itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

К Богородице прилежно ныне притецем...

Религия 
0
158
Время на чтение 10 минут
В первый день поста

Первый день Петровского поста для многих самарцев - долгожданный праздник: в этот день, вот уже седьмой год подряд, многолюдный Крестный ход выходит из Самары в Ташлу, к месту явления чудотворной иконы Божией Матери "Избавительница от бед". Так, верно, и надлежит встречать начало поста - не в мирских развлечениях и попечениях житейских, но - в молитве, в уходе хотя бы на время от всякой суеты... И ранним утром 7 июня сотни Православных собрались на окраине города в ожидании начала Крестного хода. Символично, что день этот в нынешнем году совпал с праздником Иоанна Крестителя. Получилось, что благословение на Крестный ход нам дали не только идущие в первых рядах батюшки, но и - незримо - святой Иоанн Предтеча и Креститель Господень.
- В чем отличие нашего Крестного хода от других - скажем, от Великорецкого на Вятке - все три дня мы идем с Литургией, которая служится в сельских храмах по пути Крестного хода! - сказал корреспонденту "Благовеста" организатор Крестного хода - настоятель Свято-Сергиевского храма г. Самары иеромонах Георгий (Шестун). - Каждое утро паломники могут причаститься, и это великое благо! Иные ведь только еще делают первые шаги в Церковь, и здесь происходит их воцерковление. Отсюда по-настоящему начинается их христианская жизнь.
Глядя на разлившуюся мощным потоком людскую реку, с трудом верится, что когда-то в самый первый Крестный ход вышло всего тридцать человек - во главе с протоиереем Евгением Шестуном (ныне иеромонахом Георгием). С тех пор что ни год, количество паломников приумножается.
Крестный ход 2004 года объединил более восьмисот человек. Идут не только самарцы: одни приехали из Саратовской области, другие из Санкт-Петербурга или Подмосковья. Много священников из разных уголков нашей епархии. Если бы кто-то задался целью составить возрастной портрет среднестатистического участника Крестного хода, задача оказалась бы не из легких, ведь здесь были и немощные с виду старушки, и легкая на ногу молодежь, и разного возраста ребятишки... То здесь, то там мелькали одинаковые черные маечки с крестом и надписью: "Самарский клуб Православной молодежи". Мальчишки из села Борское шли со своим знаменем - спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва, отряд "Соратник". А маленькая девочка, уютно устроившись с яблоком у папы на плече, зовет: "Мам, иди и ты ко мне!" - "Ну вот только мамы на плече мне и не хватает!.."
До самой Царевщины - тридцать километров! - шли без привала. И если первый десяток километров отшагали легко, то уже ближе к поселку Управленческому стали с вожделением поглядывать на обширную лужайку у дороги: отдохнуть бы хоть полчаса... Но первые ряды, с иконами и хоругвями, лишь изредка приостанавливались, давая подтянуться отставшим, и сразу - дальше. Немилосердная жара и усталость все больше дают о себе знать. И вдруг - всех так и потянуло на правую обочину дороги. Мужчина средних лет с большой старинной иконой на груди встал лицом к идущим - и безыскусный образ работы провинциального богомаза так и засветился теплыми красками, словно ключевой водой напоил приложившихся к нему. И мудрено ли - ведь это икона Божией Матери "Живоносный Источник"!
Не все успели позаботиться об удобной обуви, и очень скоро пожалели об этом. Стерли ноги в кровь, пузыри мозолей мешают идти. Но пересохшие губы упрямо шепчут: "Богородице Дево, радуйся..." И все же - самая лучшая обувь для Крестного хода не спортивные кроссовки, а "сандалии благовествования". Наша готовность идти по Крестному пути... Мозоли сойдут и забудутся, ранки затянутся, а благое семя, даст Бог, прорастет и даст обильные всходы.
И вот - долгожданный Царев курган, увенчанный пятнадцатикилометровым Поклонным крестом! И уже доносится колокольный звон от встречающего путников Христорождественского храма! И - много ли надо? - за время обеда чуть отдохнули натруженные ноги, а мы снова готовы идти дальше. Но торопиться некуда: все, кто еще в силах, идут к святому источнику у подножия Царева кургана, на молебен.
У белоснежной красавицы-часовни настоятель Христорождественского храма протоиерей Владимир Назаров и пришедшие с Крестным ходом священники читают акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша". И кто-то из молящихся украдкой отирает слезы: как не плакать матери о погибающем сыне, жене - о спившемся муже, детям - о любимом папочке... Ведь и ради избавления от этой тяжкой беды, пьянства близкого человека, идут сегодня многие. А наркомания? А вроде бы не столь уж страшный порок - курение?
На одной остановке в пути ко мне подошла женщина с великой просьбой: пусть читатели "Благовеста" помолятся о ее сыне Евгении. "Он хороший, и в Бога верует, в церковь ходит, но никак не может бросить курить! Молится, готовится к причастию - а не выдерживает, закурит - и все!.. Помолитесь о нем, ради Христа!"
Так было всегда на Руси: когда совсем уж все плохо, когда одолевают беды, - христианин надевает котомку - и, благословясь, отправляется в дальний путь к великим святыням. К Заступнице и Молитвеннице нашей, Всемилостивой Владычице...
И как же полегчало душе после молебна, а телу - после омовения в святом источнике! Что там осталось до Курумоча? Всего-то пять километров? Пройдем! С Божией помощью...
А Курумоч встретил нас грозовыми тучами и настоящим ливнем. И у самых усталых откуда-то нашлись силы бежать под теплый кров старинной Богоявленской церкви. Правда, не все смогли стоять на вечерней службе. Многие так и устроились сидя на холодном кафельном полу. Так вот сидя внимая слаженному пению хора, умилялись - и в мыслях винились перед Богом: "Господи, прости нас, немощных, не остави нас..."
А местные жители уже подходили, звали на ночлег. По селу топились бани, стелились чистые постели: благое это дело - приютить странников! В иных квартирах приняли по десять богомольцев...
В тот вечер дивный закат стоял над умытым селом...

