itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Искания продолжаются

Архимандрит Тихон: "Развилка между временным и вечным встречается каждый день"

Религия 
0
196
Время на чтение 10 минут
За последние две тысячи лет сменилось почти неисчислимое множество политических режимов, экономических укладов, способов производства, научных парадигм, философских учений, культурных течений, и прочее, прочее. Одно остается неизменным: все это время люди продолжают уходить в монастыри. Что движет ими?

"Мир за Ним идет"

Человек, которому я адресую этот вопрос, отрешился от мира 28 лет назад. Мой собеседник - архимандрит Тихон, наместник Псково-Печерского монастыря.

- Отец Тихон, как мы помним из истории, древние монастыри строились вдали от людских поселений, вдали от мира. Сегодня же монастырь, как, например, Псково-Печерский, часто оказывается культурным центром всей округи. Что изменилось сегодня в роли монастыря?

- Практически ничего не изменилось. Обитель - место для внутреннего уединения, для того, чтобы сосредоточиться и работать над собой. Труд этот состоит из молитвы, послушания, из внимания к себе. "Познай самого себя" - это девиз древних, а Господь говорит нам: "Царство Божие внутри вас". Чтобы обрести это царство внутри себя, верующий человек и приходит в монастырь. Но, как говорят святые отцы, "мир за Ним идет". Потому что мир тоже хочет духовной поддержки, утешения, вразумления, и он идет вслед за пустынником. И это наше служение миру, которое тоже заповедано Христом Спасителем: "Вопрошающему тебе, вопрошающему о вере, дай ответ о своем уповании". Поэтому так и получается: человек приходит в монастырь, чтобы работать над собой, а мир приходит к нему, чтобы получить тот же ответ - как ему в мирских условиях заниматься своей душой, становиться лучше, приближаться ко Христу и достигать царствие небесное. В то же время обитель является и местом историческим. 150 лет это была крепость на северо-западных рубежах России. И, конечно, человека привлекает и история, и традиции, и, безусловно, его привлекает монашеская жизнь, которая совершается в стенах обители.

- За 2000 лет христианства изменились ли способы самопознания, самосовершенствования?

- Нисколько. Потому что Господь вчера, днесь и вовеки один и тот же. Он - путь к истинной жизни. Это не поменялось, поменялся человек. Поменялись условия жизни, появился компьютер, появились современные средства передвижения, общения и так далее. Но душа человеческая неизменна. Она ищет богообщения, она для этого создана, и ничто материальное человека никогда не успокоит и не приведет в чувство внутреннего комфорта.

- Современный человек - человек XXI века - какими путями приходит к Богу? Теми же, какими шли все предыдущие поколения?

- Однозначно. Это в первую очередь, призывающая благодать божья. Человек ищет внутреннего успокоения, богообщения, если говорить богословским языком. А пути те же. Болезни: вот человек оставлен врачами - куда ему податься? Он идет в церковь. И получает помощь, мы знаем множество примеров. Например, пришел один директор, из одного города Псковской области, приложился к чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы и получил исцеление глаз, он сам об этом свидетельствует. Или врач, женщина из Москвы, пришла в пещеры, опустила в елей больной палец, и палец поправился - а собирались ампутировать! Или человек с язвой - попил свежей святой воды и получил избавление от язвы. То есть, один путь через болезнь. Другой - через скорби. Куда деться человеку, если у него неприятности, и он не получает помощи от людей? Приходит с верою к Богу и получает помощь, или, во всяком случае, получает силы, чтобы перенести те или иные неприятности. Невзирая на время, пути к Христу остаются прежними. Как в Евангелие: кто Христа окружал? Люди, которые искали истину, больные, убогие. Так и сейчас. Искания продолжаются, и пути ко Христу все те же.

"Если хочешь"

- Есть ли разница, крещен человек или не крещен?

- Как апостол говорит, есть ли разница между яблонькой дикой и культурной, привитой? Крещение - это мы прививаемся ко Христу, чтобы получить силы на все доброе. Я думаю, каждый человек знает, что легко сказать: будь добрым, будь сострадательным, будь внимательным, а когда доходит до дела, мы и не внимательны, и не сострадательны, и эгоистичны. И мы видим, что силы-то у нас нет для добра. И вот, как яблонька дикая прививается к культурной яблоне, так и мы через крещение прививаемся ко Христу и получаем силу на все доброе.

