itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Этюд в агрессивных тонах

О том, за что россияне кидаются на ближних, бьют их и убивают, задал психологу Александру Донцову Борис Гордон

Общество 
0
123
Время на чтение 11 минут
О том, за что россияне кидаются на ближних, бьют их и убивают,
задал психологу Александру Донцову Борис Гордон
Борис Гордон

На днях мне сказали, что в нашем обществе здорово выросла агрессивность. Даже в спокойных и вроде бы элитных районах Москвы тебя вечерочком, попросив закурить, могут избить, если оной сигареты у тебя нету. И даже если есть, но рожей не понравился. В дни профессиональных праздников элитных родов войск бывает страшно зайти в метро: колонны молодых ветеранов в униформе вихрем врываются в вестибюль и на глазах у притихших милиционеров сшибают не увернувшихся пассажиров, а ?лиц кавказской национальности? опять же просто избивают

?Невозможно стало ходить по улицам?, - привычно выводит рука.
Стоп.
Может, и было невозможно? Разве пять, десять и двадцать лет назад на улицах не били? Разве не снимали с нас шапки, часы и куртки? Не буянили пьяные вэдэвэшники и морячки в парке Горького? Да, сейчас больше мордобоя на домашнем экране - но что, двадцать лет назад люди не приносили его из армии, из зоны, не вырастали с ним в семьях?
Участливые сослуживцы дают мне телефон декана факультета психологии МГУ, профессора Александра Донцова - уж он-то точно должен знать все. Звоню. А в башке вместо высоких материй - бытовуха.
- Сами-то давненько не натыкались на какую-нибудь агрессию? - спрашиваю я профессора.
- Давненько. Даже вспомнить не могу, когда был объектом агрессии.
- А свидетелем?
- Ругань, разговор на повышенных тонах наблюдаю часто. А вот мордобоя с криками, признаться, давно поблизости от себя не видел.
- Так, может, рост агрессии в нашем обществе - просто очередной миф, созданный прессой? - хватаюсь я за соломинку.
- Увы, нет. Рост зафиксирован великим множеством исследований. Многие из них свидетельствуют, что в обществе растет количество страхов. Какая ваша первая реакция на вопрос незнакомца, который час? Опросы показывают: самая первая реакция - шаг назад. Увеличить дистанцию до безопасной...

Смытые границы

- Корни роста агрессии в России понятны? - делаю я умный вид.
- Как вам сказать... Какие-то понятны. Очень многие формы социального поведения, которые были цензурованы, подзапретны, сейчас дозволены. Помните, как всех нас учили, что вот этого нельзя говорить в присутствии дам, а вот этого нельзя говорить на публике? А сейчас вы спокойно можете слышать ненормативную лексику по телевидению и по радио, видеть ее в газетах, причем отнюдь не только в бульварных. Жесткий социальный контроль за индивидуальной жизнью практически снят. Нормативы персонального поведения размыты.
- Вы говорите, границы дозволенного сместились, если вообще не исчезли. Патриотически настроенные граждане вам скажут: во всем виновато американское кино. Наш народ насмотрелся на суперменов, которые все проблемы решают автоматной очередью или мордобоем, вот у народа крыша и съехала. Вот вам и агрессия. Что скажете?
- Слышал, слышал. Мол, коллективное сознание - чистый лист бумаги, на котором кино и телевидение пишут все, что захотят. Я бы не преувеличивал. Да, демонстрация каких-то брутальных средств разрешения противоречий расширила представления многих о том, как можно решать вопросы. Да, эти способы хорошо встраиваются в склонность человека искать простые решения, понятного и конкретного врага. Но есть одно ?но?! Конкретный человек живет в своей семье на своих конкретных квадратных метрах, ходит на свою определенную работу, ест какую-то определенную еду - и вот это все для него гораздо более значимо, чем те образцы поведения, которые он видит в кино. Кино ведь в конце концов чаще всего фиксирует то, что уже произошло в обществе. Да и литература тоже. ?Леди Макбет Мценского уезда? вряд ли могла бы появиться в любой другой стране, кроме России.
- И уж ясно, что она не создавала стандарта разрешения конфликтов в этой стране, она просто его отразила. В ситуации, когда в Европе человека доводят до разорения, у нас его предпочитают убить. И всегда предпочитали. Царская Россия, будучи страной с очень низкой преступностью, лихо лидировала по числу убийств.
- Помните анекдот: ?Чтобы стать интеллигентом, надо закончить три университета?? Чтобы отказаться от нашего стандарта разрешения конфликтов - стране надо закончить еще три университета.
- Но согласитесь, списать нынешний рост агрессивности на ?мы по жизни такие? не очень-то убедительно. Я слышал более изящную версию: в России сейчас слишком многие живут с ощущением ?никогда?. Никогда не стану богатым и благополучным. А слово ?никогда? - страшное слово, оно способно подвигнуть на любую агрессию.
- Я не думаю, что у нас так много людей живут с этим ощущением. Советский период оставил в массовом сознании другой, совершенно ?мичуринский? подход к жизни. Не ждать милостей от природы и не знать особых запретов на способы достижения цели.
- Кино и ТВ эту вседозволенность только закрепляют?
- А они ли? Я помню, где-то в застойные годы аспирант из Латинской Америки защищал кандидатскую ?Война как фактор социализации детей?. Помню, я тогда страшно удивился: чтобы стать таким фактором, война ведь должна быть очень долгой? А аспирант мне ответил: так у нас она и идет уже десять лет. И вот у нас уже почти десять лет война. Была недавно еще одна кандидатская - в ней попытались сопоставить мотивы, по которым террорист может убить человека и боец элитного спецподразделения может убить человека. Выяснилось, что у террориста пять-семь таких мотивов, а у элитного гвардейца их четырнадцать-пятнадцать! Дело не в том, что завтра же этот элитный боец пойдет на улицу и кого-нибудь по любому из этих пятнадцати поводов убьет. Боже упаси! Весь ужас в другом: мотивационная основа совершения такого акта, как убийство, фантастически расширяется! Теперь посчитайте, сколько людей с такой расширенной мотивацией (и в прошлом - с легальной возможностью убивать и получать за это награды) скопилось в обществе за афганскую и две чеченские войны. А ведь у этих воинов есть друзья, родственники, есть или будут дети. Значит, все представления военного времени о ?можно-нельзя?, абсолютно неприемлемые для гражданской жизни, будут благополучно распространяться в обществе.
- Проще говоря, слишком многое стало нормой и агрессия тоже?
- Да. Насилие как допустимое средство достижения той или иной цели для многих теперь совершенно очевидная норма.

