Игумен Панкратий: "Церковь - не налоговая инспекция а прихожане - не подотчетные лица"

Религия 
0
299
Время на чтение 5 минут
ВАЛААМ возрождается. За один сезон здесь бывает до 80 тысяч туристов и паломников. Кроме знакомства с местными красотами и монахами люди ищут и, если повезет, находят на легендарном острове особую, одному этому месту присущую атмосферу, ауру, или, иначе говоря, благодать. 11 июля в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре отметят День памяти чудотворцев Сергия и Германа - основателей обители. Накануне праздника в гостях у "Аргументов и фактов" побывал игумен монастыря отец Панкратий (Жердев). Чем различаются понятия "аура" и "благодать"? Стоит ли подавать лженищим? Должна ли Церковь заниматься бизнесом? Есть ли в православии иерархия грехов? На эти и другие вопросы он ответил главному редактору "АиФ" Николаю ЗЯТЬКОВУ и корреспонденту Владимиру КОЖЕМЯКИНУ.

Благодать и "злодать"
- ОТЕЦ Панкратий, каждый приезжает на Валаам со своей целью: кто - поклониться святыням, кто - просто развлечься, посмотреть. Но почти все отмечают там особую духовную атмосферу. Или, как говорят, ауру…

- Аура - понятие не православное. Мы называем то, о чем вы сказали, благодатью, имея в виду энергию, посредством которой Бог действует в нас. Благодать привлекается исполнением заповедей, молитвой, аскезой, праведной жизнью. Благодать сообщается святым людям, которые этой силой могли совершать чудеса. Благодатью освящаются даже неодушевленные предметы и целые местности. Мир, покой, желание помолиться возникают в душе при их посещении. И наоборот, там, где были языческие капища, где идолам или демонам приносились жертвы, иногда даже человеческие, до сих пор присутствует темная, отрицательная энергия, как бы "злодать". Видимо, подобно тому как при храме, даже разрушенном, стоит ангел, в этих мрачных местах витают демоны. Но, как мы знаем из житий многих святых, подвижники силою благодати изгоняли их.

- Но все-таки есть на Валааме особая энергетика? Не случайно, наверное, монастырь поставили именно там?

- Мы знаем, что места для строительства храмов и монашеского подвига без молитвы не выбирались. Но стать святым, приблизиться к Богу человек может в любых условиях. Путь к совершенству можно начать везде - об этом свидетельствует тысячелетний опыт Церкви, которая прославила в лике святых многих царей, патриархов, монахов, простых людей, таких особого рода подвижников, как юродивые, которые не имели ни дома, ни семьи, иногда даже одежды. Мы почитаем мучеников и исповедников, сохранивших верность Христу в нечеловеческих условиях тюрем и лагерей. Не место освящает человека, а человек, стяжавший благодать Божию, освящает его.

"Бригада" на паперти
- ЧИТАТЕЛИ "АиФ" спрашивают: кому из нищих стоит подавать милостыню? Известно, что многие попрошайки, в том числе и те, кто стоит у церкви, отдают свою выручку "бригаде".

- В Евангелии сказано: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут", поэтому когда мы помогаем кому-то, то и сами не остаемся без воздаяния. В житии одного святого есть история: как он шел по дороге и увидел лежащего прокаженного, который потребовал отнести его в некое место, вел себя дерзко, словно искушая старца. Когда же тот терпеливо исполнил все требования больного, "прокаженный" стал невидим, ибо это был Ангел Божий. Если мы оказываем милость только людям, которые, по нашему мнению, того достойны, это может служить оправданием нашему жестокосердию и скупости. Хотя рассуждение, конечно, необходимо. Один старец советовал давать милостыню всем, но понемногу.

- А если лженищие стоят на паперти у храма - вы их прогоняете?

- Нет, это как бы бесплатная аренда… (Смеется.) В Древней Руси паперти даже называли "нищевиками". У верующего должна быть возможность для доброго движения души: немного, но помоги. Мы не вправе судить нищего, даже если он большую часть денег вынужден отдать уличной мафии. Отдает не отдает - видно же, что человек все равно бедствует.

- Это на кого попадешь! Бывает, следом летит проклятие: "Мало дал!" И понимаешь, что, если бы человек на самом деле бедствовал, он был бы рад любой копейке.

- Согласен с вами. Со мной такое случилось в Троице-Сергиевой лавре, в бытность молодым послушником. Нас поставили выдавать свечи рядом с папертью. А перед этим старший монах проинструктировал: "Смотрите, не давайте много! Нищие увидят, что вы новенькие, и все на вас кинутся. Десять-пятнадцать копеек, не больше! На буханку хлеба хватит". Я дал первому нищему, который ко мне подошел, 15 копеек. И тут же получил эти деньги себе в лицо. Со всеми проклятиями и хулами: "Маме своей столько подай!" - и так далее. Ну что сделать? Терплю. Следующий подходит - опять то же самое. А третий меня поблагодарил… Хотя бы ради этого подавать стоило всем троим.

