церковь от раскола по национальному признаку, как и в 20-е годы, инспирированному эстонскими националистическими кругами, находящимися в то время у власти и представлявшими ЭПЦ не как коренную Эстонскую Церковь, а только как враждебную "руку Москвы".

В результате часть приходов с нарушением действующего законодательства и канонического права признала над собой власть Эстонской Апостольско-Православной Церкви (ЭАПЦ), перешедшей в каноническое окормление Константинопольского Патриархата, (не имея своего правящего Архиерея), а другая часть сохранила верность Московскому Патриархату.

Те же политические структуры способствовали признанию Константинопольской ЭАПЦ в процессе имущественной реституции единственным собственником на все церковное имущество, и одновременно воспрепятствовали регистрации в государственных органах части ЭПЦ, сохранившей свою связь с Русской Православной Церковью.

Таким образом, почти десять лет наша Церковь существовала без официального статуса, не имея возможности реализовать свои права и претерпев многие материальные лишения, но отстаивая соблюдение канонических норм, согласно которым самовольный переход из одной юрисдикции в другую без отпускной грамоты просто невозможен.

Приходы, сохранившие каноническую верность Московскому Патриархату, практически, лишались основ своей деятельности, становясь в положение арендаторов своих же храмов, в которых молились многие поколения их предков.

Несмотря на то, что по количеству приходов ЭАПЦ Константинопольского Патриархата превосходит ЭПЦ МП, основная часть православной паствы осталась верной Матери-Церкви.

Для сравнения:

В ЭАПЦ Константинопольского Патриархата - 57 приходов, 19 священников, 6 диаконов.

В ЭПЦ Московского Патриархата - 32 прихода, (еще один передан в качестве подворья Пюхтицкому монастырю), 40 священников, 12 диаконов.

Количество прихожан ЭАПЦ - 20 тысяч, а ЭПЦ -150 - 200 тысяч.

Несмотря на протесты мировой общественности и молитвенные акции православных верующих Эстонии (крестные ходы, собравшие десятки тысяч молящихся), Правительство Эстонии при поддержке Константинопольского Патриарха Варфоломея и главы Финской Православной Церкви Архиепископа Иоанна, продолжало пагубную политику непризнания Православной Церкви Московского Патриархата.

Для восстановления справедливости Московская Патриархия пошла даже на такие крайние меры, как прекращение молитвенного общения с Константинополем.

С целью уврачевания возникшего в Эстонской Православной Церкви раскола, Московская и Константинопольская Патриархии в 1996 г. подписали в Цюрихе соглашение, по которому стало возможным размежевание двух частей ЭПЦ как в каноническом, так и имущественном отношении.

Соглашение было утверждено Синодами обеих Патриархий.

Основными принципами, на которых зиждется соглашение, являются обеспечение добровольности в выборе приходов канонического подчинения и обеспечение равенства прав верующих, в том числе и имущественных.

Эти договоренности были подтверждены и на встрече представителей обоих Патриархатов в Берлине в 2001 году.

Но ЭАПЦ КП откровенно саботировала соблюдение соглашений, тогда как наша Церковь последовательно работала в направлении их выполнения как внутри Эстонии, так и с привлечением международных организаций. Особенную помощь и поддержку в этом оказала Русская Православная Церковь, российские государственные органы и правительство г. Москвы.

Перелом произошел в начале 2001 года, когда правящие круги Эстонии осознали, что проблема Эстонской Православной Церкви стала сказываться и на международной репутации государства. Государственные органы согласились принять участие в разрешении конфликта.

На первом этапе в марте 2001 года состоялась государственная регистрация под названием Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП), с учетом главного принципа, последовательно отстаивавшегося нашей Церковью. Этот принцип заключается в том, что ЭПЦ является не неким новообразованием, возникшим в советское время, а берет свое начало как самостоятельная Церковь в составе РПЦ от Томоса Патриарха Тихона 1920 г, подтвержденного в 1993 году Томосом Патриарха Алексия.

За основу для решения имущественной проблемы приняли условия, на которых ранее было передано имущество Пюхтицкого монастыря.

В связи с этим в октябре того же года между ЭАПЦ КП, государством и ЭПЦ МП, были подписаны два протокола о намерениях. Согласно этим протоколам, ЭАПЦ КП отказывается от претензий на храмы и приходские дома, (общим числом 18), находящихся в пользовании приходов ЭПЦ МП, а государство закрепляет их в единоличное владение и пользование приходов ЭПЦ МП сроком на 50 лет на основании юридического института "право застройки". Это право, по существу, обеспечивает приходам на указанный срок такие же юридические права на храмы, как и собственникам.

