Первый художник последнего Рима

Дионисий в Третьяковской галерее

В залах Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка "Дионисий, живописец пресловущий", посвященная 500-летию фресок в Ферапонтовом монастыре. Комментирует СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.
Росписи нового монастырского собора в честь Рождества Богородицы Дионисий с двумя сыновьями выполнил за месяц с небольшим - с 6 августа по 8 сентября 1502 года. По-видимому, это была его последняя работа, потому что после нее его имя полностью исчезает из всех свидетельств, уступая место именам его сыновей. За плечами у престарелого иконописца была слава и завидная карьера, в которой нашлось место прекрасным заказам и от великого князя (иконостас Успенского собора в Кремле), и от видных иерархов, и от уважаемых монастырей. Получал хорошие гонорары - так, за иконописные работы в ростовском соборе в 1488 году митрополит заплатил дионисиевой артели 100 рублей (это в то время, когда на один-единственный рубль можно было широко жить как минимум месяц). По-видимому, работал очень плодотворно.
"По-видимому" - потому что сохранилось от него немного. Из 50 икон, представленных на выставке, безусловно дионисиевских меньше половины. Показанные книги и лицевое шитье тоже имеют довольно отдаленное к мастеру отношение. Другое дело - сами фрески, чудом сохранившиеся почти без повреждений и без более поздних записей. Их на выставке, правда, по понятным причинам показать не смогли, выставив взамен копии из собрания Третьяковки, в том числе доминирующую над выставкой модель центрального свода в масштабе 1:1 с изображением Вседержителя.
В целом набор экспонатов действительно впечатляет поодиночке, но за лесом художественных впечатлений встают деревья досужих вопросов - вот исполнилось полтысячелетия фрескам (и, вероятно, кончине мастера тоже), и никто не знает, какое место Дионисию отвести в современной картине национального прошлого. Ведь у репутации Дионисия (социально-идеологической, а не художественной, хотя последняя и была для искусствоведов предметом спора, но споры эти были в основном специальные) - судьба сложная и невеселая. С Андреем Рублевым все было яснее. Яснее судьба, яснее атрибуции, яснее мировоззрение, яснее творческая генеалогия. Да и сама его фигура, хотя это скорее парадокс: биографических свидетельств о Рублеве меньше, чем о Дионисии.
А Дионисию не так повезло. Во-первых, летописи летописями, а своего легендарного и препрославленного шедевра - своей Троицы - у художника не было. Только в 1910-е годы художественная общественность внезапно открывает для себя Дионисия, но черед настоящих исследований пришел только в сильно послереволюционное время. И тут уже Дионисий начинает обрастать совершенно ненужными легендами. Точнее, они были нужны, но отнюдь не для понимания его творчества, а для того, чтобы можно было об этом творчестве безбоязненно писать в учебниках или смело толковать на кухнях. Что говорить об учебниках, если даже Дмитрий Сергеевич Лихачев в 1946 году вынужденно блистал следующей логикой: 1) у Дионисия фигуры величавых пропорций - значит, осознается рост государства; 2) люди изображаются нарядными и спокойными - значит, упрочняются представления о достоинстве человеческой личности; 3) изображается "рождение" и "младенец, играющий на руках у матери" (уникальные сюжеты для иконописи, что и говорить),- значит, возвышается значение семьи. Несколько позже бывали и более рафинированные гипотезы. Например, что Дионисий был адептом модной в Москве о ту пору ереси, которую легким движением исследовательской руки превращали в местный филиал итальянского Возрождения. Оттого-то, дескать, и монахом не был, оттого и баранину в монастырях кушал и умело лавировал между осифлянами и нестяжателями. И прочие интеллектуальные построения, по своему хитроумию и полной бесплодности сделавшие бы честь Умберто Эко.
Глядя на иконы Рублева, можно сколько угодно возводить его к античной традиции - не только стыдно не будет, но даже какая-то спекулятивная научная ценность, глядишь, образуется. Дионисий - дело другое, и нужно быть совсем отчаявшимся в своей познавательной способности человеком, чтобы провести хоть какую-то параллель между ним и его флорентийскими современниками. Эти плоскостные, абсолютно бестелесные святые, одетые в условно-декоративные наряды, опровергают любую мысль о развитии реализма. Такое торжество бестелесности даже к Византии подверстать трудно, потому что и там ведь бывали свои ренессансы, и на одном из них Византийская империя и кончилась. Но Дионисий - не аскет: в нем не чувствуется строгости, сухости и, самое главное, самоограничения. Он уважает канон, но мнет и гнет его, когда этого требует элементарная живописность,- это очень заметно по композиции тех же фресок, и, наверное, это же самое вменяли Дионисию тогдашние арт-критики в рясах, называя его "не точию иконописец, паче же живописец". Будь это любой другой иконописец, осталось бы это на его совести, и дело с концом. Однако Дионисий - не любой другой, а первый из крупных русских живописцев, сформировавшихся после крушения Византии и без оглядки на нее. То есть первый художник того самого Третьего Рима. Не то чтобы это было многообещающее начало. Более того, трудно утверждать, что это вообще было начало, а не прекрасный, полный обманчивой гармонии декаданс. Вряд ли безосновательно утверждал в свое время Павел Муратов: "После Дионисия древнерусская живопись создала много прекрасных произведений, но Дионисиева мерность и стройность уже никогда более не были ей возвращены".
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
С. Ходнев:
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы
Последние комментарии
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Андрей Козлов
31.03.2019
Форум ещё лучше и быстрее
Новый комментарий от Евгений Х.
31.03.2019
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от София7
31.03.2019
Вирус и Вера
Новый комментарий от София7
31.03.2019
Кураев: Самое ценное не Бог, а человек
Новый комментарий от Юрий Светлов
31.03.2019
Карантин или пост?
Новый комментарий от электрик
31.03.2019