История православных монастырей в Черкасской области

Религия 
0
285
Время на чтение 3 минуты
Украинский историк Юрий Мариновский издал новую книгу "Православные монастыри на территории современной Черкасской области после 1917 года". Об этом сообщает газета "Зеркало Недели".

Новая работа Мариновского посвящена жизни монастырей области от момента, когда они ещЈ находились в устоявшемся правовом поле законодательства Российской империи и до времени закрытия последнего монастыря в 1929 году. В книге также опубликованы сведения об открытии нескольких монастырей при нацистском оккупационном режиме в 1941-1944 годах, а также о новых гонениях и притеснениях обителей в период с 1958-го до середины 1980-х годов.

После 1917 года все пятнадцать монастырей Черкасской области оказались в зоне тех или иных конфликтов. А в 1919-1920 годах - в зоне военных действий.

Холодноярские же монастыри - Мотронинский, Медведивский, Жаботинский, Лебединский ещЈ и в 1923 году существовали в режиме чрезвычайного военного положения.

В период Гражданской войны на жизнь монастырей прямо или косвенно влияли законодательные решения всех противоборствующих сторон. С принятием Центральной Радой III Универсала по отмене собственности на землю (7 (20).11.1917) в сельской местности участились акты самоуправства. Монахини Мотронинской обители сообщают: "с начала революции" монастырь подвергался "систематическому разграблению со стороны и местного крестьянства, и различных неизвестных лиц". О вооружЈнной защите своих угодий просили монахи разных монастырей: крестьяне еЈ захватывали, порой не позволяя собрать выращенный урожай.

Подрыв основ экономической жизни выражался ещЈ и в том, что в монастырях различными военными формированиями многократно производились "изъятия" продовольствия, монастырского имущества и личных вещей насельников. В 1920 году во время одного из разбойных нападений на Мошногорский монастырь был убит игумен Макарий.

В некоторых случаях власти пытались пресечь самоуправство, но не столько грозя наказанием, сколько призывая к благоразумию и обращая внимание селян на "бедственное положение нашего духовенства". Однако джинн вседозволенности уже обрЈл свободу. По Конституции советской Украины 1919 года монашествующие были лишены избирательных прав. ТяжЈлая ситуация 1919-1920 годов в области усиливалась голодом, присутствием беженцев, эпидемиями (в Черкассах - холера), уголовщиной, церковным расколом.

В 1920-1922 годах насельники монастырей, чтобы окончательно не лишиться земельных угодий, пошли на создание трудовых артелей и сельскохозяйственных коммун. Благодаря этому жизнь монастырей, хоть и в искажЈнном виде, была несколько продлена. А решение НКВД Украины о закрытии монастырей не могло быть исполнено в полной мере. Бюллетень НКВД 1923 года гласил: "Городские и пригородные монастыри, как мужские, так и женские, должны быть закрыты... В губерниях возможно оставить по одному мужскому и по одному женскому монастырю вдали от городов и железных дорог...".

Власти разрушали церковные традиции, принимали решения по запрещению крестных ходов, колокольного звона, паломничества в святые места; ими изымались мощи святых и чудотворные иконы. Известен случай взрыва древнего целебного источника.

В 1929-м, через 12 лет после октябрьского переворота, - "по Черкасскому округу нередко можно видеть целую волну бродячих монахов, священников, безместных учителей духовных семинарий, нередко из далЈких губерний... ". После 1929 года в официальных документах монастыри Черкасской области уже не упоминаются. А ещЈ через 12 лет, в 1941-м, немецкие оккупационные власти, исходя из ситуации, начали давать разрешение на открытие церквей и монастырей. Тема функционирования монастырей в тот период в книге лишь намечена, она еще ждЈт своего исследователя.

После Победы над фашистской Германией советская власть какое-то время была относительно мягка к возрождЈнным монастырям. В августе 1945 года В. Молотов даже подписал постановление, по которому монашествующие, не имеющие личных доходов, освобождались от военного налога и от налога на холостяков. Монастыри тогда стали пополняться бывшими фронтовиками, принимавшими иноческий чин по обету.

На территории Черкасской области в момент ее образования (на Рождество 1954 года) действовало 235 церквей и молитвенных домов (к началу войны здесь не было ни одной церкви). Представляется небезынтересным комментарий председателя Совета в делах Русской Церкви Г. Карпова на совещании 1957 года, касающийся количества церквей: "немцы на временно оккупированной территории провели массовое открытие церквей, пытаясь тем самым завоевать симпатии и расположить к себе население... После изгнания немецких захватчиков, по вполне понятным причинам, нельзя было проводить какие-либо мероприятия по сокращению количества открытых немцами церквей, тем более что религиозность населения в связи с трудностями, лишениями, вызванными войной, потерей родных и близких людей, значительно возросла...".

В 1960-м в области ещЈ действовало два женских монастыря - Лебединский Николаевский и Золотоношский Красногорский. Количество действующих церквей к тому времени сократилось до 174.

Советскую власть на Черкасщине пережил лишь один монастырь - Красногорский.

23 августа 2004 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Степанов
Все статьи Сергей Степанов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 14:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40