Императоры-"челноки"

Российские правители испокон веку молились Богу с удовольствием

Религия 
0
146
Время на чтение 5 минут
Их точное количество неизвестно, полного учета никто не пытался проводить. Ясно лишь, что счет идет на многие сотни человек - богомольцев, ежедневно отправляющихся из Москвы в Троице-Сергиеву лавру.
Эта традиция появилась в XIV веке. Прослышав о христианских подвигах игумена Троицкого монастыря Сергия, на поклон к старцу отправлялись бояре, крестьяне, торговые люди... Посещал обитель и князь Дмитрий Донской, а его преемники на московском престоле почитали за правило хотя бы раз в году совершать сюда паломничество.

С давних пор принято было всем богомольцам - без различия чинов и заслуг - идти к преподобному пешком, а не ехать в повозке или верхом. Иногда даже цари отправлялись из Москвы в 70-километровый путь на своих двоих (известно, что Алексей Михайлович, например, по крайней мере дважды за время своего правления путешествовал до Троицкого монастыря пешком). Конечно, ходоки из государей были не ахти какие. Так что для похода к Троице им требовалось несколько дней.
Накануне царева "старта на длинную дистанцию" из столицы отправлялись гонцы. Предупрежденное ими местное начальство тут же мобилизовало крестьян из придорожных деревень на авральные работы по ремонту тракта. Кроме того, перед государевым кортежем двигалась группа "квартирьеров" - слуги загодя готовили места остановок "на природе": ставили парчовые шатры, накрывали столы... Позднее для ночлегов главы государства построили несколько деревянных путевых дворцов на Архангельской дороге. Первый такой "стан" находился в ближнем селе Алексеевском (рядом с нынешней станцией метро "ВДНХ"), второй - в селе Тайнинском (в километре за МКАД). Дворцы стояли еще в Братовщине, Воздвиженском.
О пышности и торжественности, с которой обставлялись царские походы на богомолье, можно судить по сохранившимся свидетельствам очевидцев. Вот что писал один из них, вспоминая очередной "троицкий вояж" царя Алексея Михайловича: "Впереди шли 250 скороходов, неся в руках поднятые вверх бичи, блестевшие золотом. За ними везли в крытых телегах запасную казну, образа, оружие, постели, платье царя, царицы, царевичей и царевен, белье и принадлежности царской мыльни. В так называемую поборную телегу складывались подносимые государю дорогие вещи. В прочих запасных телегах уложены были разъемные столы, разъемные кровати, стулья резные и другая домашняя утварь... За царевым поездом следовал поезд царицы. Свита царицы также отличалась многочисленностью и великолепием..." К этому нужно добавить, что сам "хозяин" обычно ехал в колымаге - огромной и неуклюжей, но зато позолоченной карете, в которой даже печка имелась на случай холодов. (Чтобы сдвинуть такой "ретрочленовоз" с места, требовалось как минимум 6 натуральных лошадиных сил.)

Весьма своеобразно складывались путешествия в Троицкий монастырь цесаревны, а затем императрицы Елизаветы Петровны. Бывало, шла она пешком по 5-10 верст, затем, утомившись, приказывала ставить лагерь. Походный привал сплошь и рядом растягивался на день-два-три... Забыв о предстоящем посте и покаянии, Елизавета предавалась любимым своим утехам - скакала верхом по окрестностям, ездила на соколиную охоту, с вечера до утра веселилась в шатре, специально устроенном для танцев. Иногда, устав от такого "отдыха", государыня садилась в экипаж и ехала назад, в Москву. Однако в пути ее начинало мучить раскаяние, и... "дщерь Петрову" спешно везли назад, в лагерь, откуда она продолжала пешее путешествие в монастырь.

Другая русская царица, Екатерина II, усовершенствовала этот метод. Чтобы доказать свою "русскость", она в один из первых же приездов в Москву решила отправиться на богомолье в лавру. Ее величество шла пешком, однако в обветшалых путевых дворцах или тем паче в шатрах-времянках ночевать не желала. Преодолев за день (в окружении пышной свиты, разумеется!) очередные 10 или 15 верст, императрица садилась в карету и мчалась на ней назад, в Кремль, - отдыхать. Утром тот же экипаж возвращал царицу на место "промежуточного финиша", откуда она продолжала свой пеший путь. Вечером - снова в Москву. Утром - опять на Архангельский тракт... Так - челноком - до самого Троицкого монастыря и добиралась.
В августе 1830 года пешее паломничество "к преподобному" совершил Лермонтов. Не слишком спеша, с веселой компанией друзей и подруг он преодолел эту "марафонскую дистанцию" за четыре дня.