- Но очень много примеров, когда крещеный человек на самом деле не верит в Бога и не соблюдает заповеди, и в то же время далеко не все некрещеные люди - атеисты...

- Понимаете, тут есть очень важный момент, который надо учесть: свобода выбора, свобода воли, свобода совести. Эту свободу никто не отнимает. А Господь говорит, что "если хочешь быть совершенным - иди за мной, если хочешь достигнуть спасения - соблюдай заповеди". Вот это "если хочешь" - оно определяет человеческое искание и человеческое отношение ко Христу. А оценку этого "если хочешь", этого выбора дает Страшный суд. Жил без Бога человек - он и останется без Бога в вечности, жил со Христом - он и приблизится ко Христу, и будет получать радость от богоощения, и свое внутреннее преображение будет продолжать.

- Свобода совести - очень светское понятие, услышать его из уст священнослужителя даже немного неожиданно...

- Ну почему неожиданно? Мы же ссылаемся на закон о свободе совести в юридическом отношении. А свобода - она дана каждому человеку, это Богом данное свойство. Согласитесь, никто не может заставить человека быть злым или добрым, это свобода выбора. И получая силу от Христа, он может самосовершенствоваться. А это очень важно. Ничто материальное человека никогда не удовлетворит, по большому счету. Мы иногда об этом забываем, но на самом деле это так. И свобода всегда остается.

- Мне кажется, что об этой свободе сегодня иногда забывают, когда, например, некоторые учителя пытаются заставить детей изучать закон божий в школах. Допустимо ли это?

- В школе, согласно законодательству, изучать православие никто не заставляет. По желанию родителей - пожалуйста, основы православной культуры и закон божий. Вот родители в дневнике написали: мы не возражаем, и батюшка приходит и преподает, какое же тут заставление? Мы не заставляем. Мы говорим, предлагаем, увещеваем, но не заставляем. Слава Богу, человек свободен, и в выборе пути, и в выборе закона божия. Человек вырастает - я думаю, каждый из нас на своем опыте помнит - и вспоминает, чему его учили: а вот это надо принять, а вот это вообще ерунда, которая никогда не пригодится, а вот это я не хочу принимать. Ребенку предлагается, по воле родителей, тот путь, который уже проверен столетиями. Нам много чего навязывают. Почему я должен идти по улице и видеть рекламу, например? Мне ее навязывают. И говорят: а ты не смотри! Вот и все. Все упирается в свободу выбора.

"Вот она, грань"

- Отец Тихон, монастырь ощущает себя "государством в государстве"? Церковь и светская власть - как они взаимодействуют?

- Как Господь Христос Спаситель говорит в Евангелие: "Царство мое не от мира сего". Наша первая обязанность - исполнять евангельские заповеди, а по-человечески, попросту говоря, работать над собой. С помощью церковных таинств, исповеди, причащения. Вот это наша главная задача. И в то же время мы являемся членами земного отечества, исполняем законы, стараемся участвовать в благотворительности. Поэтому "государством в государстве" мы себя не ощущаем, у нас и в мысли этого нет. Мы живем, как подобает христианину в тех условиях земного бытия, которые нас окружают.

- Граница между мирским и духовным - где она проходит?

- Граница? Вот мученики, например, в первые века. Им говорили: вот тебе бог языческий, ты ему должен принести жертву. А он отвечал: нет, для меня Бог - святая Троица, и я ему каждый день приношу жертву своей молитвой. Ему говорят: ну тогда ты в армии не сможешь служить, вот тебе смерть. И он выбирает смерть. Вот она и граница. Или российские новомученики. Им говорили: отрекайся от Христа, проповедуй атеизм (как многие проповедовали, а потом печально кончали). Вот она, грань. Человек видит, что ему выбрать: или вечность со Христом, или проявить трусость, и выбрать временное. А если по большому счету, эта развилка между временным и вечным встречается каждый день. В отношении к ближним. Или вот, пожалуйста, выбор: завтра праздник, Преображение, надо в храм идти, а ему предлагают Олимпийские игры посмотреть. Что человек выберет? Выбрал храм - он умиротворен, не выбрал - у него муторно на душе, он чувствует, что он потерял.

- Псково-Печерский монастырь всегда был на границе между Европой и Россией. Сегодня вы ощущаете влияние пограничного положения?

