Дирижер всея Руси

Новости Москвы  Общество 
0
199
Время на чтение 4 минуты
В Москве завершил свою программу III Пасхальный фестиваль, окрещенный публикой "гергиевским". В этом сезоне весенний музыкальный форум, успевший стать регулярным приложением к главному христианскому празднику в Москве и Санкт-Петербурге, сделал территориальный прорыв. Впервые действом фестиваля оказались охвачены города центральной России - Вологда, Ярославль, Тверь, Кострома, оба Новгорода, Владимир.

По расчетам организаторов в перспективе гергиевский фестиваль будет всенародным. В одном из интервью маэстро намекал на 85 регионов России, которые будут слушать подобранную им праздничную программу. Патриарх Алексий II и президент Владимир Путин не против. Слава Гергиева растет. Он уже получил негласный титул "дирижера всея Руси". Давно из руководителя Мариинки он превратился в "человека мира", в "достояние современной культуры", представительствуя от российской стороны у пультов самых именитых оркестров планеты.

В этом году дирижер решил обременить себя миссионерской задачей, как когда-то Святослав Рихтер на вездеходе или Александр Солженицын на поезде: продвинуться на микроавтобусе в российскую глубинку. Затея удалась. Вопреки расхожему предположению, что маэстро лично не доберется до провинциальных филармоний, дирижировал привезенным Мариинским оркестром сам. Конечно, в перспективе, при движении Пасхального фестиваля по регионам, Гергиев вряд ли сможет, даже несмотря на свою "аэродинамическую" природу, отметиться на всех точках российской карты, но качественный уровень концертов он, само собой, обеспечит. Вообще такая перспектива в духе Гергиева - он "прорубает окно", бросает "зерно", а "колос" уже сам пойдет.

Программа нынешнего фестиваля по своей структуре несколько отличалась от предыдущих. С одной стороны, традиционный упор на русскую музыку, причем в ее образцах ХХ столетия: оркестр Мариинки исполнил цикл всех симфоний Прокофьева, сочинения Рахманинова, Стравинского. "Корневые" классики, типа Глинки и Чайковского, остались на "бисы". С другой стороны, новинка фестивальной афиши - барочные шедевры Баха в интерпретации европейских музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнении. Вершиной "Дней Баха в Москве" стала интерпретация бельгийским коллективом Collegium Vocale Gent грандиозных "Страстей по Матфею". Их исполнение - нежное, почти домашнее, с неповторимым тускловатым звуком барочных инструментов и утонченной, совсем не аскетичной красотой вокала - как будто заново открыло звучание баховского шедевра и смысл аутентизма, маловразумительный даже у Виктории Мулловой, технично и плоско по звуку исполнившей сольные партиты и сонаты Баха на жильных струнах своего "страдивари".

Эксклюзивом Пасхального фестиваля остались, как и прежде, колокольные звоны в московских храмах, которые в течение всех дней эстафетным способом передавались от одной колокольни к другой, притягивая художественными переливами прохожих и прихожан, а также возбужденных иностранных туристов, принимавших эту экзотику за повседневную реальность Москвы.

Традиционный съезд хоров из близлежащих стран, выступавших в самых неожиданных местах - больницах, музеях, церквях и Московском университете, - завершился гала-концертом в Доме музыки. Самым впечатляющим открытием гала оказались женские хоры: "Гори" из Грузии (под руководством Шалвы Мосидзе), обладающий качеством феноменального унисона и "бесплотным" звуком, и "Мистерия болгарских голосов" (под управлением Доры Христовой), поразивший своей акустикой, теплой, "сердечной", вибрирующей, словно на старинных "валиковых" записях.

Гергиев на фестивале дирижировал сольной программой своего оркестра. Он не стал больше экспериментировать с природой и погодой, как это было в прошлом году, когда под проливным дождем он упрямо руководил "Борисом Годуновым" на Соборной площади Кремля. На этот раз все задуманные к фестивалю оперы исполнялись в комфортных концертных условиях, и Москва впервые "вживую" услышала "Чародейку" Чайковского. Солисты Мариинки не оставили ровного впечатления, но оркестр театра выдал свой качественный стандарт.

Второго такого спаянного, словно клин тевтонских рыцарей, оркестрового "ордена" у нас больше нет. Огромный репертуар, количество концертов в сезон превышает количество дней в году, а если еще и репетиции посчитать. Неудивительно, что оркестр напоминает какой-то единый гигантский музыкальный инструмент, на котором маэстро играет, что только пожелает, извлекая "голыми руками", без всякой палочки, звуки и гармонии, создаваемые как будто им самим, а не композитором. Гергиев не дистанцируется от музыки, которую исполняет, не является буквальным интерпретатором, а словно рождает ее в собственном сознании. Поэтому в Прокофьеве слышатся и отзвуки его пристрастий к вагнеровскому оркестру с мощными сверкающими "куполами" медных групп, и созерцания малеровских адажио, и архаические, агрессивные звуки раннего Стравинского. Гергиев раскладывает музыкальную ткань, как гроссмейстер расставляет фигуры на шахматной доске. Он выверяет каждую инструментальную группу, взвешивает каждый звук, рассчитывает все темпы и кульминации и достигает предельной, почти схематичной ясности формы.

Не секрет, что Гергиев любит играть громко, быстро, с металлом. В этом смысле "ватная" акустика Дома музыки, обычно "съедающая" голоса солистов и целые оркестры, оказалась на пользу мариинцам. Здесь и прокофьевские симфонии, и скрипичный Концерт Сибелиуса в экспрессивном изложении греческого виртуоза Леонидаса Кавакоса, и Концерт для фортепиано и духовых Стравинского, исполненный Александром Торадзе (США) в жесткой стилистике "барбаро", прозвучали гармонично по звуковому балансу, не в пример консерваторским концертам, где слушатели были буквально придавлены мощным шквалом звукового "боя" оркестра.

Валерию Гергиеву предстоит еще дирижировать 9 мая на Поклонной горе. Это его масштаб, а то, что ни дождь, ни ветер не помешают состояться этому концерту, сомнений не вызывает. Прощаясь с публикой III Пасхального фестиваля, маэстро свой последний "бис" посвятил главе Северной Осетии Александру Дзасохову. Для почетного земляка, присутствующего в зале, был сыгран вальс из балета Чайковского "Щелкунчик": Гергиев дал "вольную" оркестру, развернувшись к нему спиной, и мариинцы без его зоркого ока играли с особым жаром. Следующий год у них будет еще более горячим. Карта фестиваля может теперь расшириться до Владикавказа.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Муравьева
Молитва для оркестра
Объявлена программа Московского Пасхального фестиваля
12.03.2015
Под звуки "Прометея"
Пасхальный фестиваль охватит всю Россию
03.03.2014
Последний император
В Москве представили ораторию о Николае II
02.07.2013
Многоголосье в храме
В Москве развернулась хоровая Пасхальная программа
30.04.2008
Все статьи Ирина Муравьева
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35