St. Binaradka

Табличка с двуязычной надписью - на русском языке и латиницей - год назад появилась при входе в Старую Бинарадку. Вроде бы все правильно - Ст. значит Старая, но любой европеец прочтет "St." как "Святая"... Промолили паломники за столько Крестных ходов, освятили! Или - только вернули селу изначальную святость?
Два года назад протоиерею Евгению Шестуну в Старой Бинарадке сказали: "Батюшка, тут одна старенькая бабушка вас зовет, помирает, уже и смертное надела... Она тут, возле церкви живет". - "Пусть сама приходит". Глядь - идет. Еле-еле ноги переставляет в новеньких, приготовленных на смерть, чулочках. Пришла, благословилась - и с тех пор каждый год ждет-не дождется Крестного хода. Вот и еще один встретила.
- Мне по-хорошему еще семь лет прожить надо бы, - говорит баба Клава. - Что мне, всего восемьдесят восемь лет, а отец мой и мать дожили до девяноста пяти. Может, и доживу...
В чистенькой горнице ее маленького домика лучшее, горнее место занимают иконы. Старинные образа, красиво убранные расшитым полотенцем: Господь Вседержитель, Божия Матерь, Николушка... А на обеих стенах рядом с иконами - часы. Одни показывают "летнее", мирское время, другие - часом меньше, как положено. Божие время.
- Эти часы мне на День Победы подарили, - оказывается, баба Клава - участница Великой Отечественной войны, служила третьим номером на артиллерийской батарее. - От Сталинграда (там я все повидала!.. И как трупы плыли по Волге, и в полях - лежащие друг на друге тела солдат... Видно, сошлись в рукопашной...) прошла до Польши.
И дом этот Клавдия Ивановна построила сама, после войны. Большой родительский дом отдала соседу - у него семья большая, деткам было плохо в тесноте. Вот и отдала. А себе новый, поменьше, поставила. Зато из ее дома прямо из окна горницы виден храм. Так вот когда совсем неможется - хоть в окошечко поглядишь на голубенькую церквушечку, и вроде сил прибавится.
Раньше здесь стоял другой храм. Большой, высокий, красивый... Но и он перед революцией стал мал. Храм разобрали по бревнышку и перевезли в Новое Еремкино. Там из него собрали Михаило-Архангельскую церковь. На старом месте выстроили храм еще больше. Только теперь от него и бревнышек не осталось: когда в безбожные годы церковь снесли, все увезли куда-то в Новый Буян. Что-то построили из этих бревен? И стоят ли еще те здания, не попалил ли Господь?.. (А нам в третий день пути удалось совершить паломничество из Бинарадки... в Бинарадку. Точнее, в Новое Еремкино, где и увидели ту прежнюю "маленькую" церковь, перевезенную из Старой Бинарадки).
Не хочется уходить из тихой горницы, от гостеприимных бабы Клавы и ее племянницы Марии. Но - время. Пора идти.
- Ты молись за нас, - просит у старушки, прощаясь, священник.
- Молюсь... Пока жива, буду молиться, - обещает баба Клава.
- А ты и потом тоже молись!
...И еще одна женщина со слезами просит помолиться о ее сыне. Алексей очень хороший (а бывают ли вообще плохие сыновья?..), он так молился, и причащался, так тянулся к Богу - думал уйти в монастырь. Но вдруг - как подменили: в храм его теперь и не затянешь, молиться перестал, даже крестик с себя снял. "Господи, неужели погибнет мой Алешенька!" - плачет Нина. И я как могу пытаюсь утешить ее, ведь пока сын ее жив, по милости Божией все может перемениться. Надо только молиться и верить.

