Церковь призывает молиться за власть

Зачем ей это надо?

Религия 
0
116
Время на чтение 6 минут

Один из высоких сановников Русской Православной Церкви, выступая на международном симпозиуме "Религия в современном обществе", высказал следующую мысль, зафиксированную в доктрине РПЦ: "Церковь должна быть лояльна к власти, а святая обязанность всех христиан - молиться за нее", то есть за власть.
Что касается отношения Церкви к власти - Бог с ней, это ее дело и ее проблемы. Но вот вторая часть доктрины настораживает и наводит на грустные размышления, особенно в свете политических завоеваний демократического и правового государства и конституционного закрепления прав и свобод человека.
...Извечная дилемма - свобода и порядок - с некоторой периодичностью возникает в нашей истории. И сегодня она вновь вошла в российский дом. Эта дилемма довольно неожиданно стала актуальной в нашем обществе, которое, хлебнув свободы за последние десять лет, наверное, устало от неисчерпаемого многообразия проблем, свалившихся на него, от сложности и ответственности, которые привнесла свобода в его жизнь, и общество затосковало по порядку, который освободил бы его от необходимости всякой мыслительной работы. Это удобно, это привычно, так было семьдесят с лишним лет. Подобные настроения отразились и на последних выборах в стране. Однако ростки свободы и демократии в обществе уже ощутимы. Набирает силу местное самоуправление, обрели самостоятельность регионы - края, области, республики. Многие научились мыслить и жить самостоятельно, без указки из Центра. Результат налицо: резко стал меняться баланс между регионами-донорами и регионами-дотационниками, наращивают активность частные и акционерные предприятия. Особый вкус свободы почувствовали люди творческие, хотя их участь в материальном плане оставляет желать лучшего. И все же, когда недавно я разговорился с одним крупным писателем, который долгие годы работал над многотомником об исторических истоках России, он признался, что если бы не 90-е годы, он никогда бы не написал книгу. И потому, невзирая на все трудности, он все-таки глубоко удовлетворен тем, как меняется жизнь.
К сожалению, не все задуманное получилось. Много в эти десять лет было разрушительного, трудно идет созидание. Краткий период надежд сменился растерянностью у одних, угнетенным состоянием духа у других, нарастающей агрессией у третьих. Война в Чечне, колоссальный разрыв между богатыми и бедными (средний доход 10% самых богатых в 40 раз больше, чем средний доход 10% самых бедных, тогда как в европейских странах эта разница в 4-10 раз меньше), огромное количество людей за чертой бедности, коррупция и насилие чиновничества, вросшая в нас еще с коммунистических времен двойная мораль, потеря нравственности - все эти негативные издержки преобразований последних лет сделали свое черное дело.
Сложившаяся ситуация побуждает к напряженному поиску ответов на многочисленные вопросы. Настораживает то, что власть по-прежнему ищет примитивные ответы на сложные вопросы жизни. Ответ ее прост: нужен порядок в стране. Какой и какими средствами - это для многих почему-то второстепенно. Приоритеты государства вновь объявляются наиважнейшими и первичными. Зазвучали слова "держава", "сильное государство", "патриотизм", а вот человек, егопроблемы, его жизнь - вновь подчиняются интересам государства. Мне, однако, видится другой порядок: правовой и, это главное, - не только без ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, но, наоборот, с приоритетом прав и свобод, находящихся под надежной защитой государства.
Сегодня не только власть покушается на свободу личности, видимо, полагая, что только ей дано понять, куда и как двигаться обществу, что и как делать людям. Получается, что на свободу покушается и Церковь, которая считает, что нужно молиться за власть. И не хотелось бы, чтобы Церковь с такой идеологией вошла в образование именно в переходный период, в период гражданской неустойчивости. Наверное, хватит нам тех страдальческих лет, когда в ответ на молитвы власть уничтожала покорно молящихся за нее. Я далек от того, чтобы признать нынешнюю власть способной сотворить это.
Однако историю нельзя забывать, и в этой связи хочу привести слова писателя Анатолия Ананьева: "Власть - это сильнейший наркотический препарат, которого всегда не хватало и будет не хватать однажды приобщившимся к нему избранным ли, наследным ли коронованным особам, ибо чем больше доза такого наркотика, то есть власти, тем сильнее возникает желание приумножить ее. События эпох показывают, что процесс этот неостановим, а пути движения неисповедимы и хамелеоны, и, сколько бы человечество ни прилагало усилий, оно будет падать из ловушки в ловушку, пока не научится преграждать путь этой экспансии или, во всяком случае, не найдет средство вовремя распознавать и действенно защищаться от нее".
