Землю - христьянам

Религия 
0
196
Время на чтение 6 минут
Последнее время много разговоров вокруг возвращения церкви земельных угодий. Словечко к этому делу диковинное прилепили - "реституция". И есть опасения, как бы в "это самое" не вылилась вся затея.
Вернуть угодья с крепостными?
Помню, где-то году в 92-м, во времена "большой дележки", мне позвонил наш архиепископ и велел отправиться в район, на осмотр земель. Те земли предполагались к передаче в ведение епархии. Разговор был буквально следующий: "Поезжай, посмотри. Нам отдают четыре деревни с окрестными угодьями". И тут я осмелился невзначай ляпнуть: "Как, владыко, прямо с крепостными?" - чем привел архиерея в крайнее замешательство. Последовала долгая пауза, после которой его высокопреосвященство сказали: "Вообще-то нам это не нужно" - и положили трубку.
За десять прошедших лет вопрос этот ни разу не всплывал на местном, так сказать, уровне. Я, например, не дождался прихода ко мне местных чиновников с предложением взять пустующие земли для обработки и сельскохозяйственного использования. Сам же, откровенно сказать, тоже не особо шевелился: и без земли забот хватало. Да и какие из москвичей сельхозпроизводители. Мы на своих придомных десяти сотках картошки "два мешка сажали - один выкапывали". Что же касается прихожан, то на приходах в провинции до недавнего времени никого, кроме старушек, не видывали. А они и так батюшке со своих гряд по ведерку принесут.
Однако "таперича не то, что давеча", за десять лет столько "россиян" бездомных и бесхозных в Центральную Россию понабилось, что это невиданно. А нероссиян - и того больше. У нас вон таджики босопятые понаберут тепличной пленки по помойкам, палаток понаделают, да и зимуют в лесу с малышами. Круглый год в рваных кедах не по размеру на босу ногу топчутся на рынке у вокзала с протянутой рукой и лопочут по-своему, поди разбери, что надо. Паспортная служба запарилась переселенцев регистрировать. Когда ни придешь к ним, хоть ночью - все у дверей толпа народу. Я для своего пятнадцатилетнего парня второй год паспорт не могу выправить, так и ездит всюду лоб здоровый со свидетельством о рождении. В общем, понаехали. И обсели церкви, обступили площади, вокзалы, подземные переходы, освоили рынки и базары и всюду побираются, от мала до велика. И когда я устал кормить эту ораву и без конца снабжать их нужды церковными деньгами, то решил: пусть-ка они сами себя прокормят. И задумал построить тепличку, чтоб и кормить, и места рабочие создать хоть для некоторых из тех горемык, которых житейское море ежедневно толпами прибивает к нашему всехнему порогу. И вот тут-то выяснилось, что земли нет. Городские земли давно поделены, это понятно. Но и пригороды все распроданы "ими же веси судьбами", всеми правдами и неправдами, под шумок депутатских баталий. И найти клочок подходящей земли с инфраструктурой под теплицу оказалось для меня задачей неразрешимой: желавшие дать не имели прав, а имевшие не хотели или, наоборот, хотели, но слишком много.
Так провисла моя идея. Вроде земли наши - давно пустырь, ан хозяева-то есть. И то, что затеяно сегодня под "этим" названием, в действительности имеет название другое: передел собственности на недвижимость. К чему приведет этот передел? Я думаю, все к тому же: новый анонимный собственник займет место прежнего, и только.
Битвы "за веру"
Однако, говоря о возвращении церкви, а именно РПЦ, "ее собственности", и в частности земельных угодий, надо, я полагаю, предварительно кое-что прояснить. Так сказать, договориться о понятиях. Итак. Во все века, будучи единым организмом, церковь постепенно все более превращалась в организацию по мере развития юридической стороны в отношениях между отдельными своими "субъектами": епархиями, монастырями и приходами. Не здесь и не сейчас, в рамках газетной публикации, решать, насколько правым, правомерным был путь, по которому пошло развитие внутрицерковных отношений. Выбор - любовь христова или любовь к порядку - людьми, как правило, делается в пользу порядка, так проще. Но став постепенно юридически и дисциплинарно единой, церковь - осознанно или нет - избегала единства экономического. Что, будучи парадоксом, именно помогало ей, уже окоснев до организации, все-таки оставаться живым организмом - телом Христа, - так как возможность корысти в отношениях между начальствующими и подчиненными все-таки не могла стать самодовлеющей.
