Руководителю ИНК Ахмаду Чалаби пришлось оправдываться за своего "вице": "В Ираке не будет исламской теократии, однако религиозные партии, конечно же, сыграют заметную роль в будущем страны".
"Ираку нужна новая конституция, которая бы удержала религиозные партии от создания исламского государства, - считает Чалаби. - Это будет либеральная конституция, при которой произойдут всеобщие выборы". На это рассчитывают и американцы - не для того они свергали Саддама, чтобы его место заняли аятоллы по примеру соседнего Ирана.
Одержав военную победу над режимом Хусейна, американцы вполне могут уступить в политических баталиях вокруг будущего Ирака. США не скрывают, что хотели бы создать на Ближнем Востоке "эталон демократии". Проблема только в том, что сами иракцы, похоже, не торопятся стать "демократической витриной".
Сначала "граждане освобожденной страны" вынесли все, что могли, из брошенных президентских дворцов, музеев и квартир зазевавшихся соседей. А теперь иракцы стараются навести порядок на улицах собственных городов. Пока что успешнее других борются с преступностью, голодом и мусором "народные дружины", созданные при многочисленных мечетях. Именно они и являются сейчас реально действующей местной властью. Своего рода "религиозная полиция". Отсюда недалеко и до "стражей исламской революции".
На прошлой неделе традиционная пятничная молитва в Багдаде завершилась многотысячной демонстрацией, самыми популярными лозунгами на которой стали: "Америке - нет!" и "Ираку - законы шариата". Когда порядок у местных жителей ассоциируется исключительно с исламским духовенством, иракцев не так-то просто будет убедить в преимуществах демократии.
Американцев пока что подводит провозглашенный Пентагоном принцип "Закончим войну - займемся порядком". Подводит во второй раз. В Афганистане они также отдали наведение порядка на откуп своим союзникам из антиталибской коалиции. А в итоге амбициозные полевые командиры диктуют властям страны правила игры. Президент Хамид Карзай - светский политик, ориентирующийся на Штаты, - чувствует себя хозяином лишь в Кабуле, да и то не во всех кварталах.
Вместе с талибами ушло в прошлое хоть какое-то подобие централизованной власти, зато постепенно возвращается талибский отчаянный исламизм. В Кабуле запрещают иностранные сериалы, в провинциях восстанавливают суровые законы шариата, женщин вновь заставляют кутаться в чадру. Афганцам, впрочем, западной демократии и не обещали. Зато обещали иракцам.
"Разумеется, нам необходимо исламское государство, - откровенничает в интервью агентству Рейтер 35-летний шиит Саид аль-Хашеми. - В исламском государстве не будет воровства, не будет хаоса". Профессор университета в Мэриленде Шибли Тэлами считает, что "религиозные группы могут очень быстро обеспечить народную поддержку, быстрее других организуются и распространяют в массах собственную идеологию".
Вакуумом власти в Ираке успешнее всех воспользовались духовные лидеры местных конфессий. Саддам создал в стране светскую диктатуру. Но с ее падением выяснилось: самыми авторитетными людьми в Ираке являются священнослужители, которые не питают особых симпатий к Западу.
США могут как угодно долго сохранять свой военный контингент в Ираке, но это отнюдь не гарантирует победы на будущих свободных и демократических выборах проамериканских политических сил. 60 процентов иракцев - шииты, которые во времена Саддама были лишены возможности занимать заметные государственные посты. Сейчас у шиитов велико желание восстановить справедливость, отомстив суннитам за прежние обиды. Шиитов поддерживает соседний Иран, американцы же стараются сохранять в межконфессиональных спорах нейтралитет.
Правда, по мнению эксперта по Ближнему Востоку в американском Heritage Foundation Джеймса Филипса, "если шииты в Ираке получат всю полноту власти, то на помощь своим братьям-суннитам могут прийти Саудовская Аравия и Иордания". Ахмад Чалаби, который станет "самым главным иракцем" во временной администрации, между прочим, исповедует шиизм. Он, правда, называет себя "светским человеком", но суннитам от этого не легче.
В любом случае американцам придется непросто. В Вашингтоне, возможно, даже не предполагали, насколько быстро иракцы прекратят праздновать свержение Саддама и займутся поиском новых лидеров. Займутся самостоятельно, не дожидаясь советов от освободителей.