- Ваше Высокопреосвященство, в то время как для современной Европы Рождество остается древнейшим традиционным праздником, в постсоветской России оно стало официально отмечаться сравнительно недавно. Целые поколения выросли вне традиции рождественских празднеств. Если для православного христианина смысловым центром Рождества является праздничная литургия, то человек нецерковный (а таких у нас, безусловно, большинство) находится в некотором затруднении. Что бы вы могли посоветовать тем, кто далек от храма? Как им отмечать Рождество?
- Очевидно, что тем, "кто далек от храма", по идее, не имеет смысла советовать, как им отмечать Рождество. Они усвоили советскую традицию отмечать Новый год с заимствованными от праздника Рождества обычаями: украшенные елки, подарки детям, поздравления близким. Конечно, эта традиция несравнима с духовной радостью, которая переполняет верующее сердце в рождественскую ночь, когда мы собираемся в храмах, чтобы прославить Богомладенца Христа.
Не случайно один из отечественных мыслителей XX века справедливо заметил по этому поводу: "Православию не обучаются, в него входят и живут в нем". Тем же, кто стремится вернуться к духовным истокам православной жизни, мы можем посоветовать, что следует помнить о духовном смысле этого великого христианского праздника. (К сожалению, для современной Европы Рождество фактически утратило свой истинно духовный смысл.)
Не обременяйте себя суетными хлопотами, пусть у детей будет так, как принято было встарь: рождественская елка, праздничный стол. Главное - постарайтесь приобщиться к общей радости праздника. Не все могут прийти в храм на ночную рождественскую службу, но рождественское патриаршее или в некоторых епархиях архиерейское богослужение теперь транслируется по телевидению и радио.
Утром всем доступно прийти в храм. Послушайте рождественские песнопения, это даст вам силы сохранить мир и благоволение в душе - наш дар, который в этот день мы можем принести Христу-Младенцу.
- Светское общество в России живет по григорианскому календарю, между тем как Русская Православная Церковь пользуется юлианским. В результате Новый год у нас отмечается раньше, чем Рождество. Особенно болезненно воспринимают этот разнобой верующие - они ведь еще постятся, в то время как люди нецерковные (особенно молодежь) зачастую празднуют Рождество 25 декабря. Как можно разрешить эту коллизию?
- Коллизии между церковным (юлианским) и государственным (григорианским) календарями для верующих не существует. Верующие празднуют Рождество и, поверьте, болезненных переживаний по поводу того, что 31 декабря обходятся без мяса, не испытывают. Уважая общепринятую, установленную государством дату, 31 декабря во многих храмах Русской Православной Церкви вечером совершаются предновогодние молебны. Верующие молятся о ниспослании благоденствия и мирного жития в новом году, благодаря Господа за пережитый год. Православные в России празднуют Рождество 7 января. Что касается людей нецерковных, то они вольны выбирать праздники по своему вкусу.
Надо вспомнить, что не только в России, но, скажем, в Китае, Малайзии, Японии и во многих других странах традиционные календари расходятся с официально принятым григорианским календарем. И никакой коллизии не возникает. Новый год отмечают по традиционному календарю, а не 1 января.
- Как Церковь относится к святочным народным традициям, колядкам, гаданиям?
- К святочным народным традициям - обычаю "христославить", петь колядки - Церковь относилась и относится по-доброму. Но эти традиции за годы советской власти были, к сожалению, забыты.
По крупицам их собирали филологи и этнографы, теперь есть тенденция создания певческих коллективов. Например, в нашей епархии в дни Святок стали традиционными рождественские концерты. К гаданиям, унаследованным от язычества, отношение однозначно отрицательное.
- Как вы относитесь к тому, что сугубо христианский праздник Рождества Христова объявлен в Российской Федерации - стране многонациональной и многоконфессиональной - государственным? Не является ли это оскорблением чувств верующих других традиционных для России религий?
- Следует уточнить: Рождество в свое время было объявлено всего лишь нерабочим днем, а не "государственным праздником". Россия - действительно страна многонациональная, где на протяжении нескольких веков сосуществуют четыре мировых религии: православие, ислам, буддизм, иудаизм. (С выходом Польши и Прибалтики из состава Российской империи католичество и лютеранство утратили свою исторически культурообразующую роль.)
Нельзя забывать, что русские составляют не только арифметическое большинство населения страны, но исторически являются нацией, образовавшей государство Российское. И если насильственно прерванная революцией духовная традиция возрождается, почему это должно оскорблять чьи-то чувства?
Чувства православных никак не будут оскорблены, если в Татарстане мусульманский праздник Ураза-байрам объявят нерабочим днем (что фактически и происходит). Духовное образование и воцерковление тех, кто осознает себя причастным к православию, - дело Церкви, но для власти в государственно-церковных отношениях несущественно, как часто граждане, считающие себя православными, посещают богослужения или причащаются. Существенным является ценностная ориентация значительной части населения, которую из современного российского общества не исключить и с умонастроением которой необходимо считаться.
Ну а уж если кого-то оскорбляет сам факт, что православное Рождество - нерабочий день, так ведь никому работать в этот день законом не запрещено.
Кроме того, обратите внимание и на международную практику. США - не менее поликонфессиональная и многонациональная страна, чем Россия. И Рождество там является государственным праздником. Та же картина в Европе. Например, в Великобритании свыше девяти миллионов мусульман, во Франции их шесть миллионов, а в Германии многомиллионная община иудеев, тем не менее никого государственный статус праздников Рождества, а также последних дней Страстной седмицы и Пасхи не возмущает и тем более не оскорбляет.
Марк Смирнов