Поэтому, говоря о "собственности церкви", говорим о несуществующем. У церкви никогда не было единой, общей собственности, да и не могло быть, ибо церковь - это сам Христос, нищий проповедник, с которого нечего было взять. Общецерковная собственность - это миф, выдуманный бесноватым Лениным ради заключения церкви в красное колесо большевистского террора. На самом деле церковная "собственность" всегда была достоянием народа. Причем не "вообще народа", а именно общей собственностью людей, составлявших конкретную приходскую или монастырскую (что в принципе одно и то же) общину. Разница заключалась лишь в том, что собственностью приходской общины являлись предметы, ни к чему, кроме богослужения и церковного употребления, негодные, как то: церковные здания, утварь, богослужебные сосуды, а также свечки с подсвечниками, разные тряпки и, конечно, колокола. Отнимая церковные "ценности", коммунисты, святотатствуя (т.е. воруя у Бога), на самом деле грабили свой народ. И, в частности, тех живых и мертвых, кто, совершив свой вклад в церковную ризницу, знал и надеялся, что дорогая вещь, участвуя в богослужении и своей красотой радуя присутствующих, навеки утвердит память его среди живущих. Не то в монастырях: там люди жили, и им, живущим, человеческое было так же не чуждо, как и Божье. Потому и владели монастыри землями, угодьями и прочим: движимостью и недвижимостью. И вот здесь-то и начинаются те "две большие разницы", о которых, говорят, так любят поминать в Одессе.
Якобы анонимный собственник
Не знаю точно, когда церковь выдвинулась в крупные латифундеры - собственники земли. Думаю, процесс этот происходил постепенно, по мере учреждения монастырей либо на общинных землях, либо за счет княжеских угодий и, позже, царских даров. Есть интересное историческое свидетельство. По-видимому, именно второй способ приобретения земель оказал церкви "медвежью услугу", т.к. уже в XV веке вовсю шла горячая, борительная дискуссия между двумя "партиями", разделившими монашество условно на "подвижников" и "державников". И? как водится на Руси, дело доходило иной раз, может, даже до битв "за веру".
Суть же конфликта, экономическая, так сказать, подоплека? и сегодня остается все той же. "Подвижникам" земля нужна была для жизни на ней и прокормления от трудов своих рук. И именно на таких землях были явлены как подлинные чудеса Божьи, так и дивные плоды человеческого гения. Кто побывал на Соловках, Валааме, в Печерах псковских, киевских или хотя бы в Сергиевом Посаде, тот знает, о чем речь. До наших дней дошли легенды о выращенных соловецкими монахами дынях, арбузах и винограде - за Полярным кругом, без теплиц, электричества и современных технических ухищрений - разве это не чудо, пусть и рукотворное? В то же время "державники", каким предстает, например, Иосиф Волоцкий, получив земли в дар "вместе с крепостными", старались путем умножения собственности укрепить свои позиции "государства в государстве" с тем, чтобы иметь возможность влиять на власть. При этом нужно учесть их время: татары, смута, княжеская междоусобица. Каждый хотел, как лучше.
Современник Иосифа, православный подвижник Нил Сорский, обличая, указывал на прямое несоответствие монашеских обетов целям приобретения власти и богатства. Вот тогда-то в ответ и прозвучала идея великой Руси как православной державы, во имя национальных интересов которой можно, в том числе, и "погубить душу свою". Так произошла подмена ценностей в русском христианском самосознании. С того времени, и до сих пор задачей христианства на Руси стало не личное достижение каждым из живущих царствия небесного как жизненного исхода, но построение общего для всех православного царства. "Царства Божия на земле" (как выразился один из ныне здравствующих архиереев о сегодняшних "задачах" церкви), для достижения которого "все средства хороши" и можно пожертвовать в том числе самой сутью личного христианского подвига. Тогда-то и началось до сих пор продолжающееся строительство "светлого будущего", а дело личного спасения, как миссии церкви было до этого "будущего" отложено, возможно, навсегда.
Нынче, при теперешней власти, сбылась, наконец, вековая мечта "собирателей русских (в д. с. - церковных) земель". Церковь стала единым "лицом". Юридическим. И за этим лицом укрылся тот самый "анонимный собственник" всего имущества, принадлежащего "лицу", в том числе и церковных земель. Обнаружить, кто же этот аноним, не составит труда, если знать, где искать. Современная редакция устава РПЦ любому прочитавшему это поистине иезуитское творение укажет на высшее церковное начальство, как единоличных распорядителей всей полнотой прав на собственность. Что бы ни случилось в монастырях, на приходах, в церковных общинах, братствах и даже в епархиях, с правом на собственность при любых коллизиях происходит "возгонка вверх". Как во времена Уленшпигеля, когда всегда и за всех наследство получал король.
Поэтому лично я как христианин и приходской священник, живущий среди народа, ни "за" "реституцию", ни "против", ибо сама эта идея так же бессмысленна, как никогда не существовала "общецерковная" собственность. Возвращать или давать землю можно и нужно тем, кто придет на нее для того, чтобы жить, работать и умереть на ней. А называть это можно "реституцией", или... "хоть горшком...". "ЗЕМЛЮ ХРИСТЬЯНАМ" - никогда?
г. Обнинск
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Чекрыгин
Джип небесный
Калужская епархия решила бороться с бедностью
27.11.2003
Власть залезла в церковную кружку
Служителей Господа обложили налогом
31.01.2002
Все статьи Протоиерей Олег Чекрыгин
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от С. Югов
26.12.2024 10:11
Игорь Стрелков попросил суд освободить его из колонии
Новый комментарий от Vladislav
25.12.2024 23:18
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2024 21:00
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от влдмр
25.12.2024 20:46
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:51
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.12.2024 19:50
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:34