- Немножко ощущаем. Когда хотим съездить, например, в Пюхтицы, нам визу надо оформлять. Паломники - если раньше свободно приезжали, теперь им визы надо оформлять. Конечно, это проявляется.

"Истина одна, и мы ее бережем"

- Отец Тихон, ведет ли монастырь сегодня миссионерскую деятельность? Как я знаю, на территории Эстонии есть православные храмы...

- Да, есть храмы, например, Вярска, построенный монастырем храм. Школа в Обинице - столетие мы праздновали в 1990-м году. И до сих пор ведется эта деятельность. У нас есть педагогическое православное общество. Мы за прошлый год роздали 146 тысяч книг. На Пасху, на Рождество, на Успение раздаем книги. Паломник может взять Псково-Печерский листок для того, чтобы найти ответы на свои вопросы, батюшка дежурит, выслушивает. Вот в этом и состоит наше миссионерство.

- Как вы взаимодействуете с другими конфессиями?

- Есть замечательная работа митрополита Киевского и всея Украины Владимира, он пишет об этом. В вопросах веры - так как Господь говорит: "имейте веру божию", он нам ее открыл, и мы ее бережем - в вопросах веры у нас компромиссов нет. Мы знаем истину, истина одна, и мы ее бережем. А культурное общение, за чашкой чая - здесь для нас границ нет. Точно также нет границ в делах милосердия и благотворительности.

- Возможны ли совместные проекты в Псковской области для православной церкви и других конфессий?

- Это уже дело правящего архиерея, потому что у нас есть священноначалие, и это дело Священного Синода. Конечно, в социальном плане совместные проекты возможны, и они есть.

- Как вы смотрите на то, чтобы "на одной улице" стояли православный храм, католический костел и мечеть?

- Если взять Санкт-Петербург, или другие крупные города, это возможно.

- Почему же некоторые говорят об этом как о чем-то недопустимом?

- Надо уважать большинство людей, и это везде так. Посмотрите, например, в Израиле, во Франции, в Японии. Есть конфессии, которым отдается приоритет, потому что они определяющие в стране, главные. Поэтому, оглядываясь на международный опыт, я думаю, что нам нужно уважать в первую очередь православие, потому что это наши корни. Это наша история, это наша культура. Есть определенные законодательные рамки, которые определяют открытие иностранных приходов.

"Монастырь - это училище"

- Как складываются отношения внутри монастыря? Попадают ли в монастырь чужые, случайные люди?

- Можно сравнить с училищем. Согласитесь, в любом учебном заведении есть случайные люди, но их не так много и они не определяют общее настроение и общие правила. Так и монастырь - это училище. Человек приходит сюда, три года перед постригом испытательный срок, он трудится, проверяет себя, и если он видит, что это ему не подходит (или у нас есть Священный собор, он проверяет, у нас есть суждение о каждом, прежде чем принять), то, пожалуйста, он может уйти и заниматься своими делами.

- А после пострига? Из училища можно отчислить в любой момент, хоть перед выпускными экзаменами, а здесь?

- А здесь точно так же. Если человек нарушает правила, почему его нельзя отчислить?

- Как образуется круг общения - ваш личный, монахов?

- В монастырь-то мы приходим для того, чтобы собраться с мыслями и с божьей помощью работать над собой. В этом красота жизни монашеской. Христос нас приводит сюда и через наставника открывает свою волю. В этом таинственная составляющая нашей жизни, которая очень нужна, это действие самого Христа Спасителя. И конечно, общение с родными. Вот они приехали, хотят увидеть Богом зданные пещеры, хотят увидеть красоту обители - пожалуйста. Приходит корреспондент газеты "Губерния" - ну как не поговорить, как не уделить внимание? Из самой жизни складывается круг общения.

- Часто ли бывают в монастыре местные жители?

- Я знаю человека, живущего рядом, который в жизни не был в монастыре. Такие крайности бывают. А на праздник Успения, в Рождество, Пасху, я считаю, все жители Печор стараются посетить обитель.

- Отец Тихон, в монастыре столько туристов, столько гостей каждый день. Остается ли у вас время для себя?

- Как у всех, времени не хватает. Наш отдых состоит в том, чтобы переменять вид деятельности. Вот помолились, вот потрудились, вот прочитал страницу книги - вот и день прошел.