К сожалению, ЭАПЦ КП при подписании протоколов настояла на том, что приходы смогут получить храмы в полную юридическую собственность только с ее согласия, хотя при передаче имущества, государство заплатило ЭАПЦ КП 35 с половиной миллионов крон. За занимаемый Управлением нашей Церкви один этаж дома, город подарил ЭАПЦ КП целый трехэтажный дом, который был продан ими более чем за 14 миллионов.

Надо отметить, что, получив в собственность приходское имущество, ЭАПЦ КП активно занимается его распродажей.

Налицо лицемерная политика священноначалия Эстонской Апостольской Православной Церкви, ищущего с нами евхаристического общения - единства во Христе, но, в то же время не желающего ничем поступиться для достижения не просто компромисса, но восстановления хотя бы некоей меры справедливости по отношению к нам.

Во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ Второго в Эстонию, осенью 2003 года, глава Эстонской Апостольской Православной Церкви Митрополит Стефанос искавший встречи с Его Святейшеством, был им принят.

В ходе встречи Его Святейшество подтвердил принципиальную важность выполнения Берлинских и Цюрихских договорЈнностей о равных правах на имущество обеих юрисдикции, как фундамента для восстановления евхаристического общения ЭПЦ МП и ЭАПЦ КП.

Безусловно, Патриарший визит сыграл неоценимую роль в продвижении решения всех этих вопросов: отношение государственных и местных властей к ЭПЦ МП изменилось в лучшую сторону.

В настоящее время два храма и один приходской дом уже закреплены за приходами ЭПЦ МП, в отношении остальных предполагается до конца сего года закончить землемерные работы по закреплению храмов как недвижимости в государственной крепостной книге. После этого, в начале следующего года возможна юридическая передача их приходам, согласно подписанному с государством протоколу.

Это же относится и к помещениям Церковного Управления в Старом городе Таллина, где длительное время свою пастырскую деятельность осуществлял Патриарх Алексий Второй, и на возврате которых особенно настаивала ЭАПЦ КП.

Но, к сожалению, и с передачей зданий, находящихся в муниципальной собственности, не подлежавших возвращению ЭАПЦ КП, не все обстоит гладко. Одни муниципальные власти, как, например, в городе Вильянди, незамедлительно организовали передачу храма и прилегающего земельного участка в собственность прихода, другие, (в городе Таллине), передали их только в аренду приходам на 36 лет. Третьи же, как, например, в городе Пярну, до сих пор вообще не решили, как поступить с храмом. Положительному решению вопроса на заседании городской управы воспротивился местный лютеранский пастор, являющийся членом горуправы, и в результате решение было заморожено.

На сегодняшний день из 10 муниципальных объектов 3 переданы приходам в собственность, в отношении 4 действуют арендные договоры, судьба остальных трех объектов еще не решена.

Таким образом, несмотря на то, что Цюрихское соглашение до конца не выполнено, дело сдвинулось с мертвой точки.

Однако наша Церковь всегда исходила и исходит из того, что до полного исполнения Цюрихского соглашения невозможно восстановление канонического общения с отколовшейся от ЭПЦ МП структурой, действующей как ЭАПЦ КП.

Поэтому предстоит еще большая работа по окончательной их реализации.

Не снимается с повестки дня и вопрос, связанный с возвращением приходам ЭПЦ МП другого церковного и не церковного имущества (зданий приходских школ, сельскохозяйственных земель, лесов и т.п.), которое было в их собственности до 1940 года и необоснованно возвращенного ЭАПЦ Константинопольского Патриархата, которая пользуется регулярными дотациями государства.

В данных условиях говорить о равных правах не приходится - они по-прежнему остаются для ЭПЦ МП чаемым идеалом, а для ЭАПЦ КП и государства - пустой декларацией, поскольку Митрополит Стефанос везде заявляет о себе как о единственном возглавителе Эстонской Православной Церкви.

В поддержке реализации Берлинских и Цюрихских соглашений не видно никакой заинтересованности, хотя это, очевидно, способствовало бы снятию имеющейся напряжЈнности в отношениях ЭПЦ МП, ЭАПЦ КП и государства.

Думается, что в рамках Цюрихского соглашения точно также должен быть окончательно решен и вопрос об имуществе и землях ставропигиального Пюхтицкого монастыря, тоже находящихся сейчас в собственности государства и отданных монастырю во владение и пользование сроком на 50 лет.

В связи со всем изложенным, от лица ЭПЦ МП прошу Архиерейский Собор подержать наши усилия и еще раз обратиться к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с братской просьбой: способствовать выполнению Цюрихских соглашений со стороны ЭАПЦ КП, а к государственным властям Эстонии - ускорить процесс решения имущественных проблем нашей Церкви.

Благодарю за внимание.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс)
Все статьи Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс)
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12