Золотая клетка

Уральский священник усыновил 28 детей. И взял под опеку еще 22 ребенка. А еще он выстроил для них город. Этакий православный Ватикан - со своей системой жизнеобеспечения, образования и охраны.

Александра Самарина 
религия 
0
01.07.2002 111
В поселке Саракташ, что в ста километрах от Оренбурга, возводится гигантский церковный комплекс: храмы, гимназия, приют... А через дорогу от него начинаются ?частные владения? отца Николая, состоящие из усадьбы с двумя флигелями (мальчики и девочки живут по отдельности), домовой церкви и сада. С улицы нельзя пройти на территорию ?владений? - калитка заперта намертво, и нет на ней ни звонка, ни примитивного молоточка, чтобы постучать. Только мелькает в глубине здания, за окнами, белый монашеский плат.
Самих детей показать категорически отказываются.
Пробую заговорить с мальчиками, показавшимися на улице. Сыновья Николая Стремского поворачиваются спиной и убегают. Вроде бы - обычные деревенские мальчишки, не страдающие избытком воспитанности. Вот только один из подростков почему-то привычным, как показалось, жестом закрывает курткой лицо.

Гимназисты в рясах

Накопившиеся неясности пытаюсь разрешить у настоятеля Обители милосердия отца Николая. Его нет. ?В командировке?, - отвечает секретарь Елена.
- Вы должны понять, - объясняет она, - здесь у нас почти монастырь.
Однако: среди ?усыновленных? - два десятка детей, которым батюшка приходится опекуном, за которых получает от государства деньги на содержание. Так почему бы, собственно, общественности - в лице журналиста - не поинтересоваться, как живут опекаемые младенцы?
Иду в единственное место в обители, где (по моим представлениям) не действует запрет на общение. Объект стопроцентного федерального подчинения - школа. Удается поговорить недолго с преподавателем Львом Борисовичем - 19-летним парнем, обучающимся здесь же, в духовном училище при гимназии. Говорит - признают детишки лишь папин авторитет, его одного слушаются беспрекословно. Видимо, молодому наставнику не слишком доверяют - в учительскую входят директор и военрук: ?Мы должны присутствовать...?
Обучаются в гимназии 70 человек, пятьдесят их них, понятно, братья и сестры Стремские. Утром мальчики, после обеда - девочки. Программа: в дополнение к базовой - предметы ?духовные? (от 60 до 100 часов в год в зависимости от возраста): жития святых, закон божий, катехизис и т.д. В классах - по четыре-пять человек, за порядком следит не только учитель: в дверях - зеркальные окошки, изнутри ничего не видно, зато снаружи можно вести ненавязчивое наблюдение.
Местные жители не спешат отдавать детей в гимназию Стремского, полагая духовное образование весьма ограниченным, предпочитают обычные светские школы.
Отец Николай истово блюдет нравственность и душевную незамутненность подопечных: в районо по секрету поделились смешной информацией - в учебниках русского языка батюшка вычеркивает слово ?кудесник?, как языческое, а в произведениях Гоголя, по понятным соображениям, - слово ?черт?. Что за образование у саракташского лингвиста-надомника? В Оренбурге, в комитете по связям с религиозными организациями, читаю биографию Стремского: единственное законченное очное образование - ПТУ, отделение экскаваторщиков. Узнаю заодно: в начале восьмидесятых отслужил два года в армии, и не где-нибудь - в Туркменистане.
Гимназия государственная, и начальствует здесь Саракташский отдел народного образования. Начальствует весьма условно: при мне сотрудница районо, попытавшаяся войти туда вместе с корреспондентом ?ОГ? - показать учебный процесс в действии, - была без церемоний выдворена за порог.
Детей совершенно явно изолировали - от кого? Что такого могут они рассказать постороннему человеку о своем житье-бытье? О чем проговориться? Закрытость несет в себе нешуточную угрозу.
- Года три назад, - рассказывает Олег Новиков, замначальника комитета, - здесь шестеро ребятишек заболели дизентерией. Врачей не впустили в дом - и тем пришлось обратиться за помощью в правоохранительные органы, доктора вошли в ?частные владения? под милицейским конвоем.

Крестный папа

К массовому усыновлению отец Николай приступил в начале девяностых, когда приехал в Саракташ вместе с женой, матушкой Галиной. Местные органы народного образования охотно давали разрешение, потому как священник пояснил - церковь содержит семью своего сотрудника независимо от ее размеров. Этого объяснения оказалось достаточно, хотя по закону усыновитель обязан предоставить документы о доходах. Однако чиновники во время дежурных визитов убеждались: усыновленные чувствуют себя превосходно, души не чают в приемных родителях.
Уточняю в Министерстве народного образования: насколько правомерны действия местных властей, безропотно дающих разрешение на усыновление одной семьей десятков детей?
- Никаких ограничений в законе нет, - поясняет начальник отдела усыновления Варвара Цехоня. - Органы опеки лишь проверяют, как живут дети, и, если все в порядке с жилищными условиями и с содержанием, дают разрешение.
Отец Николай, с которым удалось-таки поговорить - позже, по телефону, не видит в своем поступке странностей:
- Матушка Галина очень любит детей. Так получилось - взяли сначала двоих, потом еще нескольких. Пошла по округе молва, детей стали привозить к нам домой.
Изгнание репортера и чиновника из гимназических стен рассматривает как шалость подчиненных:
- Я их за это уже поругал... Даже и не знаю, что случилось. К нам постоянно ездят отовсюду. Мои дети очень доброжелательны, открыты.

