Не погасли свечи

Триста лет жители Стародуба считали, что их город предан анафеме. В нынешнем сентябре наконец сняли

Александр Федосов 
религия 
0
04.11.2003 122
В начале XVII века город Стародуб, относившийся тогда к черниговской земле, насчитывал 22 православные церкви, 4 синагоги и огромное число шинков и питейных лавок. Что ни ярмарка - вакханалия с пьяными плясками...

Слава Стародуба до того стала дурной, что ждали со дня на день возмездия. И почему-то уверились, что церковь предала город анафеме. Именно этим много десятилетий стародубцы объясняли свои несчастья. Случись пожар или поножовщина, недород или междоусобица - все дело, мол, в проклятии. Ну а два года назад, когда в Стародубскую колонию переселили ВИЧ-инфицированных зэков со всей области, даже скептики вспомнили об анафеме.

Но было ли проклятие? Градоначальник Владимир Бородуля задался целью установить истину. Подстегнула его статья в местной газете, где автор, бывший комсомольский работник, а ныне священник, упомянул об анафеме. Отыскалось и частичное подтверждение давних слухов. В описании Черниговской епархии феодальный Стародуб предстает во всей неприглядности разврата: "В каждом дворе шинок, при шинке бесчинства и частые убийства. За разврат не чинилось никакого наказания... Духовных считали ни за что, гордясь богатством в храмах, не печалясь о грехах... По воле святительской Черниговский и Благовещенский священник Стефан Шуба в полковой Николаевской церкви торжественно произнес анафему на буйных, сопровождавшуюся погашением свечей".

Стало быть, прокляты были погрязшие в разврате стародубцы, но не весь город. Почему же тогда его преследуют несчастья? "Да Стародуб, может, счастливее других", - смеется Владимир Бородуля. В самом деле, даже в советские времена здешний люд отличался зажиточностью, потому что нива плодоносила лучше, чем в других краях. Даже то обстоятельство, что Стародубу вместе с двумя другими брянскими райцентрами удалось недавно отстоять статус самоуправляющейся территории, мэр расценивает как признак удачливой судьбы.

Тем не менее, приглашая на недавний день города епископа Брянского и Севского Феофилакта, Владимир Бородуля попросил его разузнать, нет ли в церковных источниках еще каких сведений об анафеме, а если обнаружится - нельзя ли ее снять? В епархии со всей серьезностью отнеслись к запросу обеспокоенных горожан, но след проклятия найти не удалось. Да и не так часто православная церковь употребляла этот чин. Анафеме предали Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева, в январе 1918 года патриарх Тихон проклял советское правительство. И все.

Тем не менее епископ Феофилакт прибыл чудным сентябрьским днем в Стародуб и провел службу. Для многих ли горожан призыв к покаянию и благочестию стал сутью того дня - кто знает. Но в то, что в сентябре 2003 года город наконец избавился от векового проклятия, уверовали многие. Дотянувшись губами до креста, окропленные святой водой горожане улыбались: "Наконец-то!" И кому теперь дело до того, что анафемы не было, как не было и ее снятия?
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Федосов
Рожать будем в поле?
Почему в стране закрываются родильные дома
29.03.2005
Лесковские руины
Корреспондент "Труда" побывал в селе, где служил священником дед автора "Левши"
15.02.2005
Раз в крещенский вечерок...
Святочные обряды стали забываться в девятнадцатом веке, но в некоторых российских деревнях девушки еще ждут своего суженого
13.01.2005
Поедемте в Спасское
Родовая усадьба Тургенева переживает второе рождение
11.08.2004
Все статьи Александр Федосов
религия
Все статьи темы
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Карпов
16.04.2021 20:25
Это доктринёрство, Геннадий Андреевич!
Новый комментарий от Наталия 2016
16.04.2021 19:40
«Не что иное, как религиозный расизм»
Новый комментарий от Валерий
16.04.2021 17:37
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2021 17:18