В России зарегистрирован "Независимый российский регион Общества Иисуса", более известный как "Орден иезуитов". "Обществу Иисуса", существующему в России с 1992 года, как и ряду других религиозных организаций, было отказано в перерегистрации на основании закона 1997 года "О свободе совести и религиозных организациях". Согласно этому закону не могут быть зарегистрированы религиозные организации, существующие на территории России менее 15 лет, центральные организации, включающие меньше трех местных организаций. Запрещено также включать в свое название именование "Российская", если организация существует в России менее 50 лет. Учредители религиозной организации не могут быть иностранными гражданами.
Отказ в перерегистрации "Обществу Иисуса" был обжалован сначала в районном и городском, а затем и в Конституционном суде (КС). Немногим ранее КС "дал добро" "Свидетелям Иеговы" и трем пятидесятническим организациям, но их иски касались лишь 15-летнего "стажа". 23 ноября 1999 года КС постановил: все организации, зарегистрированные в России до 1997 года, считать свободными от 15-летнего ограничения. В отношении иезуитов 13 апреля 2000 года КС расширил свое предыдущее постановление. Теперь отменены все перечисленные выше пункты ограничений закона. Органы юстиции приняли постановление КС к сведению, и 12 сентября "Орден иезуитов" был перерегистрирован.
"После апрельского решения Конституционного суда органы юстиции должны перерегистрировать религиозные организации автоматически", - утверждает ответственный секретарь общественного комитета защиты свободы совести Лев Левинсон.
Адвокат "Общества Иисуса" Галина Крылова заявила "Сегодня": "КС признал закон 1997 года конституционным, несмотря на то, что он в принципе противоречит Конституции - в частности, статье 28 "О свободе совести и вероисповедания". К тому же Россия подписала массу международных соглашений, и ни одно из них не соблюдает, например, статьи 18, 19 Всеобщей декларации прав человека, пункт 16 Итоговой декларации Венской встречи 1989 года, когда государства обязались уважать права религиозных объединений в соответствии с их внутренней структурой и иерархией, за что конкретно боролся Орден".