Божьи вешки

По пути в Старую Бинарадку иеромонах Георгий познакомил меня с семьей, которая уже третий год подряд приезжает из Подмосковья на Крестный ход к "Избавительнице от бед". Владимир, Екатерина и их дочь Елена (на снимке - момент их встречи в Бинарадке с тетей Марусей) живут в Сергиевом Посаде, невдалеке от Лавры. Видели немало чудесных явлений - сияющий крест в небе над обителью. В другой раз - светящийся купол, вокруг которого небесные стихии жили своей жизнью, облака наплывали - и огибали этот незыблемо стоящий нерукотворный купол, словно был он частичкой Небесной Тверди... Верно, и был.
Екатерина спросила:
- Вы читали книгу нашего лаврского священника Сергия Николаева "Божьи вешки"? Знаете, вот для нас этот Крестный ход стал одной из таких Божьих вешек. Да и в нем самом столько их встречается на пути...
Первый день в Крестном ходе восторгаешься красотой Божьего мира, изумленно вбираешь в себя разноцветье красок и звуков. А потом - начинаешь вглядываться в себя, в свою жизнь... И отмечаешь для себя все новые вешки.
В Крестном ходе мы научились тому, что можно жить в недостроенном, без удобств, доме - и это вовсе не трагедия, не катастрофа. Что это - не главное!.. Когда одолевают искушения, только вспомнишь избушечку тети Маруси, у которой мы всякий раз останавливаемся в Бинарадке, - и думаешь: а она-то так всегда живет! И ничего - обходится!
После первого для нас Крестного хода мы свою квартиру отдали сыну, а сами перешли в недостроенный дом. Интересно, что сын (довольно скептически относящийся к тому, что родители вдруг уверовали в Бога) иногда сам передает деньги: "Пожертвуйте в храм..." - "Что-нибудь случилось?" - "Нет, все в порядке..." Но потом выясняется, что и впрямь произошло нечто плохое. Как-то он с другом на двух машинах возвращался из "теплой" компании. Остановили гаишники, другу пришлось раскошелиться на тысячу рублей - и то еще легко отделался, могли прав лишить. А сына словно и не замечали, разговаривая с водителем первой машины. Он постоял, постоял - и уехал. Мы спрашиваем: "Ты молился?" - "Да я что только не делал, пока стоял и ждал..." Вот - и у него тоже появляются в жизни свои Божьи вешки... Пусть пока их немного, ну да Господь милостив...
Екатерина тревожилась: что-то тетя Маруся не ответила на последнее письмо. Все ли уж благополучно?.. Но когда подходили к храму, среди встречающих сразу увидели тетю Марусю. Обнялись, расцеловались по-родственному. А тетя Маруся сказала Володе:
- Вот ведь, уж сколько лет как мой сын Володенька умер. Теперь у меня опять есть сыночек!
- Это же надо - какое утешение для верующих! - говорила мне потом Екатерина. - Да кому из мирских сказать - сочтут за ненормальных. Как можно так радостно говорить о смерти?..

"Как по воздусем..."

С Натальей из Питера мы знакомы еще по давнему паломничеству в Державино. И благодаря этому знакомству я в деталях и из первых уст узнала предысторию одного чуда. Чуда, случившегося при мне в Крестном ходе в нескольких шагах от храма в Старой Бинарадке.
Все вдруг заволновались, заторопились к немолодой женщине с иконами на груди, стали благоговейно прикладываться к простенькому образочку Божией Матери. Икона замироточила! Тоненькие благоуханные струйки расплылись по иконочке, аромат волнами окутывал паломников. А по лицу хозяйки этой иконы, паломницы из Борского района Антонины, струились слезы. Такое великое, невместимое чудо!
И вот что рассказала Наталья:
- Антонина все любовалась на иконы в руках у других людей. Говорила: "Какие у людей красивые иконы, загляденье! А у меня старенькая, простенькая. И та - из кусочков склеенная!" - "Да что ты, у тебя икона лучше всех! Откуда она у тебя?" - "Мамино благословение! Эта икона всегда была у меня в переднем углу. Потом дети поставили под нее телевизор - и икона упала, раскололась. Я тогда со слезами подняла ее осколки, собрала и склеила как могла..." - "Молишься перед ней?" - "Да какая я молитвенница! Ничего толком не знаю, и молиться не умею..."
Только поговорили - через несколько минут Наталья вдруг увидела, как вокруг Антонины стал собираться народ. Что случилось? - На иконочке появились прозрачные потеки благоуханного мира. А сама Антонина стояла и плакала над иконой, сокрушаясь о своем недостоинстве прикасаться к великому чуду...
И снова Наталья, когда отхлынули паломники, спросила ее:
- А хорошо тебе с этой иконой идти?
- Как по воздусем плыву! - ответила Антонина.
Уже в Ташле я узнала, что в тот самый день и час, когда наш Крестный ход вышел из Самары, у самарской жительницы Валентины Михайловны Кудряшовой замироточили деревянные четки. Она приехала в Ташлу по приглашению настоятеля Ташлинского храма протоиерея Николая Винокурова со своей вышитой иконой "Неупиваемая Чаша". Эта икона замироточила в другом, осеннем Крестном ходе - вокруг города Самары. И вот теперь покрылись маслянистым миром деревянные четки, которые она привезла от мощей Тихона Задонского...
А когда наш Крестный ход миновал высокую жгучую крапиву и болотную гать и поднялся на высокую гору, откуда как на ладони видна Старая Бинарадка, то на большой храмовой иконе Божией Матери "Избавительница от бед" (в Крестном ходе несли две такие иконы) мы увидели светлые капельки - то ли воды, то ли мира, то ли Божьей росы...

