После скандала на коллегии министр образования РФ Владимир Филиппов поручил экспертному совету по истории (этот орган дает "добро" на присвоение учебникам истории грифа, означающего, что издание рекомендовано Минобразования для школ) разобраться с учебником "Отечественная история ХХ века" (издательство "Мнемозина", автор И. Долуцкий) для старших классов.
Это уже дало повод к возобновлению разговоров о том, что в России зажимается свобода слова: мол, власть уже взялась и за цензуру школьных учебников. Ну точно грядет диктатура!
Однако попробуем разобраться. Вот лишь один (и не самый одиозный) из фрагментов учебника. В задании школьникам предлагается либо подтвердить, либо опровергнуть две точки зрения.
Первая принадлежит историку Юрию Буртину. Он утверждает, что в России после избрания Путина произошел государственный переворот и его следствием является режим личной власти Путина - авторитарная диктатура. Вторая - Григорию Явлинскому. Он считает, что уже в 2001 году в России оформилось полицейское государство. Выбирайте, словом, дети, кто из них более точен в своих оценках.
И историк, и политик, безусловно, имеют право на собственное видение ситуации в стране и вполне свободно могут на этот счет высказываться. Однако стоит ли превращать учебный процесс в площадку для политической агитации? Ведь для того же историка Буртина (хотя, как известно, он был не чужд и политики) должно бы быть вполне очевидным хотя бы то, что никакого переворота в России не было и что Путин был избран президентом в полном соответствии с Конституцией.
Но у автора учебника, судя по всему, иное мнение. И он имеет на него право. Только зачем именно это мнение под эгидой государственного учреждения навязывать школьникам? Ведь суждений и взглядов на то, что происходит сейчас в нашей стране, - великое множество. Давайте тогда все их представим в учебнике. Правда, в таком случае это будет уже не учеба, а митинг.
Вообще "наезжать" на главу государства в учебнике, рекомендованном Минобразования для изучения в государственных школах (!), - это уже нечто новое в демократии. Представим, что в учебнике по истории США американским школьникам предложат ответить про Буша - он обыкновенный милитарист или оголтелый империалист? Увидит ли вообще такой учебник свет?
В "полицейской" же России "Отечественная история ХХ века" в нынешней редакции выходит уже два года. Немалым, к слову, тиражом, который исправно выкупается государством по весьма приличной цене.
(Вчера рекомендательный гриф Министерства образования со скандального учебника был снят. Но вопрос о том, как он появился на свет, остается. Тут вообще разворачивается детективная история: члены экспертного совета теперь признаются, что в глаза учебника не видели.)
Что же до угроз свободе слова и мысли, то снятие грифа "Рекомендовано Минобразования РФ" с учебника отнюдь не означает его запрет. Книга может издаваться, ее может читать кто угодно, в т. ч. и школьники. Просто государство от учебника отстраняется и ответственности за его содержание не несет.
Потому что не следует заниматься политикой там, где ей не место.
ДОСЛОВНО
Из учебника "Отечественная история ХХ век":
"Что будет дальше, зависит и от тебя. Будущее не предопределено. Однако А. Л. Янов утверждает, что Россия переживает свой "веймарский период" и в ближайшем будущем ей угрожает превращение в национал-социалистическую ядерную державу..."
"Аналитики утверждают, что в России "возникла тупиковая ситуация, когда существующая власть не способна справиться с проблемами", а "приход к власти левой или державной оппозиции либо лидера с наполеоновскими амбициями лишь усугубит дело".
"Позором для России, ее президента, силовых структур, правительства стала развязанная Москвой война против Чечни... Путин, опираясь на поддержку армии и спецслужб, уверял, что "на переговоры с террористами не пойдет" и требовал "добить гадину". А лагеря чеченских беженцев в Ингушетии, где в палатках зимой ютились многие десятки тысяч людей, были охвачены голодом и болезнями..."
Вопрос в конце главы: "Как оценить действия российского руководства и итоги войны?"
КСТАТИ
"Тебе не страшен сифилис. С любой, с любым иди, ложись!"
Управление образования Челябинской области выпустило сборник рекомендаций, как проводить уроки полового воспитания в школах под названием "Воспитательно-профилактическая работа в системе образования". Переделанные стихи Пушкина, Маяковского, Лермонтова и других классиков выглядят в нем так:
Вот, моя деревня,
Вот, мой дом родной.
Вот, качусь я в тачке
С девочкой крутой.
Ну а дальше, больше -
Я лежу на ней.
Короче, заразился - это гонорея.
Все друзья с тусовки,
Стоя надо мной,
Весело гогочут
Над моей бедой.
Эка невезуха,
Что я, хуже всех?
Мне неловко, стыдно,
А ребятам смех.
И ходить-то больно,
Ноги не согнешь,
Что в натуре делать?
В диспансер идешь.
Там медичка-бабка
Строгая сидит.
В зад уколы ставит,
Сказки говорит.
А мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку захотел,
Он уважать себя заставил,
Ведь по-другому не умел.
Его пример - другим наука.
Коль есть в кармане эта штука,
Тебе не страшен сифилис.
С любой, с любым иди, ложись!
Тогда, не тратя лишних слез,
В душе я клятву произнес:
Во-первых, знать об этом все.
И не стесняться ничего.
Носить всегда, носить везде -
Вот мой девиз, и точка!
Я достаю из широких штанин
Шарик моего размера.
И теперь по жизни половой
Шагаю весело и смело!
Повторяем: это стихи из методического сборника по половому воспитанию школьников. Здесь же рекомендации учителям. Скажем, устроить в школьном туалете соревнования среди учеников - кто быстрее наденет презерватив.
В сборнике есть и сценки интимного характера, которые рекомендованы к постановке в школах. Именно из-за этих сценок в городе разразился скандал. Произведения классиков в "сексуальной" обработке повергли учителей в шок.
- Методичка выпущена еще два года назад, - пояснила нам главный специалист управления образования и науки Челябинской области Лариса Глазырина. - В ней был и сценарий акции "Ты выбираешь сам" по профилактике ВИЧ у подростков. Именно там и были лозунги типа "Презерватив - лучший друг девочек" и прочие вольности. Тираж (500 экземпляров) разослали по районным и городским управлениям образования. Предназначена она была исключительно для начальников. Подросткам ее в руки не давали.