Вятский историк Павел Николаевич Луппов

Общество 
0
404
Время на чтение 8 минут
>

В 1736 году в селе Усть-Чепецком Вятской губернии вместо обветшавшей деревянной церкви возвели новую, каменную, освященную в честь Рождества Богородицы. В 1852 году церковь перестроили. В нее и был переведен из Орловского уезда дьячок Василий Питиримов. Приехал он с женой, тремя дочерьми и двумя сыновьями. В 1862 году в возрасте 42 лет Питиримов скоропостижно скончался. По тогдашнему обычаю вятский архиерей ?зачислил? за осиротевшей семьей дьячково место умершего, то есть предназначил его будущему мужу одной из дочерей. Самая старшая - Надежда, давшая обет безбрачия, замуж идти отказалась. Согласилась вторая дочь - Мария, девятнадцати лет. Женихом ее стал восемнадцатилетний Николай Луппов, назначенный Преосвященным Агафангелом в Усть-Чепецкое на должность псаломщика.
Бракосочетание Николая Федотовича Луппова с Марией Васильевной Питиримовой состоялось 7 октября 1862 года. Поручителем со стороны жениха были священник Александр Заворохин и пономарь Николай Усольцов, со стороны невесты - дьячок Иван Александрович Невский и заштатный пономарь Моисей Усольцов.
В 1864 гoду y молодых супругов родился первенец - Александр, потом появились Павел, Арсений, Мария, Клавдия, Антонина, Анна.
Вспоминая детские годы, Павел Николаевич Луппов писал:
?Семья наша была дружная. Грубости и ругани в детстве я не слышал. Отец мой имел небольшое образование, всего из ?словесности? (соответствует двум низшим классам семинарии. - В.П.).
Вообще же он был человек вполне грамотный, обладал прекрасной каллиграфией. Он был человек очень скромный, хорошо относился к крестьянам, интересовался их жизнью, понимал их интересы; в своем большом приходе (до 300 душ) он знал чуть ли не каждого домохозяина по имени и отчеству, любил с ними побеседовать, по их просьбе писал им письма к родным. Крестьяне его очень любили. К нам, детям, он был всегда добр, но занимался нашим воспитанием и обучением очень мало.
Наше воспитание, а также и домашнее хозяйство лежали всецело на матери. Даже хлопоты по определению детей в среднюю школу лежали на ней.
Она была неграмотная, так как в пору ее детства в селе не было женской школы, но она обладала хорошей памятью и отлично умела считать в уме, свое хозяйство вела она очень толковоѕ К нам мать относилась ровно, ласково, но несколько сурово и всегда требовала выполнения сказанного ею. Наказаний физических не употребляла, но мы ее слушались беспрекословно. Отца мы, пожалуй, больше любили, но мать пользовалась общим авторитетом?.
Снискал Николай Федотович симпатии и в среде местной интеллигенции. Небольшой домик Лупповых посещали преподаватели духовного училища и воспитанники семинарии, студенты высших учебных заведений и народные учителя.
Будучи горячим сторонником просвещения, Николай Федотович неустанно ратовал за обучение крестьянских ребятишек грамоте. На обучении же своих крестников он попросту настаивал.
В 1870-е годы доводилось Луппову и самому учительствовать в земской школе.
Не получив в молодости законченного среднего образования, Николай Федотович находил утешение в мысли, что его дети будут удачливее отца. И ему посчастливилось стать свидетелем их успеха.
?Удивительное дело: семья псаломщика в глухой провинции, а все сыновья в ней с высшим образованием, все дочери - со средним. Такую семью и в Москве не часто встретишь?, - сказал однажды о Лупповых петербургский профессор М.И.Каринский.
В августе 1896 года, простудившись во время крестного хода, Николай Федотович заболел, 13 декабря окончательно слег и умер 28 декабря от чахотки. Похоронили его в церковной ограде Богородицкой церкви. Мария Васильевна надолго пережила своего мужа и умерла в 1920 году.
***

Известный вятский историк Павел Николаевич Луппов родился 22 октября (3 ноября) 1867 года. Рос он на редкость бойким и смышленым мальчиком. К четырем годам с помощью старшего брата обучился грамоте, а в пять лет вместе с Александром начал посещать школу. В августе 1877 года на семейном совете Лупповых было решено отдать девятилетнего Павла в первый класс вятского духовного училища. 15 августа он, Александр и мать в крестьянской телеге отправились в Вятку.
Духовное училище, а затем и семинарию талантливый отрок окончил первым учеником и в 1887 году поступил в Казанскую духовную академию. Вместе с другими студентами, членами академического кружка, он участвовал в статистическом описании крестьянских хозяйств Нижегородской губернии. Во время переписи состоялось личное знакомство Павла Луппова с известным русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко, который с большим интересом отнесся к его работе, посоветовав особое внимание обратить на социальную сторону исследования.
