Британские священнослужители позаимствовали эту идею у своих ямайских коллег, которые в течение долгого времени работали среди членов организованных преступных группировок: с преступниками они говорили от имени Бога и правительства; с правительством - от имени Бога и преступников.
Лес Айсак, настоятель одного из лондонских кафедральных соборов и организатор движения "Уличные пасторы", говорит, что, хотя служители Господа патрулируют кварталы меньше месяца, результаты уже ощутимы. "Полиция утверждает, что наша работа эффективна. Мы подходим к людям и просим их поговорить с нами, предлагаем им помощь. Мы просим людей бросить употреблять или продавать наркотики, мы предлагаем им душеспасительные беседы, и несчастные принимают это предложение, - рассказывает пастор. - Мы отнюдь не наивны. Я предупреждаю своих братьев во Христе: если увидите оружие, сразу убегайте".
Прежде чем выйти на опасные улицы, священники проходят специальный курс: изучают социологию, учатся языку жестов, оказанию первой помощи, а в конце курса проводят практические занятия. Весь учебный процесс подготовки к ночному патрулированию укладывается в 12 дней.
Как говорят пасторы, первое впечатление от ночных дежурств состоит в том, что количество женщин в злачных местах и закоулках превышает число мужчин примерно в шесть раз. Еще одно наблюдение: правонарушители в зрелом возрасте лучше откликаются на предложение пастырей помолиться, нежели молодежь, особенно дети 10-11 лет. Этот феномен пасторы объясняют тем, что жизнь людей постарше теснее связана с церковью: даже если сами они никогда не посещали храм, то по крайней мере видели, как туда ходили их родители, дедушки и бабушки.
Молодые люди, обитающие в лондонских трущобах, напротив, крайне безбожны и агрессивны. Обычно они отвечают пасторам в лучшем случае так: "Помолиться? Может, ты мне еще предложишь пойти на правительственные курсы и зарабатывать 60 фунтов в неделю? Нет, старик, здесь я делаю 1000 фунтов в день. Приятной тебе ночи". Зачастую молодые наркоторговцы и сутенеры сами подходят к священникам и, несмотря на то что на их форменных куртках и бейсболках ясно написано: "Уличные пасторы", пробуют продать святым отцам наркотики, аргументируя это так: "Старик, ты только дунь разок, и тебя сразу как следует пропрет лучше всякого "Отче наш". Стандартный ответ женщин легкого поведения еще хлеще: "Зачем попусту разговаривать? Просто трахни меня".
Вот как комментирует ГАЗЕТЕ уличные соблазны один из проповедников, Эндрю Дуайер: "Если они надеются продать марихуану или предложить свое тело пасторам, то они либо большие оптимисты, либо совсем отчаялись. В наше время преобладают те, кто отчаялся". Иногда молодые люди соглашаются помолиться вместе со священником, но потом оставляют пасторам номера своих мобильных телефонов в надежде, что святые отцы найдут им хорошую работу.
Уличные священники пока не знают, скольких людей они отвратили от порока и вернули в лоно церкви, однако ручаются, что ни один пастор в ходе своей высокой миссии не совершил грехопадения, соблазнившись наркотиками или проституткой. На будущее Лес Айсак и его единомышленники смотрят оптимистично: миссия выполнима.