Наша цель - равенство

- А цель-то чаще всего какая, господин профессор?
- А вот тут очень хитрая штука. Предположим, вы на той неделе поругались с женой. И я, как психолог, вас спрашиваю: почему? Вы мне по полочкам раскладываете все причины; грамотно объясняете, что иначе и быть не могло, и вот вроде бы всем все ясно. Но тут я задаю вам следующий вопрос: зачем вы поругались с женой? Чего вы хотели достичь этим конфликтом? И вот тут возникает страшная пауза, вы приходите в замешательство и очень часто ничего не можете мне ответить.
- Стало быть, цели чаще всего нет? Вы это хотите сказать?!
- Наоборот, она всегда есть. Но фокус в том, что в девяносто девяти случаях из ста вы можете ее и не осознать и не проговорить.
...И тут я вспоминаю, как в День десантника моего друга по дороге к дому избили два ветерана ВДВ.
- Понимаете, Александр Иванович, весь сюр в том, что они ничего не взяли. Никаких наездов не устраивали. Незаметно и профессионально подкрались и стали бить на поражение: тихо, сосредоточенно, только в голову. Сломали челюсть, вызвали сотрясение мозга. Он начал кричать - они убежали. Понимаете, человек не был дорого одет, не выходил из шикарной иномарки, не шел с вызывающе красивой девушкой. Чем он им помешал? Вы будете настаивать, что и здесь была цель?
- Была. Избили потому, что он другой. Человек, тихо идущий с работы, не пьяный и не матерящийся, - уже другой. Чужак. Раздражитель.
- Это причина, это понятно. Но цель избиения - она в этом случае где? Чего они от него добивались, если ничего даже не взяли?
- А цель - чтобы он стал таким же, как я.
- Но это же невозможно!
- Абсолютно возможно! Конфликт уравнивает людей! Ведь вы в подавляющем большинстве случаев не вступаете в конфликт со сквернословящим пьяным. С маленьким ребенком, который в принципе может сделать много гадостей. С очень пожилым человеком, который способен принести вам массу хлопот и даже страданий. Почему вы не вступаете в конфликт? По разным причинам, но в том числе и потому, что они не равны вам. ?Что с пьяного возьмешь?? - говорите вы. ?Что возьмешь с дитяти?? - говорите вы. ?Старый что малый?, - добавит кто-то. За всеми этими стандартными конструкциями - явная констатация того, что все эти существа вам не ровня. Как вас уравнять? Как уравнять ваши психологические статусы? Как посадить вас на одну доску? Только два способа - конфликт или дружба.
- Дружба - дело хлопотное...
- Правильно. Остается конфликт. Почему матерящегося пьяного так раздражает, что вы молчите и не вступаете с ним в перепалку? Почему ищущего драки ветерана элитных войск бесит корректно одетый человек, тихо идущий с оглядками, берегущий себя от ЧП по дороге с работы? Потому что и в том, и в этом случае вы - другой. Вы держите ту самую дистанцию, ощущение которой для этого человека не то чтобы непереносимо, но уж точно не комфортно...