Основной поток богомольцев всегда приходился на летние месяцы. В эту пору через Крестовскую заставу Москвы, откуда начиналась дорога к Троице-Сергиеву монастырю, проезжало-проходило до 300 тысяч человек. Жители сел и деревень, стоящих вдоль Архангельского тракта, традиционно делили всех богомольцев на три категории. "Черный народ" (крестьяне) шел в монастырь в основном начиная со Святой недели и до Троицына дня (как раз во время паузы между окончанием посевной и началом покоса). "Красный народ" (купеческое, торговое сословие) предпочитал отправляться в Троицкую обитель в дни Петрова поста. Наконец, представители "белого народа" (господа-дворяне) чаще всего вспоминали о "душеспасительном" паломничестве к Сергию в августе, во время Успенского поста.
Ночевать приходилось в придорожных трактирах и на 1000 постоялых дворов, которых понастроили во множестве по всему тракту предприимчивые люди. А публика победнее и вовсе предпочитала коротать ночь по-спартански - на ворохе травы под густой кроной деревьев. Практически все паломники, независимо от "рейтинга", делали привал в селе Большие Мытищи - отдохнуть, подкрепиться. И главное, попить чайку: на всю округу славилась вкуснейшая вода из мытищинских родников. (Художник В.Перов увековечил это "действо" в своей знаменитой картине "Чаепитие в Мытищах".)

Вплоть до середины XIX века существовала еще одна "дорожная" традиция: большинство идущих и едущих по Архангельскому тракту богомольцев обязательно задерживались... на Поклонной горе. Нет-нет, вовсе не на той, где ныне создан мемориал Великой Отечественной войны! Кроме нее в старину вокруг Москвы существовало еще несколько одноименных возвышенностей. Фактически на каждой "магистрали", ведущей в Златоглавую, имелась собственная Поклонная гора. Свое название все эти горы получили благодаря обычаю русских людей креститься и кланяться святым местам, встречающимся по пути. Те, кто шел в Москву, поднимались на пригорок, откуда уже была видна столица, и кланялись ее святыням - "здоровались" с ними. Встречные, наоборот, оборачиваясь назад, прощались с храмами Первопрестольной.

В отличие от своей знаменитой тезки Поклонная гора на Архангельском тракте (Ярославском шоссе) куда менее заметна. Сейчас этот холмик и вовсе потерялся среди кварталов многоэтажных домов. Но все-таки краеведы смогли его найти: рядом с "исчезнувшей" Поклонной горой стоит церковь Андриана и Натальи.
В середине XIX века несколько русских предпринимателей решили облегчить путникам дорогу к "святым местам", проложив от Москвы до Сергиева Посада одну из первых в стране железнодорожных магистралей. Во главе этого предприятия стояли Федор Чижов (ученый, механик, литератор) и богатейший купец Иван Мамонтов (в списке учредителей он значился, впрочем, всего лишь как "мещанин г. Мосальска Калужской губернии"). Чтобы доказать потенциальным участникам концессии экономические выгоды от строительства "чугунки", требовались веские аргументы, которые могла дать только статистика. На протяжении месяца у Крестовской заставы день и ночь дежурили специально нанятые учетчики, которые "брали на карандаш" каждого пешехода и каждую повозку, двигающихся по Архангельскому тракту. Порою и сам Мамонтов, чтобы проверить своих "регистраторов", долгие часы просиживал возле заставы, делая пометки в тетради.

Регулярное движение поездов между Москвой и Сергиевым Посадом было открыто в 1862 году. Поезда преодолевали расстояние в 67,5 версты за два часа, а билет в "демократическом" III классе стоил 80 копеек. И все-таки подобные "чудеса техники" не смогли отвадить богомольцев от старой традиции "пешего хождения". Как и прежде, вдоль обочин Архангельского тракта по утоптанным тропинкам тянулись вереницы людей... Эту традицию "погасила" лишь наступившая после 1917 года "эра социализма": в атеистическом государстве проявлять столь явно свою религиозность было небезопасно, да и саму лавру большевики на несколько лет закрыли.
Сейчас народ предпочитает отправляться из Москвы в Загорск (ставший вновь Сергиевым Посадом) "на колесах". Однако изредка можно встретить исключения из этого правила - и весьма оригинальные. Вот, например, эпизод, о котором вспомнил краевед, знаток архитектуры М.Ильин: "В обычной электричке из Москвы в Загорск обратила на себя внимание старушка, которая, не останавливаясь, шла от одного конца вагона к другому, затем поворачивалась, возвращалась обратно, снова поворачивалась и снова возвращалась. И так, не останавливаясь, это "шествие" продолжалось всю дорогу вплоть до полной остановки поезда в Загорске. Такое хождение взад и вперед не могло не вызвать к себе интереса, и старушку спросили о ее странном поведении.

- Да вот по обету иду в монастырь к угоднику... Ведь полагается идти, а не ехать. Вот я от самого Воронежа так и иду..."
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Добровольский
Лики на продажу
СОЛОВЕЦКИЙ ИКОНОСТАС МОГ БЫ ВЕРНУТЬСЯ НА РОДИНУ
09.01.2004
Русская реликвия вряд ли вернется в Россию
Древний иконостас из Соловецкого монастыря может никогда не вернуться в Россию
02.11.2003
Прах повелителя
Василий Сталин просил молиться за отца
05.03.2003
В исповедальне ФАПСИ
Правительственная связь кается в грехах священнику в погонах
09.11.2002
Все статьи Алексей Добровольский
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44