Надежды мусульман совершить спокойное паломничество нередко омрачаются действиями специализирующихся на организации хаджа компаний. Саудовская газета "Араб ньюс" рассказала, как фирма "Шамс Уль-Худа хадж групп" обманула сразу 500 паломников-иностранцев, проживающих в Саудовской Аравии. Владелец компании Сулейх Аль-Маадави собрал 300 тыс. риалов (80 тыс. долларов) и скрылся с деньгами. Полиция быстро нашла его, и 380 человек все-таки отправились в хадж, а остальные 120 получили деньги.
Этот случай далеко не единичен. Халед Ас-Сулейми, возглавляющий департамент по делам паломников, заявил, что за нарушение обязательств за последний месяц были закрыты 25 компаний и поступили жалобы на 60 из 415 местных фирм, имеющих правительственные лицензии на организацию хаджа. Жалобы паломников рассматривает специальный комитет в составе представителей Министерства хаджа, внутренних дел и торговли, который накладывает штрафы на владельцев - от 1,5 до 5,5 тыс. долларов. Саудовские власти тщательно контролируют деятельность подобных компаний, которым с этого года приходится вносить значительный гарантийный депозит (27-55 тыс. долларов) для того, чтобы получить лицензию.
С мошенничеством и нечистоплотностью турфирм паломники сталкиваются не только в Саудовской Аравии. В конце прошлого года, например, несколько сотен египтян застряли в Джидде, поскольку направившие их компании не заплатили за авиабилеты. Писалось и о другом скандале: сразу в нескольких странах фирмы продавали специальные визы для совершения хаджа, которые саудовские посольства оформляют бесплатно. Наиболее часто жалуются паломники на нарушения условий договоров, связанных с проживанием, транспортом, питанием. В зависимости от уровня комфорта существует несколько категорий поездок паломников - от класса "люкс" (проживание в номерах пятизвездных гостиниц с видом на Каабу, поездки на лимузинах и т.д.), доступного только толстосумам, до койки в палатке на 40 человек на краю долины Мина с холодным завтраком и передвижения в переполненных автобусах. В любом случае паломничество иностранцам обходится не менее тысячи долларов. По оценкам, каждый хадж приносит владельцам компаний, организующих религиозный туризм, более 2 млрд долларов.
При этом саудовские власти, выполняющие обременительные, но почетные обязанности служителей двух святынь, несут огромные расходы по приему единоверцев, обеспечению их безопасности, комфорта, организации медобслуживания и т.д. За последние 20 лет только на модернизацию и расширение инфраструктуры хаджа правительство потратило 19 млрд долларов. Строительство гигантского палаточного лагеря, открытого в этом году в долине Мина, обошлось в 800 млн долларов.