Проучился в академии сын чепецкого дьячка менее трех лет. В январе 1890 года им заинтересовались в жандармском управлении Казани, допросив в качестве свидетеля по делу о студенческом кружке самообразования ?Русская действительность?, в котором Павел Луппов состоял с первого курса. Кружковцы, пытаясь овладеть азами политической экономии, занимались чтением соответствующей литературы и обсуждением рефератов. Жандармов интересовали их контакты с политическими ссыльными, местонахождение нелегальной библиотеки. Луппов, ссылаясь на неосведомленность, уклонился от ответов. Хотя серьезного криминала в поведении юноши не усмотрели, из академии его все же исключили.
Исключенному студенту найти работу было непросто. Поэтому Павел Луппов с радостью принял предложение редакции казанской газеты ?Биржевой листок? стать корреспондентом по Вятской губернии. Вскоре Вятское земство пригласило его участвовать в подворной переписи в Сарапульском уезде, назначив руководителем отряда из пяти человек. Это были районы, населенные преимущественно удмуртами (вотяками), что определило научные интересы будущего историка.
По окончании переписи Луппов работал учителем земской школы села Дебесы Сарапульского уезда, затем два года служил делопроизводителем вятского земства. Высшее образование он все же получил. ?Моя трехлетняя работа в Вятской губернии показала мне, как еще мало исследован наш край: во многих отношениях он являлся ?терра инкогнита?. Мне захотелось принять участие в научном исследовании Вятского края. Для этого, мне казалось, необходимо получить диплом об окончании высшего учебного заведения. В 1893 году я возбудил ходатайство перед высшим духовным управлением о разрешении мне закончить курс в одной из духовных академий... Разрешение мне было дано, и к началу 1893/94 учебного года я уже числился студентом третьего курса Московской духовной академии?.
Более 60 работ, опубликованных П.Н.Лупповым в разное время, посвящены истории удмуртов. Он начал разработку этой темы на IV курсе Московской духовной академии. Научным руководителем его кандидатского сочинения на соискание магистерской степени стал известный историк русской церкви профессор Е.Е.Голубинский. Между студентом и профессором состоялся следующий разговор, воспроизведенный Павлом Николаевичем на страницах автобиографии:
?Почему же вы хотите писать о вотяках? - спросил он меня. - Разве вы сами вотяк?
- Нет, - отвечал я, - я русский, но больше года работал среди этой народности, мне она понравилась, литература о ней очень скудна.
- Но если литература скудна, то на основании чего же вы будете писать о вотяках?
- Я поищу сведения в вятских архивах, может быть, и найду что-нибудь?.
Профессор дал согласие и предложил тему ?Христианство у вотяков со времени первых известий о них до XIX века?.
?Я начал выяснять, что имеется о вотяках в нашей академической, а затем в Московской Румянцевской библиотеке. На лето я поехал в Вятку разыскивать архивные материалы. В вятской духовной консистории я нашел довольно большой фонд об обращении вотяков в христианство в 18 веке. Фонд был в большом беспорядке, архивные дела валялись на полу. Я стал приводить его в порядок. Около четырех месяцев я делал записи из архивных дел, а затем, во второй половине октября, с последними пароходами вернулся в академию. Я прочел профессору проспект моего кандидатского сочинения, он вполне одобрил его и посоветовал как можно скорее начинать оформление, чтобы подать его в установленный срок. К означенному сроку сочинение было готово и подано профессору на рассмотрение?.
Но защита диссертации задержалась из-за участия Луппова в нашумевшем ?мултанском? деле, по которому семеро удмуртов язычников села Старый Мултан Вятской губернии обвинялись в совершении человеческого жертвоприношения. На их защиту встал В.Г.Короленко. С помощью экспертов писатель смог доказать несостоятельность обвинения. Роль Павла Николаевича была более скромной: как специалист он опровергал утверждения о ?кровожадности? язычества удмуртов. В петербургском отделении этнографии Русского географического общества Луппов прочитал об этом три доклада. Построенные на богатейшем фактическом материале, доклады вызвали широкий интерес. Два из них появились в изложении в ряде столичных и провинциальных газет.
В 1898 году диссертация ?Христианство у вотяковѕ? была представлена в Совет Московской духовной академии. Совет передал ее на рассмотрение профессорам В.О.Ключевскому и Н.Ф.Каптереву. По получении от них положительных отзывов П.Н.Луппов свою работу опубликовал.
