Впрочем, этот человек от других все же отличался. Он хорошо шил шубы и делал это только за ночлег и пропитание, а денег никогда не брал. Он оставлял работу не совсем завершенной и тайком уходил от заказчиков, как потом уже стало понятно: чтобы избежать вознаграждения и похвал. За это вместо платы ему доставались нередко оскорбления и побои. Но он не обижался, за обидчиков молился.
Был еще и удачливым рыбаком. Но ловил ровно столько, сколько требовалось для дневного пропитания. Промыслом это занятие делать не хотел.
Промысел у него был в другом - и это поняли гораздо позже. А умер он совсем молодым, не было и 35. Похоронили странника на Меркушинском погосте.
Так странно сложилась его жизнь, что лишь через полвека после кончины пробудился интерес людей к нему. Интерес, возраставший из года в год и обернувшийся к началу XX века настоящим взрывом почитания. До 120 тысяч паломников ежегодно приезжали к его мощам со всех концов страны.
Открыли святого Симеона Верхотурского так. На его могиле забил источник и вытолкнул гроб из земли. Мощи оказались нетленными. Подле них начались чудеса исцеления, что подтвердили две комиссии во главе с митрополитом Игнатием (Римским-Корсаковым). Митрополит провел огромную расследовательскую работу, нашел еще живых современников Симеона, скрупулезно собрал все возможные сведения до мельчайших деталей, написал целый труд под названием "Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святого и праведного Симеона нового сибирского чудотворца". Выяснилось, что родом Симеон из дворян, из европейской части России, странником стал, чтобы свою душу спасти и другим помочь. Главным промыслом его были молитва, аскеза и проповедь христианства. Сибирский чудотворец стал покровителем странствующих и болящих, особенно популярны были молитвы к нему для излечения глазных болезней и параличей. В 1704 году мощи его перенесли из Меркушино в Верхотурье.
Так сошлись две святыни, юбилеи которых отмечаются сейчас: 300 лет перенесения мощей святого Симеона в Верхотурье и 400 лет Свято-Никольскому монастырю. Это всероссийские торжества. Святость - она ведь и в столице, и в провинции святость. А духовная жизнь в российской глубинке порой богаче и значимее, чем в центре. Во всяком случае, в Екатеринбургской епархии, возглавляемой архиепископом Викентием, православная жизнь бьет ключом. Тут множество замечательных священников, современных форм миссионерства, интересный опыт социального служения Церкви, выходят "Православная газета", телевизионная и радиопередачи для верующих и тех, кто на пути к храму. И накал духовной жизни не зависит от того, где живут прихожане - в областном центре или в маленьком поселке.
Верхотурье - небольшой городок, всего 10 тысяч жителей. Монастырь, главная его достопримечательность, находится на холме в устье речушек Свияги и Калачика, впадающих в Туру. Основан он иноком Ионой, который в 1604 году испросил позволения у Бориса Годунова на построение храма. Согласно царской грамоте, Иона был тогда обеспечен иконами, церковной утварью, богослужебными книгами, 15 гривнами воска, полутора гривенками ладану и полуведром церковного вина. Жалованье назначили: 3 рубля дьячку и 6 рублей Ионе. 100 лет монастырь жил трудно, а расцвел с перенесением мощей Симеона. С тех пор стал одним из центров духовной жизни Урала и Сибири. Так оно и сейчас, после перерыва в советские времена.
В 1920 году большевистские власти решили вскрыть мощи - искали драгоценности. В монастыре тогда собралось 15 тысяч верующих. Красноармейцы толпу растолкали, пробрались к раке. Мощи расчленили, выложили на стол - в гробовой тишине слышались только всхлипы, люди плакали тихо. Святыню отправили в краеведческий музей Нижнего Тагила, но когда началось паломничество туда, мощи отправили в Свердловск - в запасники краеведческого музея. Так Симеона вычеркнули из памяти на десятилетия. Казалось, и промысел его иссяк.
Но вот сейчас вспомнили.
В монастыре за это время побывали и колония для малолетних преступников, и спортзал. Сейчас монастырь вернули верующим, мощи Симеона перенесли крестным ходом при огромном количестве людей в храм. Посещал Верхотурье Патриарх Алексий. Он сказал при этом:
- Верхотурье произвело на меня сильное впечатление своими храмами и монастырями. Город воистину может стать одной из основ золотого кольца Урала, к которому будут тяготеть не только паломники, но и туристы, чтобы посмотреть на то, что построено церковными архитекторами во славу Божию. Места, связанные с именем святого земли Уральской, достойны восстановления. Мне вспомнилось из Екклезиаста: время разрушать и время созидать. Мы долго и бездумно разрушали свои святыни, но теперешнее время я охарактеризовал бы как время созидания...
Нынешние празднества начались в Верхотурье с молебна в честь святого. Возглавил богослужение митрополит Климент. А участниками, кроме тысяч паломников, стали многие видные священники и государственные деятели. Мощи святого перевезли в село Меркушино, где в рамках торжеств состоялось освящение храма. Потом крестный ход с мощами прошел с остановками на местах молитвенных подвигов Симеона до Свято-Никольского монастыря.
Главными участниками торжеств были все-таки не высокие гости, а самые обыкновенные паломники со всех концов России. Ради именно таких людей и жил святой Симеон.
Для путешествия в духовную столицу Урала Свердловская железная дорога выделила бесплатную спецэлектричку, которая в скоростном режиме доставила желающих в Верхотурье. Люди ехали разные.
Дьяк из екатеринбургского храма отправился в дорогу вместе с прихожанами. Всю дорогу они читали молитвы, чаще всего - акафист Симеону Верхотурскому, и ладно пели.
Пенсионера Михалыча погнало в дорогу любопытство. От бабушки ему досталась икона "Господь Вседержитель", писанная тагильскими мастерами на металле (тагильские иконы достаточно редки и отличаются особой наивностью, чистотой исполнения). Более 20 лет Михалыч хранил ее в подполе. Сейчас ему захотелось узнать об иконе подробнее. "Может, в Верхотурье подскажут?"
Встретили всех гостеприимно. Рядом с монастырем военные и службы МЧС раскинули палаточный лагерь на 7 тысяч мест, обеспечили питание, безопасность. Семилетняя Маша, отведав каши, заметила:
- Мама, теперь мы с тобой настоящие поклонники.
Слово она немного спутала, но чувство ее приобщения к святому вполне понятно. Время вспоминать. Время созидать.