Маленький, но светлый ручеек

Религия 
0
409
Время на чтение 6 минут
- Вам, наверное, в Поповку? - уточнила пассажирка автобуса из местных, когда я спросил, где мне лучше выйти, чтобы поскорее попасть в Лужки. Этот вопрос меня несколько озадачил. Слово "Поповка" - такое понятное и привычное для живших в дореволюционную пору - давно уже, как я думал, вышло из употребления. В старое время так называли в просторечии дома священнослужителей, поселившихся около храма.
В этом смысле погост Лужки, расположенный по другую сторону шоссе прямо напротив села Строкино Раменского района Московской области, - настоящая Поповка. Но, к сожалению, только в прошлом. Деревенские избы, выстроившиеся вдоль короткой дороги к храму святого великомученика Никиты, когда-то принадлежали Церкви. После октябрьской революции их, разумеется, конфисковали.
В разгар коллективизации гонители веры хотели отобрать у православных и храм. Но это у них не вышло. Две прихожанки - Елизавета Белова и Васса Курочкина - заперли храм, унесли ключ от церкви с собой и долго скрывались с ним в лесу. Этот огромный ключ старинного образца цел и сегодня. Им до сих пор отпирают и запирают храм...
Безбожники в конце концов отступили. Храм села Строкино закрыть не удалось. Однако власти делали все, чтобы он умер медленной смертью. На пороге 1970-х годов советские чиновники, наблюдавшие за религиозными организациями, с нескрываемой радостью отнесли приход церкви святого великомученика Никиты к разряду "затухающих".
Вплоть до середины 80-х годов храм являл и снаружи, и изнутри печальную картину: некрашеные купола, стеклянные кресты вместо металлических, ворота без запора, огромные пятна копоти поверх росписей, рассыпающийся деревянный иконостас. Как символ запустения на колокольне выросла березка. Власть имущих совершенно не волновало, что погибал чудесный храм, памятник нашей истории, построенный по благословению святителя Филарета, митрополита Московского, на том месте, где несколько веков назад явилась чудотворная икона святого великомученика Никиты. Богоборцы видели свою задачу в том, чтобы уничтожить "очаг мракобесия".
Главной своей цели враги Церкви все же не достигли. Господь сохранил это святое место. Храм не только выстоял, но и возродился. Причем возрождение его началось задолго до "перестройки". Связано оно с назначением нового настоятеля - протоиерея Бориса Демушкина.
Вступив в должность в день Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1984 году, отец Борис не стал дожидаться изменения церковной политики государства. Батюшка принялся за дело немедленно, со всей присущей ему твердостью и энергией, с упованием на помощь Божию. Невзгод было предостаточно. Первое время священник ютился в сторожке, в 4-метровой комнатушке, отделенной от кухни только занавеской. Зимой печь топили по несколько раз в день, но согреться было невозможно. От холода спина у священника покрылась волдырями. Но батюшка положил себе за правило ночевать только при храме, чтобы не отрываться от него. (Предшественники отца Бориса Демушкина - до его прихода настоятели Никитского храма менялись каждые несколько месяцев - приезжали в церковь в воскресенье утром, служили утреню, вслед за ней Литургию, а потом сразу же уезжали - до следующей недели. Нормальной приходской жизни при таком отношении, конечно, быть не могло). Много сил у отца Бориса отнимала тяжба с местными чиновниками, которые не желали давать разрешение на ремонт храма, на строительство церковного дома, превышающего по размерам сторожку. "Но батюшка никогда не роптал", - вспоминает давняя прихожанка храма села Строкино Тамара Степановна Чуракова.
Понемногу дела пошли на лад. Построили церковный дом - сначала одноэтажный. Потом его "нарастили" и сделали двухэтажным. На средства прихода асфальтировали дорогу, ведущую к церкви от шоссе. Раньше в непогоду к храму приходилось шагать чуть ли не по колено в грязи. Покрыли асфальтом и территорию вокруг церкви. Возвели новую ограду с запирающимися воротами. Очистили фрески от копоти, позолотили купола, привели в порядок иконостас. Печное отопление заменили газовым. К двери храма пристроили крыльцо с навесом. Прихожане трудились бескорыстно, не покладая рук.
Позаботились, конечно же, не только о внешнем благоустройстве. Тамара Степановна Чуракова - знаток и ценитель богословской литературы - собрала солидную библиотеку. К великому сожалению, все собранные книги погибли во время пожара в церковном доме. Но, милостью Божией, дом снова отстраивается с помощью благотворителя, и в нем обязательно будет храмовая библиотека.
В годы настоятельства отца Бориса Демушкина храм святого великомученика Никиты превратился в истинную школу благочестия. Службы здесь совершаются строго по Уставу. В храме поддерживается высокий молитвенный дух. Это отмечают все, кто приходит сюда впервые. Строгость не отпугивает верующих, а, наоборот, приветствуется ими. Жизнь в Подмосковье несладкая: распад производства, безработица, дороговизна. Люди идут в храм в поисках высших ценностей, идут, чтобы обрести надежду и опору в испытаниях.
