Танец из храма

Религия 
0
169
Время на чтение 4 минуты
В субботу вечером, когда все православные готовились к встрече старого Нового года, на сцене киевского Дома учителя совершали молитву индийским богам. Непосвященным она более напомнила па героев музыкальных фильмов Бомбейской киностудии. Танцовщица в ярких легких одеждах, позванивая колокольчиками на щиколотках, исполняла танец-молитву под музыку далекой страны. Но как бы ни далека была от нас эта страна, насколько бы ни мало известны были ее предания, все равно можно было понять, что движениями тела, жестами, сменой выражения лица танцовщица рассказывала истории чьей-то любви и ненависти. Публика, заполнившая чуть ли не весь зал бывшей Центральной Рады, внимала происходящему, и, судя по реакции, расшифровывала то, о чем языком танца рассказывала исполнительница. В ее танце шла речь о богине-матери Шакти, об истории любви Кришны к пастушке Радхе, о десяти воплощениях Вишну. Причем - из индийцев в публике был замечен только посол Индии и его дочь.
Пратибха Джена Сингх (на слух ее имя звучит, как "Пратиба") приехала в Киев по приглашению Андрея Лаппы, руководителя Всеукраинской федерации йоги, во второй раз. Впервые она побывала в Украине три года назад, когда провела семинар по Одисси (один из стилей индийского храмового танца). Поклонники индийской культуры на сей раз стали свидетелями высококлассного зрелища. Высококлассного - потому что стиль Одисси они увидели почти из первоисточника. Почему почти? Потому что Пратибха - верная и последовательная ученица своего отца, гуру Суренда Натх Джена, который проделал невероятную по объему работу, чтобы восстановить этот стиль танца на основе древних книг и... скульптур храма Солнца в Конараке, больше известного в мире своими скульптурами-иллюстрациями к "Кама-сутре". Стиль Одисси, распространенный в штате Орисси на восточном побережье Индии, на протяжении трех веков правления мусульман был запрещен для исполнения храмовыми жрицами ("девидаси"). Его удалось сохранить, обучая мальчиков этому танцу. Они исполняли его в женских одеждах уже не в храмах, а перед публикой. Естественно, что при этом многое было утеряно, форма танца стала более примитивной. Отец Пратибхи, который в детстве был обучен Одисси, с 1959-го года стал последовательно изучать этот стиль - и восстанавливать. Сейчас Суренда Натх Джена пользуется большим авторитетом как в Индии, так и за рубежом. Например, в субботу в зале среди зрителей были его ученики, в частности, госпожа Лианн Гийом (Французский культурный центр в Киеве). Она, кстати, принимала самое деятельное участие в организации приезда индийской танцовщицы.
Искусство традиционного храмового танца чрезвычайно популярно в самой Индии, особенно у молодежи. Рассказывая об этом "Дню" перед началом выступления Пратибхи, Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Украине господин Видья Бхушан Сони сказал:
- Искусство танца для нас так же важно, как все, что посвящено Богу. Миллионы наших молодых людей стремятся овладеть им в специальных школах. Моя дочь тоже танцует, правда, она владеет танцем южноиндийского стиля - и преподает его. Стиль же Одисси более распространен в восточной части нашей страны. Мне очень приятно, что сегодня выступает перед нами дочь уважаемого у нас гуру этого стиля. Мы счастливы, что в Украине столько людей интересуется индийской культурой, поэтому стремимся поддерживать все подобные представления.
Высочайшим достижением стиля Одисси считается способность передавать двойственное - эротическое и религиозное - содержание. Возрожденный танец соединил в себе традиции далекого прошлого, когда танец был формой поклонения богу Джаганатха, индийскую духовную поэзию, народный эпос и современные элементы. Считается, что Пратибха - одна из немногих танцовщиц, способных демонстрировать стиль своего учителя и отца очень тонко, с духовной чистотой и силой. На пресс-конференции Пратибха объясняла журналистам, что несмотря на то, что сейчас танец Одисси исполняется на сцене, его суть не изменилась. Он остается молитвой, и поэтому оттачивание танцевального мастерства исполнителем является формой духовного совершенствования. Пришедшие на концерт, к сожалению, не могли наблюдать то преображение, которое произошло с Пратибхой во время встречи с журналистами, когда она решила рассказать нам, что означают некоторые фигуры танца. Даже для того, чтобы подать эту, по сути формальную, информацию, танцовщица, извинившись, что ее движения будут несколько скованы сари, на несколько мгновений замерла, потом коснулась рукой того места на лбу, где находится "третий глаз", присела к полу, затем выпрямилась - и мы не узнали ее глаз. До того они излучали спокойную доброжелательность. А сейчас ее глаза словно зажглись, и несмотря на то, что Пратибха обращалась к нам, чувствовалось, что она пребывала где-то далеко, рядом со своим богом. Поэтому на концерте для многих может и не был понятен такой легкий переход от одного психического состояния на лице к другому: то Пратибха была грозным Шиву, который свел брови к переносице и широко раскрыл глаза, то прекрасной Кали, любующейся своим отражением в зеркале. Это было не актерствование, а состояние души.
Вот как изложил свое впечатление от увиденного театровед Вадим Дышкант, который уже много лет изучает восточную религию и философию: "Недавно одна газета предложила мне написать о кризисе современного театра, о котором говорят в последние десятилетия. Сегодня мы видели искусство и философию в танце, который не знает кризиса. Люди, создающие и исполняющие его, - тоже не знают кризиса. Они переживают - и мы были свидетелями того, как они переживали свои отношения с Абсолютом. Вроде бы жесты, движения одни и те же, но каждый день исполнитель наполняет их новыми эмоциями - "расой". Он воспринимает жизнь как радость, как блаженство общения с Богом. А мы превратили это блаженство в борьбу, поэтому мы постоянно переживаем кризис - в театре, политике, экономике".
Советник по культуре посольства Франции в Украине Оливье Гийом вместе с женой прожил в Индии десять лет и имел возможность много раз видеть Пратибху на ее родине. "Мне очень понравился сегодняшний спектакль, - сказал он "Дню". - И хотя понятно, что тут публика не та, которая "читает" смысл каждого движения, а кроме того, не было "живой" музыки, под которую она обычно выступает, Пратибха выложилась полностью - и вы могли видеть лучшие образцы этого стиля. Мне показалось, что киевской публике тоже понравилось".
На протяжении этой недели Пратибха проведет мастер-классы для желающих изучать этот прекрасный танец в спорткомплексе "Идеал" на Печерском спуске и обещает, если будет много желающих изучать данный стиль, приезжать в Киев каждые полгода для того, чтобы поддерживать деятельность подобных клубов.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Д. Базыляк
Все статьи Д. Базыляк
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28