Во времена апостолов и отцов

Катехизация древней Церкви делала язычников христианами

Общество 
0
225
Время на чтение 3 минуты

Павел Гаврилюк. История катехизации в древней Церкви. М.: Свято-Филаретовская Московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с.
Вот-вот на прилавках книжных магазинов появится книга, новая во всех отношениях. До сих пор в отечественной церковной историографии не существовало ни одного труда, специально посвященного истории катехизации (или оглашения). Автор книги - историк, а теперь еще и дьякон Православной Автокефальной Церкви в Америке, много лет посвятивший изучению древних практик оглашения как на Востоке, так и на Западе.
Появление подобной книги весьма своевременно, ведь в сегодняшних условиях в Церкви как никогда актуальны проблемы оглашения. Слова Николая Лескова о том, что "Русь была крещена, но не была просвещена", вряд ли приложимы к какому-либо времени более, чем к нашему. С той лишь оговоркой, что первая часть высказывания вызывает сомнения, каких и в помине не было в XIX веке. За последние десятилетия в Русской Православной Церкви заново поставлены многие вопросы, касающиеся миссии, оглашения, приходской и общинной жизни.
Ситуация XX и XXI веков удивительно похожа на картину первых веков христианства, веков небывалого мученичества и времени выработки особого языка Церкви, способного донести до сердца и ума язычника смысл и содержание Благой вести. Сегодня, как и тогда, повсеместно с епископских кафедр звучат призывы к повсеместному оглашению. Не приветствуется крещение без предварительного научения. Почти в каждом храме (в Москве, во всяком случае) вывешены приглашения пройти катехизацию. Но, к сожалению, призывы часто так и остаются призывами. А если оглашение и ведется, то часто оно сводится к упрощенным схемам изложения "Закона Божия" с добавлением рассказа о сектантах и еретиках, подстерегающих повсюду.
Мало кто сегодня всерьез занимается проблемами оглашения, его традициями и приложением этих традиций к современным условиям. А если кто и рискует отказаться от моделей прошлого столетия и пуститься в свободное плавание, то сразу же его встречает холодный душ недоверия и неприятия в своей же церковной среде (община священника Георгия Кочеткова, наверное, по праву может считаться здесь хрестоматийным примером). Отсюда следует вывод, что изучение традиций оглашения в древней Церкви сейчас необходимо самым разным силам, всем тем, кто не хочет, чтобы через пару десятилетий РПЦ превратилась в резервацию людей чужих и чуждых светскому обществу, не способных не то, что вести диалог с этим обществом, а и просто говорить с ним на одном языке.
Книга построена как путешествие во времени по различным Поместным Церквам. Начиная с апостольских времен (ведь первым катехизатором был, без сомнения, сам Христос) автор разбирает катехизисы Рима и Карфагена, Александрии, Иерусалима и Антиохии. Отдельная глава посвящена традициям катехизации в Армении, Каппадокии и Константинополя. В последней главе автором разбираются причины упадка катехизации в Средние века.
Общая трехчастная схема оглашения (оглашение, просвещение, тайноводство) в каждой общине обрастает своими традициями и особенностями. Так, например, в Иерусалимской Церкви в IV веке существовала традиция "передачи и возвращения" Символа веры. За несколько недель до крещения епископ "передавал" символ катехуменам, т.е. несколько раз произносил его в их присутствии. Далее символ подробно разбирался, причем его формулировку нельзя было записывать, содержание этих бесед было категорически запрещено разглашать непосвященным. Незадолго до крещения кандидаты должны были "возвратить" символ Церкви, т.е. прочитать его на память в присутствии крестных родителей и епископа. В другой общине при посвящении в оглашаемых первого этапа после традиционного обряда возложения рук следовал обряд вкушения соли оглашаемыми в знак принятия всех трудностей, связанных с отказом от прошлой греховной жизни, а также как символ готовности "вкусить" христианство - соль земли. В одних общинах таинство крещения разбирали с оглашаемыми еще до его совершения, в других - после.
История катехизации подается автором легко и увлекательно. Текст снабжен черно-белыми и цветными иллюстрациями превосходного качества. Книга написана с расчетом не столько на академических ученых, сколько на студентов, а также мирян и священников, трудящихся на ниве катехизации.
Взгляд на историю Церкви через призму катехизации позволяет по-новому взглянуть на такую противоречивую фигуру, как Ориген, новыми гранями начинает сверкать святоотеческое наследие.
Автор книги утверждает, что "толкование Священного Писания начинается с катехизиса; богословие и осмысление истории выросло из катехизиса; христианская этика уходит корнями в древний катехизис, пастырское богословие начинается катехизисом; символический язык литургии становится понятным и оживает в катехизисе; молитвенная жизнь начинается с катехизации".
По мнению автора книги, "преображение и воцерковление культуры, нашей великой русской культуры, равно как и культуры мировой, сегодня невозможно без катехизации".
Весьма характерно, что книга появляется на фоне работы комиссии по разбору катехизиса, написанного уже упоминавшимся выше опальным священником, и подобный "фон" вряд ли позволит остаться незамеченной книге Павла Гаврилюка.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59