На защите, состоявшейся 7 декабря 1899 года, оппонент - выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский сказал, что ?магистерская диссертация Луппова представляет собой явление выдающееся по полноте и обстоятельности изучения источников данного вопроса... Редкую книгу мне приходилось читать с таким удовольствием...? Совет единогласно присудил соискателю магистерскую степень.
В 1913 году П.Н. Луппов представил в Совет Казанской духовной академии объемистое исследование, посвященное опять же истории удмуртской народности. Совет признал автора достойным докторской степени.
Октябрьские события 1917 года застали Павла Николаевича в Петрограде. Свою большую семью - жену и восьмерых детей - он еще весной отправил в Вятку к старшему брату Александру, сам же остался в столице, продолжая преподавать в реальном училище и гимназии Штемберга. Пятидесятилетний доктор церковной истории, прекрасный архивист, он пользовался уважением в научном мире и не случайно в сентябре 1918 года был приглашен на работу в Московское областное архивное управление, вскоре преобразованное в Главное управление архивным делом. Однако беспокойство за семью вынудило его в начале 1919 года уволиться и уехать в Вятку.
Губернский город жил тревожной жизнью. Чувствовалось приближающееся дыхание фронта. В царящей повсюду неразберихе оказались беспризорными архивы дореволюционного времени. Самое активное участие в их cпасении принял Павел Николаевич Луппов.
?Ясно сознавая ценность этих архивов, для исторической науки еще мало использованных, я счел своим долгом обратить внимание местного губисполкома на необходимость принять неотложные меры к сохранению архивов - этого государственного достояния (по декрету Совнаркома от 1 июня 1918 года); по предложению исполкома мной был подан в городское бюро по народному образованию письменный доклад с указанием возможных мер к охране архивов. По этому докладу в Вятке был образован под моим председательством Губернский Архивный Комитет для руководства архивным делом всей губернии. По моей просьбе начальником гарнизона и обороны Вятско-Слободского укрепленного района (тов. Блюхером) было распубликовано в газетах объявление, что за всякую попытку к разгрому или расхищению архивов, составляющих народное достояние, виновные будут привлекаться к уголовной ответственности по законам военного времени. Распоряжение это было поворотным пунктом в отношениях несознательной части населения к местным архивам?.
Павел Николаевич Луппов возглавлял архивное дело в губернии пять с половиной лет - с апреля 1919 по ноябрь 1924 года.
?В 1923 году на областном съезде Вятско-Ветлужской области я сделал доклад о значении архивов для исторической науки, причем обратился к членам съезда с просьбой - помочь организовать в уездах, городах и селениях отряды, которые бы разъясняли широким массам значение письменных документов и необходимость беречь местные архивы, а также всюду разыскивать беспризорные, грозящие гибелью документы прошлого и доводить о них до сведения губернской власти?.
В 1922 году в Вятке открылся Научно-исследовательский институт краеведения. Инициатором его создания и первым директором стал профессор Н.М.Каринский. Заведующим и единственным сотрудником отдела истории местного края все годы существования учреждения (1922-1941) являлся П.Н.Луппов.
Изучению прошлого своей малой родины П.Н.Луппов придавал большое значение и активно призывал к этому вятчан. Много внимания уделял Павел Николаевич родной Усть-Чепце - несколько раз выезжал в село, выступал с беседами, оказывал методическую помощь местным краеведам. В 1930-е годы им была написана книга по истории города Вятки - первое систематическое описание прошлого этого города. Однако в свет книга вышла только в 1958 году, уже после смерти автора.
В июле 1944 года Высшая аттестационная комиссия Всесоюзного комитета по делам высшей школы и научных учреждений утвердила П.Н.Луппова в звании доктора исторических наук без защиты диссертации. ТАСС в своем сообщении об этом событии назвало Павла Николаевича крупнейшим исследователем истории народов, населяющих северные районы нашей страны. 5 мая 1945 года ученому присвоили звание ?Заслуженный деятель науки Удмуртской АССР?.
В годы войны здоровье Павла Николаевича резко ухудшилось. Особенно сдало зрение. В 1946 году он полностью ослеп, но работу не прекратил - диктовал воспоминания, составлял библиографию своих трудов. В январе 1947 года супруги Лупповы переехали из Кирова в Ленинград, где жили их уже взрослые дети. 2 февраля 1949 года на 82-м году жизни Павел Николаевич Луппов умер.

Со дня смерти ученого прошло более 50 лет. Сегодня на его родине, в городе Кирово-Чепецке, проходят ежегодные Лупповские чтения.
В 1992 году на месте, где стоял дом Лупповых, установили мемориальную доску.
Без знания прошлого не понять настоящего и не предугадать будущего. Эта вечная, как мир, истина была отправным пунктом в трудах и устремлениях всех выдающихся российских историографов, к когорте которых мы с полным правом относим и Павла Николаевича Луппова.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05