За последние два десятилетия церковь села Строкино дала приходам Московской и области и Москвы немало известных и уважаемых священнослужителей. В храме святого великомученика Никиты обрел путь к вере священник Петр Иванов. Теперь он служит в столичном Новодевичьем монастыре. Отец Петр - помощник управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, сопредседатель Координационного совета по взаимодействию с Министерством образования Московской области, профессор Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Отдыхая летом в поселке Кратово, доктор исторических наук Петр Михайлович Иванов узнал от знакомых о храме близ Строкино и стал ездить туда на службы. С этого началось его обращение к Богу, к Православной вере. Петр Михайлович, выросший в безрелигиозной семье, стал церковным чтецом, а затем диаконом, священником, богословом. Он и сейчас не порывает связи с храмом, благодаря которому в его жизни произошел такой крутой поворот.
Отцу Борису было бы неимоверно труднее, если бы не его надежная помощница супруга Вера Григорьевна. Матушка Вера - человек глубоко церковный, с юных лет она получала духовное окормление у известных старцев Троице-Сергиевой Лавры. Как и отец Борис, Вера Григорьевна еще в глухие брежневские годы участвовала в издании Библии под руководством митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.
В церкви святого великомученика Никиты дорожат традициями. В наше время на селе уже почти нигде не сохранился обычай так называемого "хождения по приходу" в праздники. А в храме села Строкино он соблюдается неукоснительно. На Рождество Христово, в Святки и в праздник Крещения Господня священники Никитской церкви вместе с певчими обходят дома прихожан, окропляют их жилища святой водой и поют праздничные тропари. "Заявки" на такие визиты делаются заранее - в храме и по телефону.
Прихожане храма святого великомученика Никиты всегда ощущали и ощущают над собой покровительство Божие. Господь чудесным образом не раз отводил преступную руку, занесенную над церковью и ее святынями. Рассказывает Тамара Степановна Чуракова:
- Однажды вечером в церковь заявилась ватага парней. Спрашиваю: "Что вам, ребята?" - "Да мы хотим иконы посмотреть". Ходят, разглядывают. Один из них все топчется у Казанского образа Божией Матери. Я ему говорю: "Чувствую, в сердце твоем созрел греховный замысел. Давай помолимся, чтобы он ушел". Совесть в них, наверное, все-таки заговорила. Парни спокойно ушли. А, уходя, все повторяли: "Мать, ты, главное, будь здорова". Перекрестила я их на дорогу, и мы расстались. Рассчитывать я могла только на милость Божию. В церкви больше никого не было, а до ближайшего отделения милиции - больше 10 километров...
За последнее время храм великомученика Никиты пополнился новыми святынями. Справа у солеи теперь помещена икона Божией Матери, непосредственно связанная с историей жизни и подвига святого, во имя которого освящен главный престол храма. Икона написана в наши дни в Троице-Сергиевой Лавре по заказу прихода. Пресвятая Богородица изображена на ней со скрещенными руками. Богомладенец, стоя на коленях у Пречистой Девы, держит крест. На иконе много привесок (крестики, цепочки, кольца) - свидетельство почитания Божией Матери и благодарности за помощь в трудных обстоятельствах жизни, полученную по молитвам Пречистой Деве. Это один из самых древних образов Пресвятой Богородицы. Его именуют Новоникитским. В 4-м веке эта икона явилась святому великомученику Никите, тогда еще некрещеному, после чего он немедленно принял христианство. За обличение языческого властителя, жестоко преследовавшего христиан, святой Никита был сожжен. В момент расправы икона Пресвятой Богородицы находилась у него под одеждой. Но огонь не тронул святой образ.
Мало где мне доводилось наблюдать такую сердечную преданность своему храму и такую любовь к своему духовному отцу, как у верующих из Никитской церкви села Строкино. Надо видеть, какой радостью светятся лица ее прихожан, собирающихся на службу. Протоиерей Борис Демушкин говорит: "Предки наши, поселяясь на новом месте, сразу же начинали строить храм. Жизнь у них была не легче, чем у нас сегодня, а тяжелее. Но они понимали: Церковь - это корабль спасения, храм должен быть родным домом". Таким домом и стал для его прихожан храм святого великомученика Никиты села Строкино. Здесь создана крепкая община, объединяемая глубокой верой и стремлением вместе идти по пути спасения, следовать заветам наших православных русских предков. Из таких маленьких, но чистых и светлых ручейков и слагается полноводная река церковной жизни...
Совсем недавно казалось, что у отца Бориса Демушкина, управлявшего приходом почти 20 лет, хватит сил еще на долгие годы служения. Но произошло непредвиденное. При исполнении служебных обязанностей он попал в автомобильную катастрофу. Чудом остался жив, но здоровье его сильно пошатнулось. После усердных молитв и долгих раздумий отец Борис принял нелегкое решение просить о почислении за штат по болезни. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, удовлетворив его просьбу, выразил отцу Борису благодарность за многолетнее усердное служение Церкви. В истории храма села Строкино открывается новая полоса. Какой она будет? Удастся ли сохранить добрые традиции общины Никитского храма в наше время, полное соблазнов? Что бы ни произошло дальше, я верю: Господь не оставит Своею милостью это благословенное место.
Владимир Михайлов
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40