Жалость-то какая...

- А вообще, Борис Маркович, стандартных типов нашей реакции друг на друга не так уж и много. Вот есть, например, сострадание и есть сорадование. Я очень вас удивлю, если скажу, что сострадание распространено гораздо больше, чем сорадование?
- Ну так вроде народ у нас жалостливый, что ж тут удивительного?
- Это один из наших мифов о себе, из так называемых автостереотипов. Это одно из наших самоутешений: вот мы не такие рациональные, как немцы, зато добрые, душевные, глубокие, чувствительные. У них - успехи в экономике, у нас - духовность, культура, Федор Михалыч, ?Лебединое озеро?... На самом деле за всеми этими самоутешениями - зависть. Вот вышел человек из дорогой иномарки, вот он небрежно созерцает ключ... Какая у многих реакция?
- Не знаю.
- Никогда не хотелось нацарапать на чужом дорогом автомобиле гвоздиком нехорошее слово?
- Нет. Я всегда жил с ощущением, что если очень приспичит, такая тачка у меня будет. Возможно, не в этой стране, но будет.
- Счастливый вы человек. Такое персональное самоощущение - редкость. А я вам могу сознаться в одном постыдном эпизоде. В разгар застойных времен я увидел очень дорогую импортную машину. Вы помните, тогда иномарок в Москве было единицы. Из иномарки вышел очень известный человек. И, представьте себе, я поймал себя на желании ржавым гвоздем оставить некий пролетарский след на этой машине. Хотя я, как и многие психологи, сам прошел тысячи тестов, и они показывают, что на завистливого человека я никак не тяну!
- Вы хотите мне сказать, что зависть, автостереотип о нашей жалостливости и агрессия как-то связаны? Что сострадание само по себе может быть скрытой агрессией?
- Судите сами. Если вы попадете в неприятную ситуацию, найдется двадцать человек, которые вам позвонят и со вкусом обсудят с вами ту гадость, в которую вы влетели. Сочувствуя, давая рекомендации...
-... а на самом деле?
- А на самом деле очень многие из них будут в этот момент просто тешить свою самооценку: какой я молодец, что это произошло с Гордоном, а не со мной! А теперь представьте себе, что вы получили Пулицеровскую премию как литератор. Или новое назначение в ?Огоньке?. Или выиграли в лотерею. Много ли человек вам позвонит искренне разделить радость, а не поискать вашего расположения?
- Не берусь подсчитать.
- А вот психологи уже все подсчитали. Звонков будет гораздо меньше. Вот и делайте выводы...

