До недавних пор, собственно, шахиды в Ираке были редкостью - мусульмане-сунниты предпочитали запускать НУРСы с ослиных тележек и стрелять из минометов, сохраняя свои светские жизни. Теперь все обстоит иначе. За дело взялись радикалы, беспощадные и решительные, которые хотят получить власть над страной, а не выместить обиду на несчастных солдатах коалиции. Всего три дня назад Vip.Lenta.Ru опубликовал статью под заглавием "Шиитский бунт", но уже сегодня о том, что происходит в стране, так сказать нельзя. Больше всего это похоже на осуществляемую по определенному плану революцию. То, что сейчас творится в Ираке, позволило американской газете Washington Post сравнить восстание с революцией 1917 года, лидера шиитов Муктаду аль-Садра (Muqtada al-Sadr) - с Владимиром Ильичом Лениным, а Правительственный совет Ирака - с Временным правительством Керенского. Параллели не случайны, но отличия все-таки есть, причем история, один раз обернувшаяся трагедией, во второй раз, вопреки известным словам Карла Маркса, грозит обернуться ею же.
Красный апрель
Как отмечает газета, шиитский лидер, подобно вождю мирового пролетариата, неожиданно появившемуся в 1917 году на Финляндском вокзале, внезапно возник на прошлой неделе практически из ниоткуда. И шииты, которые в течение прошедшего года сотрудничали с властями, как будто по приказу подняли вооруженное восстание. Аль-Садр, как и Ленин, неожиданно для всех заявил, что не будет сотрудничать с временным правительством, а будет самостоятельно бороться за власть. Вот только в России Ленин представлял политическую партию, а в Ираке аль-Садр действует от имени религиозного большинства - приверженцев шиитской разновидности ислама.
Многие аналитики отмечают, что в контексте иракской шиитской революции стоит вспомнить о соседнем государстве - Иране. Его нельзя заподозрить ни в симпатиях к извечным врагам шиитов - суннитам, ни в приверженности американским ценностям. Сунниты являются не только историческими врагами шиитского населения Ирана, но также, в глазах иранцев, еще и главными зачинщиками кровопролитной войны 1980-х годов, в ходе которой погибли сотни тысяч человек с обеих сторон. Нетрудно предположить, что иранские агенты и просто граждане давно уже наводнили шиитские регионы Ирака и нынешний бунт организован не без их участия, а аль-Садр почти наверняка связан с Тегераном.
Аль-Ильич
Собственно, о личности самого аль-Садра известно не очень много. Косвенно о характере шиитского вождя можно судить по выдвинутым против него обвинениям, по большей части - уголовным. Аль-Садра разыскивают за причастность к убийству в апреле прошлого года духовного лидера Абд-аль-Маджида аль-Хоеи (зарезанного в священном городе Неджеф) и еще двух человек. В настоящее время, как сообщает телеканал "Аль-Джазира", он также подозревается в причастности к убийству еще трех человек, в том числе беременной женщины. Его также обвиняют в присвоении части пожертвований из нескольких мечетей на юге страны. Ордер на арест аль-Садра был выписан одним из иракских судов еще в августе. Человек он, как видно, решительный, и колебаться в выборе средств для достижения своих целей не будет. В отличие от суннитов, у шиитов традиционно сильным влиянием пользуется духовенство со своей строгой иерархией. Правоверные, прежде всего, признают авторитет аятолл - знатоков ислама, духовных лидеров. Только они имеют право издавать фетвы, которым должны следовать все верующие. Аль-Садр к числу аятолл не принадлежит, хотя и является имамом. Несмотря на все свое желание стать духовным лидером шиитов, формально прав на это он не имеет.
Однако, в отличие от аятолл по обе стороны ирако-иранской границы, аль-Садр обладает несколькими преимуществами. Во-первых, он молод. С одной стороны, образ убеленного сединами старца для арабов традиционно предпочтительнее (ну как тут не вспомнить лидера ХАМАС Ахмеда Ясина!), но с другой - судьба, как известно, ласкает молодых, и, что особенно важно, рьяных. Вот в этом аль-Садру никак не откажешь. Еще одним важным преимуществом арабского Ленина является его способность управлять народными массами (толпой). Аль-Садр, при том что у него было не так много помощников, сумел повести за собой значительное количество шиитов, сыграв на их бедности, чувстве унижения после победы иностранного врага, а также на недовольстве действиями нового режима. Таким образом, он залучил в свои ряды тысячи сторонников, которым, как и питерским гегемонам, нечего терять, кроме своих цепей и "Калашниковых".
Еще одной особенностью нынешнего восстания является то, что шииты проживают в центральной и юго-восточной части страны. То есть, в наиболее развитых регионах, где больше городов, больше растительности, другими словами - больше укрытий. В так называемом "суннитском треугольнике" местность более пустынная, но даже и там сунниты ухитрялись ежедневно наносить американцам ощутимый урон. Что начнется теперь в центре и на юге Ирака - одному Аллаху известно.