"Мы сохраняем культурное наследие"

- Псково-Печерский монастырь - знаменитый памятник культуры. И выглядит, надо признать, просто замечательно. Как ведется работа по поддержанию памятников?

- В прошлом году мы закончили пятилетнюю реставрацию Михайловского собора, сейчас у нас на очереди реставрация иконостаса Успенского собора. Мы видим своей задачей сохранять уникальный историко-архитектурный ансамбль монастыря. С помощью государства, например, Борис Николаевич Ельцин посетил обитель, и появились средства на восстановление стен. Слава Богу, и охрана памятников всегда откликается. Сейчас нам предстоит совместная работа по восстановлению Мальского скита. Так совместными усилиями мы сохраняем то, что нам осталось от наших предшественников. Братия участвует в сохранении историко-архитектурного ансамбля монастыря. Кто-то за часами следит, кто-то купола содержит в порядке, кто-то в кузнице работает.

- Сегодня можно встретить примеры, когда храмы разрываются между повседневными нуждами и требованиями охраны. Например, как говорят реставраторы, отопление Троицкого собора поставило под угрозу его иконостас...

- Знаете, я был в Санкт-Петербурге, в Петропавловском храме и посещал другие музеи. Даже в государственных музеях можно увидеть сочетание современности и старины, это естественный процесс. Но насчет Троицкого собора я с вами не согласен. Там подобран такой температурно-влажностный режим, который не вредит иконам. Когда нужно совершать службу, а там почти ноль градусов - я думал, что я замерзну, еле это пережил, настолько это трудно, а храм должен действовать. Если бы там был зимний храм, такой проблемы не было бы. Но я точно знаю, что отопление иконам не вредит, и поддерживается такой режим, который нужен и самому храму. Сейчас погода неустойчивая (это раньше - если лето, то лето, если зима, то зима), и колебания температуры больше разрушают живопись, нежели отопление, которое может дать стабильную температуру в течение зимы. Сочетание современности и истории - это теперь везде.

- А чему отдается приоритет?

- Конечно, истории! Мы сохраняем культурное наследие.

"Это выбор человеческий"

- Отец Тихон, расскажите, какая часть современной культуры соприкасается с церковью?

- Да практически та же самая, что соприкасалась всегда. Живопись, литература, архитектура. Сейчас очень много пишется книг о новомучениках, о подвижниках благочестия, о старцах, и читаешь с удовольствием. Монастыри сегодня издают патерики. Это литература. Архитектура - пожалуйста. Архитектор Александр Михайлович Тютюнников дал нам возможность построить храм, вы мимо него проезжаете. В плане истории - исторические исследования проводятся в нашей библиотеке. Пение - прекрасно услышать старинное церковное пение, музыку Чайковского, Львова или современных авторов, которые продолжают эти традиции.

- А как вы относитесь к светской культуре?

- Опять же человеку предоставлена свобода выбора, или ты читай Шмелева, или ты читай что-то иное. Это выбор человеческий. Так, по-моему, в истории всегда и было.

- Ваш личный выбор?

- Конечно, церковная литература. Я с удовольствием читаю, сейчас, например, жития святых, которые подвизались на Валааме уже в XX веке. И это мое любимое чтение, о людях, которые жили совсем недавно. Мое особое предпочтение - к житиям святых и к житиям подвижников, современников, которые стремятся к Богу.

- Какие традиции вы продолжаете?

- В монастыре первая традиция - это уставное богослужение. Вторая традиция - это душепопечение, старчество, когда мы отвечаем на вопросы приходящих. И третья традиция - это социальное служение. Мы, например, выдаем ежедневно 280 обедов в город для нуждающихся. Помогаем наркозависимым, помогаем военным - и эта замечательная традиция продолжается. Создание храмов, реставрации - тоже традиция. Практически все, что было до нас, мы воспринимаем и бережно сохраняем. И это наша главная задача.

- А что-нибудь новое появляется?

- Новое? Страница в Интернете!

Беседовала Светлана ПРОКОПЬЕВА.

N 31 (201) 25-31 августа 2004
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Тихон (Секретарев)
«Главное - научить народ молиться»
Интервью с наместником Свято-Успенского Псково-Печерского Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым)
29.08.2011
5 марта память преподобномученика Корнилия Псково-Печерского (1570)
Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) о преподобном Корнилии
05.03.2007
Все статьи Архимандрит Тихон (Секретарев)
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04