"Кто в строю, тот в раю"

Баба Аня из села Борского шла, опираясь на руку немолодой женщины. Шла легко, будто и не восемьдесят третий год отмерен, - и пела. Пела длинный духовный стих о том, как Христос, придя на землю, стучался в разные двери - и нигде Ему не было приюта, отовсюду Его немилосердно гнали. И только старенькая и убогая бабушка с радостью открыла дверь изможденному Страннику, готовая поделиться с Ним последним кусочком хлебушка и бедным кровом...
Хорошо знающая бабу Аню спутница даже не удивляется ее неутомимости.
- Она такая! Помню, лет десять назад восстанавливали храм в Борском - надо было расчистить и вытащить кучу мусора. Мы сидели, ждали, когда принесут лопаты. А баба Нюра вышла вперед: "Чаво это мы еще ждать будем! Руками все вычистим!" И первая начала разгребать руками слежавшийся в монолит строительный мусор. С тех пор как начну раскисать, падать духом, только вспомню бабу Нюру с ее "Чаво это!.." - и сразу беру себя в руки.
- А ты и не раскисай! - строго обрезала баба Аня. - Знай себе шагай. Кто в строю, тот в раю! И нечего меня держать, сама пойду!..

Божие время

Наш Крестный ход вошел в Ташлу на исходе третьего дня пути. Кто-то (быть может, старый знакомец "Благовеста" Виктор Пылявский?) кружил над нами на красном параплане и щелкал фотоаппаратом - наверное, хорошие получились снимки! Но мне ничуть не завидно. Мои, простенькие, - сделаны с другого ракурса: изнутри Крестного хода. Жаль только, что не успею сделать самый, пожалуй, главный снимок - как у дверей ташлинской Свято-Троицкой церкви ее настоятель протоиерей Николай Винокуров встречает Крестный ход. Встреча была радушной, и за накрытыми на церковном дворе столами всем хватило места и угощения. А кто-то спешил к паломникам: "Вы уже определились на ночлег? Нет? Тогда - ко мне!.." Но прежде надо было отстоять вечернюю службу и исповедаться, чтобы завтра, даст Бог, причаститься Святых Христовых Таин.
Кто-то говорит, что служба здесь идет "по московскому времени". Странно - почему? Ведь Ташла не выходит за границы Самарской области, где разница с Москвой на час. И - вспоминаются бабы Клавины часы: Божие время! Не московское, не самарское - то, что Сам Господь установил.
Так когда-то служил у себя в Нероновке Сергиевского района и покойный протоиерей Иоанн Державин: он считал, что не годится людям дергать стрелки часов. Время - в Божией деснице! Вот и протоиерей Николай Винокуров в своей маленькой обители не стал в угоду суетному миру переводить часы.
У отца Николая в этом году юбилей: исполнилось семьдесят лет. И вся его жизнь протекла по Божьему времени. Тридцать пять лет у престола!
Сколько уже написано о Ташле, но чудеса Божии здесь поистине неисчерпаемы - как и милость Божия. Потому и идет Православный народ к чудотворной иконе, веруя, что Царица Небесная поможет избавиться от всех скорбей и бед.
...А впереди - новый Крестный ход. В пятый раз этой осенью верующие самарцы пойдут Крестным ходом вокруг Самары. С крестом - и с Христом.

25 июня 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Ларькина
Все статьи Ольга Ларькина
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30