Новая работа Мариновского посвящена жизни монастырей области от момента, когда они ещЈ находились в устоявшемся правовом поле законодательства Российской империи и до времени закрытия последнего монастыря в 1929 году. В книге также опубликованы сведения об открытии нескольких монастырей при нацистском оккупационном режиме в 1941-1944 годах, а также о новых гонениях и притеснениях обителей в период с 1958-го до середины 1980-х годов.
После 1917 года все пятнадцать монастырей Черкасской области оказались в зоне тех или иных конфликтов. А в 1919-1920 годах - в зоне военных действий.
Холодноярские же монастыри - Мотронинский, Медведивский, Жаботинский, Лебединский ещЈ и в 1923 году существовали в режиме чрезвычайного военного положения.
В период Гражданской войны на жизнь монастырей прямо или косвенно влияли законодательные решения всех противоборствующих сторон. С принятием Центральной Радой III Универсала по отмене собственности на землю (7 (20).11.1917) в сельской местности участились акты самоуправства. Монахини Мотронинской обители сообщают: "с начала революции" монастырь подвергался "систематическому разграблению со стороны и местного крестьянства, и различных неизвестных лиц". О вооружЈнной защите своих угодий просили монахи разных монастырей: крестьяне еЈ захватывали, порой не позволяя собрать выращенный урожай.
Подрыв основ экономической жизни выражался ещЈ и в том, что в монастырях различными военными формированиями многократно производились "изъятия" продовольствия, монастырского имущества и личных вещей насельников. В 1920 году во время одного из разбойных нападений на Мошногорский монастырь был убит игумен Макарий.
В некоторых случаях власти пытались пресечь самоуправство, но не столько грозя наказанием, сколько призывая к благоразумию и обращая внимание селян на "бедственное положение нашего духовенства". Однако джинн вседозволенности уже обрЈл свободу. По Конституции советской Украины 1919 года монашествующие были лишены избирательных прав. ТяжЈлая ситуация 1919-1920 годов в области усиливалась голодом, присутствием беженцев, эпидемиями (в Черкассах - холера), уголовщиной, церковным расколом.
В 1920-1922 годах насельники монастырей, чтобы окончательно не лишиться земельных угодий, пошли на создание трудовых артелей и сельскохозяйственных коммун. Благодаря этому жизнь монастырей, хоть и в искажЈнном виде, была несколько продлена. А решение НКВД Украины о закрытии монастырей не могло быть исполнено в полной мере. Бюллетень НКВД 1923 года гласил: "Городские и пригородные монастыри, как мужские, так и женские, должны быть закрыты... В губерниях возможно оставить по одному мужскому и по одному женскому монастырю вдали от городов и железных дорог...".
Власти разрушали церковные традиции, принимали решения по запрещению крестных ходов, колокольного звона, паломничества в святые места; ими изымались мощи святых и чудотворные иконы. Известен случай взрыва древнего целебного источника.
В 1929-м, через 12 лет после октябрьского переворота, - "по Черкасскому округу нередко можно видеть целую волну бродячих монахов, священников, безместных учителей духовных семинарий, нередко из далЈких губерний... ". После 1929 года в официальных документах монастыри Черкасской области уже не упоминаются. А ещЈ через 12 лет, в 1941-м, немецкие оккупационные власти, исходя из ситуации, начали давать разрешение на открытие церквей и монастырей. Тема функционирования монастырей в тот период в книге лишь намечена, она еще ждЈт своего исследователя.
После Победы над фашистской Германией советская власть какое-то время была относительно мягка к возрождЈнным монастырям. В августе 1945 года В. Молотов даже подписал постановление, по которому монашествующие, не имеющие личных доходов, освобождались от военного налога и от налога на холостяков. Монастыри тогда стали пополняться бывшими фронтовиками, принимавшими иноческий чин по обету.
На территории Черкасской области в момент ее образования (на Рождество 1954 года) действовало 235 церквей и молитвенных домов (к началу войны здесь не было ни одной церкви). Представляется небезынтересным комментарий председателя Совета в делах Русской Церкви Г. Карпова на совещании 1957 года, касающийся количества церквей: "немцы на временно оккупированной территории провели массовое открытие церквей, пытаясь тем самым завоевать симпатии и расположить к себе население... После изгнания немецких захватчиков, по вполне понятным причинам, нельзя было проводить какие-либо мероприятия по сокращению количества открытых немцами церквей, тем более что религиозность населения в связи с трудностями, лишениями, вызванными войной, потерей родных и близких людей, значительно возросла...".
В 1960-м в области ещЈ действовало два женских монастыря - Лебединский Николаевский и Золотоношский Красногорский. Количество действующих церквей к тому времени сократилось до 174.
Советскую власть на Черкасщине пережил лишь один монастырь - Красногорский.
23 августа 2004 г.