Гадание на гуще масс

Я подбиваю бабки.
- Стало быть, даже в сострадании мы - скрытые агрессоры, тайно смакующие горе ближнего. В обществе - критическая масса людей, готовых к агрессии в ее самых крайних формах. Вплоть до убийства, к которому в голове аж пятнадцать легитимных поводов. При этом мишенью для агрессии может стать любой, подпадающий под понятие ?другой?, и число этих ?других? растет сообразно расслоению общества. Что ж нас ждет-то? Если будет расти неорганизованная агрессия, нас будут бить у подъездов просто за то, что мы не пьяны и не по уши в грязи. Если агрессия организуется - реформы будут остановлены теми же скинхедами, которые будут орать о равенстве и Великой России без кавказцев и жидов.
- Как именно будут остановлены реформы, я не понял?
- Понимаете, люди берут калькулятор и считают: сейчас в Москве столько-то беспричинных избиений, завтра будет столько-то. Сегодня в России столько скинхедов, завтра будет столько. Вот когда их будет столько-то, они в конце концов подомнут под себя страну - и никакого тебе рынка и демократии. Фашизм.
- А кто вам сказал, что все будет идти по строго линейной нарастающей? Вспомните, сколько было подобных прогнозов, многие из них сбылись? - спрашивает Донцов.
...Я вспоминаю про групповые драки подростков на излете горбачевской перестройки. Страшные побоища тысячных толп в Набережных Челнах, Чебоксарах, Казани. Комментарии тогда были один мрачнее другого: ребята не стерпели социального неравенства (якобы на волне первых кооперативов), их агрессия захлестнет страну и остановит реформы.
- И все как-то рассосалось без особых последствий, - заканчиваю я уже вслух.
- Как вы думаете, что они тогда искали? - спрашивает Донцов.
- Считалось, что выискивали и били богатеньких детей кооператоров, - вспоминаю я.
- Вы же помните, что дубасили они исключительно друг друга.
- Тогда что же они искали? - удивляюсь уже я.
- Хоть какую-то форму коллективного поведения. Вы же помните: комсомол тогда уже был при смерти. Каким образом молодой человек мог почувствовать себя причастным хоть к какому-то социальному целому?
- Видимо, только таким.
- Да. Создав некую криминально-ориентированную бойскаутскую организацию. Некая организация - довольно органичная потребность подростка. У него ведь в пубертатный период не только девочки на уме, но и социальная самоидентификация тоже.
- Вот и чудненько. Значит, у нынешних скинхедов есть все шансы!
- Прогноз - это всегда хорошая возможность не учесть один-два фактора, которые потом окажутся решающими, - хитро прищурившись, говорит профессор.
Я вижу, что свалял дурака: сам только что высмеял оракулов, грозивших стране толпами казанских пацанов десять лет назад, а туда же лезу.
- Но почему нынешние скинхеды не подомнут под себя страну? - упорствую я.
- Поймите, нам любая упорядоченность претит. Сколько-то десятилетий мы терпели советскую власть и власть КПСС. Вы можете сравнить мощь КПСС с мощью всех нынешних наших фашистов, вместе взятых? Ну и за сколько мгновений мы развалили власть двадцатимиллионной могучей компартии? Не примет Россия никакого ?железного порядка?!
- Но тогда страну захлестнет бытовая агрессия, уличная, милицейская, армейская в конце концов! Вы не видели репортаж, как в Ульяновске милиционеры избивали подследственных? А сколько в армии стало расстрелов в карауле? При том, что солдат вроде должен понимать, что его все равно найдут и упрячут до конца дней за решетку... Ну разве не видно невооруженным глазом, что страну зашкаливает, захлестывает?
- Понимаете, если вы серьезный исследователь, некорректно прокладывать мостик: сегодня в Чите рядовой сбежал из части, расстреляв сослуживцев, завтра страну ждет то-то и то-то. В армии и милиции всегда было неспокойно. Подследственных били все годы советской власти. Расстрелы в карауле просто не афишировались. Так что...
- Ничего не захлестнет?
- Я не буду делать прогнозы. Вы подумайте сами: во всех ли сферах жизни у нас стало больше агрессии?
- Нет. Десять лет назад на меня в магазине по определению рычали и вызверялись, а сейчас на любом радиорынке дружелюбно спрашивают, что я ищу. Ах, плеер? Тогда с приемником или без? И он не лебезит и не заискивает перед тобой - он просто с удовольствием работает.
- Все правильно. У нашего человека наконец-то возникло существенно большее число поводов созидательно работать, чем было при СССР. Понятно, что совсем не работать и в СССР было нельзя, но потолок потребностей был практически один на всех и низенький-низенький. Сейчас мотиваций к работе во сто раз больше. Потому что та же поездка за границу - вопрос только денег. А раньше вы знали, что комиссия парткома вас все равно никуда не выпустит. А раз так - зачем гореть на работе? Сейчас у наших людей наконец-то увеличилась мера ответственности за себя. Все опросы общественного мнения показывают: у людей пробуждается осознание того, что только они сами могут обустроить свою жизнь и благополучие своей семьи. Кстати, американские фильмы - даже самые дешевенькие - постоянно внушают зрителю эту мысль: кто, кроме тебя, в ответе за твою семью, за твой маленький мир? Только ты сам. Худо-бедно, у нас миллионы людей начинают это понимать.
- Все, что вы сказали, очень здорово. Но как это может снизить агрессию в обществе?
- Да очень просто. Когда ты занят делом, которое приносит тебе либо дензнаки, либо творческие успехи, либо то и другое; когда ты тем самым реализуешь ответственность за семью и близких, когда при этом в обществе нет особых запретов на реализацию твоих самых нестандартных эстетических или сексуальных потребностей, у тебя нет нужды в мордобое. Твои права могут быть реализованы и без него! Мордобой в этом ?многополярном мире? вроде бы тоже разрешен, но именно разрешенность снижает его привлекательность! Незачем на ком-то за что-то отыгрываться, если ты и так спокойно можешь выпустить пар там и с теми, где и с кем ты этого хотел бы.
- Сильно.
- Хотя, должен признать, у нас сам набор способов жизни пока крайне скуден, да и терпимость общества даже к этому скудному набору крайне мала. Значит, надо воспитывать. Значит, профессор Асмолов не зря бьется над своими школьными программами воспитания терпимости к иной вере, культуре, форме носа и цвету кожи...
- А сейчас мы - агрессивная примитивная ксенофобская кодла?
- Да будет вам... Я тут ночью нечаянно подслушал в своем дворе разговор подростков. Один жаловался другому, что приятель зажулил у него компакт. А там клевые, понимаешь, сильные вещи. Прям пробирают.
- И что ж тут такого?
- Да видите ли, речь шла о диске фортепианных концертов Рахманинова. А ребята были не консерваторские, из самой обычной школы...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Б. Гордон
Шурочка
...Россия стремительно теряет девственность
09.04.2002
Все статьи Б. Гордон
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06