Здесь будет город-храм...

Только ли моральное удовлетворение получает отец Николай от общения с детьми?
Отец Леонид, первый зам Оренбургского епископа, утверждает: Стремскому епархия деньгами не помогает. Однако тот не только содержит в сытости уникальное семейство. Который год уже идет в Саракташе невиданное строительство. На площадке храмового комплекса не смолкает рев грузовиков, и едва не выше колокольни взметнулась стрела подъемного крана. Планирует батюшка восстановить копию Оренбургского собора, снесенного в областном центре еще в тридцатые. Не очень понятно, кто будет посещать это исполинское сооружение на полторы тысячи человек - в Саракташе уже есть четыре церкви, и прихожан обычно набирается человек двадцать - тридцать.
Православный ренессанс в оренбургской глубинке, говорят в администрации Саракташа, оплачен деньгами Черномырдина, Вяхирева, ?Альфа-банка?. Плюс обильная помощь зарубежных фондов, в основном американских, финских и израильских...
Батюшка и сам бизнесмен из удачливых: в начале девяностых хорошо заработал на перепродаже автомобилей.
Есть у отца Николая еще один источник дохода. При Обители милосердия, как именуется комплекс, существует дом престарелых, личный состав которого - 25 старушек. Захожу в ?келью? - комнату в четыре квадратных метра. Хозяйка ?апартаментов?, бабушка Надя, рассказывает:
- Жила по соседству с церковью. Восемь лет назад зачастил ко мне священник, говорил: ?Ко мне мастер приехал с семьей, ему жить негде, переезжай ко мне в приют, а на меня две комнатки свои перепиши?. Я болела часто, и в конце концов он меня уговорил.
Сопровождающая меня послушница Катя торопит: ?Уходите...?
Сегодня почти все строения в квартале - ?церковные?. Живут там рабочие и послушники. Об этом поведал мне худощавый мужчина у калитки одного из домов, оказавшийся приезжим - оренбургский завод сантехизделий командировал его на строительство. Интересная деталь: зарплату получает он не от батюшки, а по месту службы.
Благотворительных денег, говорят, не хватает. Бесконечная стройка съедает огромные средства - одних рабочих здесь больше двухсот человек. Интересуюсь у Олега Новикова - что известно в областной администрации о финансовой стороне существования этого маленького православного государства?
- Достоверно не известно ничего, - отвечает, - по законам 1990 года ?О свободе вероисповедания? и 1997-го - ?О свободе совести и религиозных объединениях? РПЦ не предоставляет нам финансовых отчетов. Зато отец Николай, видимо, испытывая денежные затруднения, просит у нас сегодня 300 тысяч рублей на завершение строительства.

+ + +

Как сложится судьба усыновленных батюшкой детей? Семьи, в обычном понимании, здесь явно не получилось - скорее это комфортабельный семейный детдом. Однако - не слишком ли большой ценой оплачена сытость и ухоженность его питомцев? Да и разве нет у нас в стране достойных детских учреждений, где хороший обед и чистая простыня не требуют фанатичной преданности благодетелю и непременного приобщения к ценностям православия?
Грустно, но факт: в России, несмотря на провозглашенное отделение церкви от государства, демаркационная линия такого отделения не проведена. РПЦ кроит карту по-своему, бесцеремонно заползая на сопредельную территорию. Не отчитываясь ни перед кем и ни в чем.
Беспрекословное послушание - основной инстинкт обитателей саракташского Ватикана. Говорят, в кабинет благочинного можно войти, трижды постучавшись, - и только тогда изнутри доносится соизволение. ?Зазвездился наш отец Николай?, - считают саракташцы.
Единственная организация, представители которой могут в любое время не только постучаться, но и свободно пройти в двери обители, - местное отделение милиции. ?Если у вас будут проблемы, - сказали мне там, - заходите, поможем?. И добавили, попросив не называть источника: давно уже прослежены связи отца Николая с местными криминальными группировками, еще со времен автомобильной эпопеи, вот только фактов конкретных нет для привлечения его к ответственности.
Парадная сторона взаимоотношений двух главных силовых структур Саракташа: несколько лет назад здание местного ОВД было освящено, служители церкви ходили по кабинетам с кадилом, а на время таинства личный состав вывели во двор - милиционеры стояли в ожидании рядом с прибывшим на торжество тогдашним губернатором области Владимиром Елагиным. Все истово крестились.
Оренбургская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александра Самарина
Заложники компоненты
Множатся протесты против введения "Основ православия" в школах
15.09.2006
Оскорбление достоинства русской культуры
Чиновники "уплотняют" Андрея Рублева
11.03.2003
Свидетелей заказывали?
"Иеговистов" бить - Родину любить
04.07.2002
Золотая клетка
Уральский священник усыновил 28 детей. И взял под опеку еще 22 ребенка. А еще он выстроил для них город. Этакий православный Ватикан - со своей системой жизнеобеспечения, образования и охраны.
01.07.2002
Все статьи Александра Самарина
религия
Все статьи темы
Последние комментарии
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Олег В.
23.01.2022 01:55
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Кирилл Д.
23.01.2022 00:34
Социальные функции Церкви
Новый комментарий от Кирилл Д.
22.01.2022 23:56
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15