Вера и бизнес
- НАСКОЛЬКО, на ваш взгляд, допустим монастырский и вообще церковный бизнес?

- Монастыри создавались не для хозяйственной деятельности, а для того, чтобы исцелять души. Конечно, Церковь сама не должна заниматься предпринимательством, для этого существуют церковные предприятия, такие как, например, объединение "Софрино", гостиница "Даниловская" и т. д. До революции источником средств для существования монастырей, в том числе и Валаамского, были церковные имения: земли, доходные дома, рыбная ловля и т. п., - которые сдавались в аренду. Монахи также трудом своих рук создавали многое. Как сказал один старец, труд и молитва - как два весла у лодки. На Валааме действовали небольшие заводы - смоляной, кирпичный, свечной и кожевенный, несколько мастерских, была своя ферма. Сейчас мы восстанавливаем монастырское хозяйство. То же самое происходит и в масштабах Церкви - идет становление церковной экономики. То, что народ созидал веками, нам нужно восстановить за десятилетия.

- Это тяжелейший труд! Может, надо отреставрировать столько церквей, сколько необходимо, и служить там?

- Но как ходить по попранной, поруганной святыне? Разве можно оставаться спокойным, взирая на почерневший, разрушенный храм? Душа верующего не может такое терпеть. Приходится жертвовать последним. Мы на Валааме стараемся ограничивать себя во всем, лишь бы восстановить святыню. И некоторые священнослужители, может быть, слишком далеко заходят в своем рвении…

- Многие-то как раз видят не это рвение, а внешнюю, праздничную сторону жизни. Некоторые читатели недоумевают: почему церковная элита ездит на "Мерседесах", зачем столько золота и драгоценных камней в убранстве и облачениях? Может, лучше все-таки не смущать души?

- Автомобиль для первых лиц Православной церкви - чисто представительская вещь. Было бы странно, если бы патриарх ездил по Москве на "Жигулях". Или, скажем, храм Христа Спасителя. Это главный храм России, символ величия Русской православной церкви, отражающий ее роль в нашей истории, культуре, государственности. Ну а на более низком уровне, в повседневной церковной жизни, конечно, все должно быть намного скромнее… То, что вы принимаете за золото и драгоценные камни, произведено на предприятии "Софрино", которое старается следовать образцам церковного искусства, складывавшегося веками. Храм Божий очень много значил для русских людей, и они старались дать ему самое лучшее и прекрасное. Однако материалы, из которых сейчас изготовлены церковные украшения, стоят недорого. Это вызвано необходимостью, иначе сотни храмов стояли бы пустыми.

- Скажите, пожалуйста, если кто-то наживает деньги неправедным путем, а потом жертвует их, - этот человек тем самым искупает свои грехи? В каком положении оказывается Церковь, когда получает из рук мошенников "грязные" деньги?

- Для Церкви есть средства, так сказать, запретные. Священники - не такие уж прозорливые люди, и спрашивать каждый раз, откуда пожертвования, невозможно. Но, конечно, если священник знает, что деньги добыты преступным путем - наркотиками, разбоем, проституцией, - он не должен их брать. Они во благо не пойдут.

Ну а что касается обычного бизнеса - мы знаем, что могут быть и нарушения. Однако Церковь - не налоговая инспекция. Мы не можем спрашивать с прихожанина: а все ли у тебя чисто с отчетностью, дебет с кредитом сходятся до копеечки? Это было бы странно, если не оскорбительно. Государству нужно создать такие условия, при которых не было бы необходимости идти на нарушения налогового законодательства. Тогда будут меньше грешить.

- Есть ли в православии иерархия грехов? Что является самым страшным злом, что меньшим?

- Апостолом сказано, что нарушающий одну заповедь нарушает все. Есть смертные грехи, которые вопиют к небу. Вспомните Содом и Гоморру, Каина, Иуду-предателя. И есть грехи, совершенные по немощи, повседневные. Например, чревоугодие, болтливость, пьянство, нарушение поста. Однако, как сказал один святой, мелкие грехи подобны мешку с песком: могут утянуть на дно, как большой камень.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Панкратий (Жердев)
Все статьи Епископ Панкратий (Жердев)
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
22 июня
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.06.2024 12:37
О «патриотическом социализме»
Новый комментарий от С. Югов
22.06.2024 12:10
Не наступить бы на ватиканские грабли
Новый комментарий от Павел Тихомиров
22.06.2024 11:20
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.06.2024 11:03
Исторический контекст отрицания «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
22.06.2024 10:40
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
Новый комментарий от Анатолий Степанов
22.06.2024 10:32
Просвещение общества русской историей
Новый комментарий от Игорь Бондарев
22.06.2024 08:24