В прежние благословенные для отечественной хореографии времена новые балеты появлялись с завидной регулярностью. От той поры остались лишь воспоминания... А вот в Казани решили рискнуть. И появившийся недавно балет "Сказание о Йусуфе" выдвинут на соискание Государственной премии Российской Федерации. Сюжет, который бы более подходил казанскому театру и к местной политико-культурной ситуации, и представить невозможно. Библейский миф об Иосифе Прекрасном (в коранической традиции Йусуф Верный) в равной степени принадлежит христианской и мусульманской конфессиям. Либретто Рената Хариса опирается на литературный памятник булгаро-татарской поэзии XIII века - поэму Кул Гали "Книга о Йусуфе", известную в Татарстане буквально в каждом доме. Зависть и злоба братьев, предательство - все предстоит пережить пережить главному герою. Но он с рождения отмечен Всевышним, а потому неуязвим для людских козней и греха... Автором идеи балета и его драматургии выступил петербургский хореограф Николай Боярчиков. Казанский композитор Леонид Любовский создал партитуру, которая отличается богатым симфоническим звучанием. Роскошь сценографии (киевские мастера Андрей Злобин и Анна Ипатьева) заставляет вспомнить художников-мирискусников еще первого дягилевского призыва. Кстати, создательница костюмов Ипатьева - правнучка самого Николая Бенуа. Собственно постановку осуществлял Георгий Ковтун, необычайно плодовитый украинско-питерский балетмейстер. Спектакль по-восточному цветист и "многословен", насыщен виртуозными танцами. Труппа Казанского театра вполне оправдывает репутацию одной из самых востребованных и у нас, и на Западе. В многочисленных массовых сценах слаженно работает кордебалет. Среди разноплановых сольных партий запоминаются драматичная роль Фараона (Денис Мочалов), прихотливо-акробатическая пластика Скарабеев (Ольга Алексеева и Бахытжан Смагулов) и особенно прочтение роли Зулейхи Еленой Костровой. Тем ярче, по контрасту, воспринимается финал: духовное очищение Жены фараона передает ее скорбно-отрешенный "танец рук". А самое точное попадание - выбор исполнителя на главную партию. Нурлан Канетов - юноша безупречного сложения, с лицом, словно срисованным с восточных миниатюр. У него редкий дар изысканной пластики, за которой угадывается утонченный внутренний мир. В сочетании со сложной современной техникой это дает удивительный эффект. Авторы намеренно приближают образ Йусуфа-Иосифа к евангельскому Иисусу, насыщая балет христианскими символами - прежде всего мотивом всепрощения, таким актуальным в сегодняшнем более чем неспокойном мире.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна