Исламский синдром: мечта о Великом Туране

Распространение экстремистских организаций в Средней Азии угрожает стабильности и без того проблемного региона

Политика 
0
201
Время на чтение 5 минут
На современную жизнь бывших союзных республик Среднеазиатского региона, уже более десяти лет являющихся самостоятельными государствами, на их социально-политическое развитие несомненное влияние оказывает исламский фактор. Связано это прежде всего с тем, что исторически этот регион является мусульманским.

За годы советской власти исламский фактор давал знать о себе не очень сильно, однако борьба государства с религией, национализмом и экстремизмом на этой почве только приглушила радикальные настроения населения республик Средней Азии. После распада СССР и установления в бывших советских республиках собственных национальных правительств со стороны как местных, так и пришлых мусульманских групп начались попытки радикальной исламизации населения.

Наиболее известными исламистскими движениями, ведущими активную деятельность на территории среднеазиатских республик, являются международная организация "Хизб ут-Тахрир" (подробнее об этой организации см. "НГР" N 7 от 21.04.2004) и Исламское движение Узбекистана (ИДУ).

Исламское движение Узбекистана, основанное в 1996 году, находится в списке наиболее опасных международных террористических организаций. Его главная цель - создание исламского государства на территории Ферганской долины.

При формировании ИДУ в его состав вошли активисты целого ряда исламистских организаций Узбекистана, деятельность которых была запрещена в 1992-1993 годах. После начала антиисламистской кампании в Узбекистане они эмигрировали в Афганистан и Таджикистан. Лидером движения стал Тахир Юлдашев, родившийся в 1968 г. в Наманганской обл. Узбекской ССР. На формирование его мировоззрения оказали сильнейшее влияние идеи другого лидера ИДУ - Джумы Намангани (Ходжиева). Считается, что Джума Намангани погиб во время американских бомбежек Афганистана осенью 2001 года.

Руководство ИДУ тесно сотрудничает с рядом международных и региональных исламистских организаций и движений - такими, как "Аль-Каида", "Талибан", "Хизб ут-Тахрир", "Ихван аль-Муслимун" и другими.

По мнению экспертов Международной группы по предотвращению кризисов (МГПК), военные операции в Афганистане нанесли серьезный урон ИДУ, хотя есть сведения, что оно перегруппировывается, а его члены участвуют в попытках террористических актов в Киргизстане. МГПК заключает, что если ИДУ сможет перегруппироваться, оно, по всей вероятности, будет более склонно к терроризму, поскольку его предыдущие вооруженные действия оказались не слишком успешными.

На территории Средней Азии в настоящее время действует также турецкая исламистская организация "Нурджулар", которая в самой Турции запрещена. Суфийская секта "нурджистов" основана проповедником Саидом Нурси (1876-1960). Главная цель "Нурджулар" - создание "Великого Турана", предполагающее среди прочего вытеснение России с постсоветского пространства Средней Азии. Для достижения своих целей "Нурджулар" пытается внедрить своих сторонников в государственные и силовые структуры среднеазиатских республик, что, в частности, ей удалось сделать в самой Турции, где эта организация имела своих сторонников в руководстве страны.

Члены общества "Нурджулар" стали прибывать в Среднюю Азию и в Узбекистан еще в июле 1993 года в составе групп турецких преподавателей, направленных в республику в соответствии с договором между Министерством народного образования Узбекистана и Министерством народного образования Турции. Особое внимание эта организация уделяет воспитанию одаренных школьников, которые в последующем сами могли бы стать проповедниками радикального ислама. Истинные цели и методы работы "Нурджулар", как утверждают представители правоохранительных органов среднеазиатских республик, хорошо законспирированы.

Что касается проникновения в Среднюю Азию идей ваххабизма и радикального ислама, то оно связано с миссионерами из Саудовской Аравии. По данным МГПК, проповедники ваххабизма впервые прибыли в Среднюю Азию в начале 1990-х годов "с целью учить своему собственному направлению "пуританского" ислама и финансировать строительство мечетей и медресе. Нередко они были связаны с семьями тех, кто покинул Ферганскую долину после большевистской революции". Движение нашло своих сторонников среди мусульман, но большой популярности не завоевало в силу того, что это исламское течение отрицает многое из привычного для местных мусульман образа жизни. Однако идеи ваххабизма могут стать основой для различного рода исламистских группировок. Поскольку, по мнению зарубежных наблюдателей, в регионе широко распространена ваххабистская литература.

Основным фактором, оказывающим определенное влияние на процесс активизации приверженцев радикального ислама в Средней Азии, является тяжелая ситуация, складывающаяся в социально-экономической сфере. Прежде всего это задолженности по заработной плате для государственных небюджетных учреждений, а также задержки выплат пенсий и социальных пособий. Отмечаются факты злоупотреблений, допускаемые со стороны отдельных представителей правоохранительных органов и властных структур.

Наиболее сильны позиции исламистов в Ферганской долине, где ощутимы трудности в обеспечении населения предметами первой необходимости. Сложившаяся ситуация приводит к сокращению рабочих мест. На предприятиях некоторых областей Ферганской долины существует многочисленная армия безработных. В первую очередь это молодежь, составляющая "группу риска" и рассматриваемая исламскими радикалами в качестве контингента для своей миссионерской деятельности. Это ведет к росту недовольства среди населения и усиливает его симпатии к радикальным исламистам, критикующим правящий режим.

В значительной степени это касается сельских жителей, основной части населения Ферганской долины, которые наиболее подвержены влиянию реакционного ислама и особо остро страдают от социально-экономических проблем. Именно они, по мнению большинства аналитиков, могут составить так называемую пятую колонну исламского экстремизма.

Ферганская долина - не единственное место распространения исламских настроений. Приблизительно то же самое происходит, например, в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях.

Как отмечает российский исследователь Алексей Малашенко, "проникновение в регион и распространение "иного ислама" - из Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана и т.д. - выводило религию из-под контроля властей, делало ее более радикальной, политизированной. На деньги из мусульманского зарубежья здесь открывались медресе и исламские институты, действовали арабские, иранские, пакистанские проповедники, распространялись богословские и политические произведения идеологов фундаментализма".

Общая черта всех радикальных мусульманских движений - достаточно высокая степень политизированности. Она проявляется, в частности, в стремлении к созданию единого исламского государства в Средней Азии - Халифата, жесткой критике государственных режимов стран этого региона. А сам регион исламисты любят называть старым, еще дореволюционным термином - Туркестан, намекая на объединение территорий Средней Азии под знаменем ислама, как это имело место до середины XIX века.

Распространение радикального ислама негативно сказывается на поддержании стабильности в регионе. Однако все эти исламистские группы достаточно разобщены и вряд ли в настоящее время способны выступить единым фронтом. Как отмечают наблюдатели, они способны консолидироваться только в случае возникновения какой-то общей угрозы для их существования. Таковой на текущий момент для них являются не только правительства и олигархические кланы данного региона, открыто ориентированные на Запад и ведущие свои государства по пути построения светского общества, но и те государства, которые вовлечены в борьбу с международным терроризмом исламских фундаменталистов. В конечном итоге это уже борьба восточной и западной цивилизаций.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24