Революционная сводка
Собственно, можно уже не налегать на фантазию, чтобы представить себе будущее этой войны. Краткая сводка за эту неделю напоминает сообщения о самых напряженных днях прошлогодней операции. Вооруженные шииты из "Армии Эль-Махди", организованной аль-Садром, захватили и до сих пор удерживают город Фаллуджу. Кроме того, силы коалиции не контролируют города Неджеф, Кут и Куфа, частично - Кербелу. Находившиеся в Куте украинские подразделения 7 апреля вынуждены были покинуть свои базы, причем 6 апреля во время отступления, прикрывая товарищей, погиб один украинский военнослужащий. По неподтвержденным сведениям, с воскресенья в Ираке были убиты 35 американских солдат и еще двое военнослужащих из других стран коалиции. Появились сообщения о том, что в Неджефе иракцы захватили в плен нескольких вражеских солдат. Что касается жертв среди иракцев, то тут информации еще меньше - в результате операции американской морской пехоты только в Фаллудже погибли, по приблизительным подсчетам, более 280 иракцев, еще около 400 получили ранения.
Как сообщил начальник городской больницы, число убитых наверняка еще вырастет, поскольку тела многих погибших остаются под завалами.
В Фаллудже подолжаются уличные бои, в которых принимают участие американские танки. Представитель армии США сообщил, что за последние сутки в городе арестован 51 подозреваемый в причастности к нападениям на коалиционные силы. Столкновения происходят в Багдаде, Рамади, Мосуле и других городах Ирака. Это означает, что обострение обстановки в результате действий шиитов позволила их противникам-суннитам также начать активные боевые действия против общего врага.
В настоящее время В Ираке существуют, как минимум, два фронта - суннитский и шиитский. И там и там ситуация сложная. Американцы, действуя против повстанцев, уже вынуждены применять тяжелую технику и авиацию, что ведет к многочисленным жертвам среди иракцев. Причем понятно, что среди толпы, которая держит под контролем иракские города, боевики аль-Садра и иракские партизаны из других отрядов составляют едва ли пятую часть. Расстреливая мечети и другие здания ракетами и снарядами, американцы будут убивать мирных жителей, что никак не будет способствовать усмирению восставших. В настоящее время большинство журналистов и аналитиков считают, что подавить восстание уже не удастся. Американское командование настойчиво подчеркивает, что имеет дело с группой бандитов, которые пытаются дестабилизировать обстановку в стране. Если так, то бандиты своей цели добились. В четверг генерал-лейтенант армии США Рикардо Санчес пообещал, что коалиционное командование в ближайшее время приступит к проведению операции "Твердый меч", целью которой должно стать освобождение от шиитского контроля нескольких иракских городов. Подробности этих планов пока неизвестны.
"Что делать?" и "Кто виноват?"
На эти традиционные вопросы пытаются ответить все мировые СМИ. Однако при всем богатстве взглядов на иракскую проблему и мнений о том, что за процессы происходят в этой стране, большинство экспертов сходятся в одном: виноваты американцы. Но виноваты они не в том, что заварили эту кашу, затеяв войну в прошлом году, а в том, что после победы не смогли грамотно распорядиться ее плодами. В частности, эксперт из Вашингтонского центра международных и стратегических исследований и теоретик доктрины "Шок и трепет" Эрлан Улльман полагает, что первой ошибкой американцев был роспуск иракской армии, а второй и самой серьезной - недостаточное привлечение шиитских и суннитских духовных лидеров к процессу восстановления страны.
По его мнению, которое, впрочем, разделяют и другие аналитики, единственный выходом сейчас является раздел страны. На месте Ирака должны появиться автономные территории для курдов, суннитов и шиитов. Самое страшное, чего можно ожидать в сложившейся ситуации, это объединение двух ранее противоборствовавших религиозных групп против общего врага. Из Ирака уже сейчас поступают сведения о том, что нападения на американцев как на "шиитской", так и на "суннитской" территории координируются из единого центра. Правда, пока это не более чем предположения. Если же случится невероятное и сунниты смогут договориться с шиитами, то революционную армию уже невозможно будет остановить.
Теперь весь вопрос в том, что скажет духовный лидер иракских шиитов - верховный аятолла Али аль-Хусейни аль-Систани. Только он может повлиять на аль-Садра и его боевиков. Аль-Систани доказал это во время подписания временной конституции Ирака, когда по одному его слову подписание ключевого для американцев документа было отложено на несколько дней. Именно он может остановить революцию, пригрозив оставить правоверных без благословения, либо раздуть огонь восстания, призвав к свержению оккупационных властей. Но аятолла безмолвствует.