Единственное средство защиты от экспансии власти - создание гражданского общества, просвещенного и образованного, впитавшего в себя не исковерканную и лживую историю, а ту историю, ту культуру, которые учат независимому мышлению и разумному диалогу с властью. Конечно, в этом плане история христианства, на которую было обворовано несколько поколений россиян, неоценима и должна войти в храмы просвещения вместе с другими современными науками.
И хотя Россия - страна многоконфессиональная, православная традиция в течение более тысячелетия была у нас господствующей. Интерес к ее истокам, мудрости и заветам предков, к духовной сокровищнице христианства, морально-этическим ценностям на основе современного научного осмысления необходим и для духовного возрождения России, и для просвещения. Вопрос "Кто должен привнести это в храм науки?" - далеко не праздный.
Церковь наступает на государство, требуя обязательного обучения предметам религиозного воспитания в школах и институтах. Но государство слишком громоздко, чтобы доверять ему поощрение морали и духовности. Ему доверяют бюджет, дипломатию, разведку и контрразведку, карательные функции. В экономику государство пускают лишь от полной безнадежности, как у нас, когда в стране дикая отсталость и страшный кризис. Однако в культуру и мораль государству путь должен быть заказан, ибо, как показал горький опыт ХХ века, не экономика и политика выстраивают культуру, как полагали большевики, а культура выстраивает адекватные себе экономику и политику. Вне норм нравственности благосостояния в обществе возникнуть не может.
И навязывание веры должно быть исключено. Ни учитель (в государственной школе), ни врач, ни тем более администратор (а мы видели разных администраторов - и интеллигентов, и циников) не имеют никакого морального права принудительно навязывать не только конфессиональную ориентацию, но и обращение к вере. Конечно, курс истории мировых религий и сравнительного религиоведения полезен, но доверять его необходимо в силу многоконфессиональности в нашем многонациональном государстве лишь светским преподавателям.
В начале этого десятилетия мы возлагали большие надежды на духовное возрождение общества через религию, ее историю, мораль, нравственность. К сожалению, не получилось. Почему? Вопрос не простой, требующий анализа и честного ответа. Ответ на него в какой-то степени дает статистика: по прогнозам к 2006 г. в мире станет больше: христиан - на 27%, мусульман - на 33%, индуистов - на 7%, атеистов - на 7%, безразличных к религии вообще - на 27%, приверженцев нетрадиционных религий (сект) - на 67%. Это говорит о том, что в конфессиях основных религий что-то неблагополучно. Может быть, в Православной Церкви - это чванливость и бездушие чиновничества плюс недавнее прошлое, не располагающие к доверительным отношениям, плюс чеченский терроризм, унесший тысячи жизней и наводящий ужас в обществе, который под свои знамена берет ислам, поощряемый якобы мусульманской верой.
Нынешняя разруха в стране и люмпенизация населения - феномен не столько социально-экономический, сколько культурный. В основе его лежит отторжение народа от собственной культуры, от норм и традиций, его целенаправленная дезориентация. Главное средство борьбы с этим - возрождение нравственной основы жизни.
Сегодня, когда власть заговорила о порядке, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что да, нам нужен в стране порядок, но такой, при котором личность находилась бы под защитой Закона. Как сказал философ Григорий Померанц: "Свобода - это порядок, в котором личность находится под защитой Закона! И это еще не все. Это еще внутренняя собранность, внутренняя форма личности, не нуждающаяся в понуждении. Свобода органически связана с Достоинством и Мастерством. Свобода - это образ жизни мастеров, а не босяков!" Я полностью разделяю эти мысли и думаю, что, если президент хочет наводить такой порядок, мы в этом ему должны помочь и поможем. Исходя из этого мы все должны объединить свои усилия: и власть, и религия, и школа, и интеллигенция - чтобы еще раз не исковеркать душу человека, не толкнуть его в люмпенизацию, а дать ему возможность через свободу, через защиту его личности, его прав, обрести мастерство и внутренние побуждение и потребность обеспечивать богатство своей семье, будущим поколениям, своему государству.
Я уверен, что для противостояния хаосу, агрессии, различным духовным эпидемиям, для созидательного труда и созидательной жизни сегодня необходима мобилизация всех культурных ресурсов, включая и позитивные научные знания, и огромное богатство нашей истории и культуры, и не менее ценный духовный опыт прозрений и интуиций, накопленный человечеством.
Столь же необходимы бережная поддержка государством и обществом творцов культуры, ее хранителей. Государство нашло силы и возможность поддержать возрождение Церкви, и это правильно: за то, что оно же и сотворило, нужно расплачиваться, но еще надо найти в себе силы, возможность для поддержания культуры и ее создателей. Иначе, поскупясь сегодня, оно получит завтра общество манкуртов и может вообще быть вычеркнуто из мировой истории.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Филатов
Все статьи Сергей Филатов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28