Восстановить саратовский кафедральный собор Александра Невского, разрушенный в 1940-х годах, взять православную семинарию на бюджетное финансирование и вернуть РПЦ принадлежавшие ей здания и земли пообещал губернатор Дмитрий Аяцков на встрече с архиепископом Саратовским и Вольским Александром.
Это первая встреча светского и православного лидера области с тех пор, как со стен балтайской церкви был смыт лик Дмитрий Федоровича, изображенного в виде святого.
На совещание созвали членов правительства, районных глав, ректоров вузов и священников с мест. Встреча одновременно стала презентацией нового Дома приемов губернатора. Раньше в старинном особняке Шмидта помещалась обкомовская гостиница. В начале 1990-х партийных бонз отсюда выгнали и отдали чудесный домик детям, больным церебральным параличом. Потом бонзы вернулись. Детсад для страдающих ДЦП сослали на окраину. Особняк на несколько лет закрыли строительным забором. И не зря. Вид дома, где не стыдно принять гостей самому губернатору, пагубно влияет на нервную систему рядового гражданина. Столь богоугодная обстановка обязывает: Дмитрия Федоровича величали не иначе как "его превосходительство губернатор", и речи здесь произносили эпохальные.
- Сегодня мы видим процессы, чуждые церкви и государству: развелось много сект, мормонов, ведь на планете идет борьба цивилизаций. Велика трещина между интеллигенцией и церковью. Но для православного духовенства должны быть открыты двери школ, вузов и предприятий. Тогда народ будет отдавать деньги на возрождение религии добровольно, с удовольствием, - заявил Аяцков, и добавил, - сегодня в такой поддержке нуждается наш президент.
Секретарь областного совета по общественным отношениям Борис Шинчук продолжил с библейским гневом:
- Мы должны противостоять экспансии иноверцев через укрепление РПЦ. В области 92% жителей - православные, если руководствоваться национальным признаком - славянской национальностью, - сказал Борис Леонидович. - Большинство иноверческих конфессий (католики, лютеране, баптисты, кришнаиты, иудеи) управляются из-за рубежа. Их руководство весьма далеко от идей русского патриотизма. В прошлом году в области находилось 100 иностранных проповедников, даже один негр-католик из Ганы! Они располагают неограниченными средствами для аренды помещений и издания книг, содержание которых, что самое страшное, непрофессионал не может отличить от православия. Применяются демократические приманки для прихожан, например распевание псалмов на современный мотив. Вступление в подобную организацию означает, что в сознании человека укореняется другая идеология и нетрадиционное мышление. Нарушаются устои государства: православие, соборность, народность.
- Нашествие иноплеменных проповедников - наша главная проблема, - сказал владыка Александр и чуть-чуть потосковал по советской власти, которая хотя православных батюшек и не любила, зато и чужих не пускала. - Иноверческий священник весь такой импозантный, блестящий, холеный, но он не отсюда. А наш ходит с нечесаной бородой, в которой чуть ли не кости рыбьи застряли, потому что пост, - но он свой, поэтому ближе и понятнее народу.
Дмитрий Федорович владыку поддержал: "Неважно, что у священника в бороде. Это человек, который несет окружающим свет". Еще губернатор предложил принять закон о нравственности, подобный Кодексу строителей коммунизма.
"Выродками" и "отребьем" назвал иноверцев ректор Государственной академии права, остепененный юрист Федор Григорьев. Закон о свободе вероисповедания растворился в атмосфере обкомовской гостиницы. Посланцы из районов поклялись бороться с импортным "злом, которое хочет нас духовно развалить". Но выразили осторожное опасение, что в случае успешной борьбы население останется вовсе без пищи духовной, так как православные батюшки по деревням не ездят. Батюшки немедленно пояснили, что по колхозам им мотаться недосуг, не о лекциях надо думать, а божьей силе.
- Церковь боится обмирщения, - считает владыка Александр. - Народу мы предлагаем то, что и тысячу лет назад. И ничего нового предлагать не будем, мы не секта.
Религиозная проблема в области уже обозначилась в начале нынешнего года, когда Саратов стал центром одной из новообразованных католических епархий. Еще тогда региональная власть с патриотическим пылом заклеймила "римскую веру", чуждую на земле немцев Поволжья.
- Очень хорошо, что светская власть встречается с духовными лидерами. Я рад, что православная церковь возрождается, - говорит католический епископ Клеменс Пиккель. - Но при этом надо соблюдать закон. Печально, что католики, лютеране и другие конфессии подобного внимания власти не удостоились. Те, кто выступает против католиков, просто не разбираются в делах церкви. Я сочувствую таким людям, ведь они родились в Советском Союзе, где понятия веры были перевернуты. Десять лет свободы, видимо, слишком мало.
Восстановить храм Александра Невского - мысль интересная, а главное, свежая. Губернатор уже сказал, что эта стройка станет "вторым храмом Христа Спасителя". Сходства действительно много. На месте саратовского собора также стоит спортсооружение - стадион "Динамо". Тем не менее финансирование строительства храма Александра Невского и семинарии в ближайшем будущем невозможно. "Бюджет области на 2003 год уже практически сформирован, - сказал первый вице-спикер Владимир Чуриков. - Основные средства будут направлены на зарплату бюджетникам. Денег на восстановление собора нет". Неизвестно, исполнятся ли обещания губернатора, но Дмитрий Аяцков и владыка Александр уже заявили, что конституционная норма о разделении церкви и государства устарела.
Саратов