Искусство лицевого шитья

Лицевое шитье, то есть вышитые изображения персонажей и событий Священной истории, пришло на Русь из Византии. Им украшались предметы церковной утвари - хоругви, облачения, воздухи, покровцы. Ныне мы становимся свидетелями возрождения этого ремесла.

Общество 
0
194
Время на чтение 3 минуты

Лицевое шитье, то есть вышитые изображения персонажей и событий Священной истории, пришло на Русь из Византии. Им украшались предметы церковной утвари - хоругви, облачения, воздухи, покровцы. В технике лицевого шитья создавались плащаницы, пелены (вышитые иконы), походные иконостасы. Самые древние из византийских памятников, сохранившихся в наших музеях, относятся к XIV веку. Но уже с XI века известны образцы русского лицевого и орнаментального шитья. На основе византийской традиции Русь создавала свою собственную своеобразную школу. Изображение вышивалось разноцветными шелковыми и металлическими (серебряными, золотыми) нитями, в позднейшие времена широко использовались жемчуг и драгоценные камни. Существовало два способа шитья гладью: "в раскол" и "атласный шов". Металлические нити крепились поверху шелковыми (накладывались "в прикреп"), что создавало впечатление искусно обработанного металла. Впечатление усиливалось рельефностью изделия.
Наивысшего расцвета искусство лицевого шитья достигает в XV - первой половине XVI века. Сохранившиеся с тех времен образцы, создававшиеся в "светлицах" - боярских, великокняжеских и царских мастерских, где работали художники-знаменщики и вышивальщицы, отличаются умеренным использованием металла, высокой культурой цветовых решений, тонким чувством материала, изяществом рисунка, выразительностью и динамичностью композиции, необыкновенной одухотворенностью.
Со второй половины XVI века золото и серебро в шитье начинает преобладать, технические приемы усложняются, но мера соответствия художественных средств главной цели - отображению духовной реальности - еще сохраняется.
Произведения лицевого и орнаментального шитья, работа над которым была чрезвычайно трудоемкой, длительной и многосложной, высоко ценились в Древней Руси и бережно хранились. Шитые вещи использовались в богослужениях исключительно в праздничные дни.
Среди состоятельных граждан было принято заказывать вышитые образы и затем вкладывать, то есть дарить, их в храм или монастырь. В отличие от в основном безымянных живописных икон на шитых указывались имена дарителей, даты, название храма, повод для создания иконы (помин души и пожелание здравия, рождение наследника).
XVII столетие - время заката искусства лицевого шитья. Демонстрация технических возможностей использования металлической нити, эстетических эффектов становится самоцелью. Шитое произведение богато украшается драгоценными камнями, жемчугом, золотыми и серебряными дробницами (пластинками), проработка ликов приобретает схематичный, условный характер. Шитье утрачивает одухотворенность, живую содержательность и выразительность. В лучших произведениях того времени, вышедших из сольвычегодских мастерских "именитых людей" Строгановых, описанная тенденция выразилась достаточно отчетливо.
Все это в значительной мере связано с расцерковлением верхушки российского общества Петровской эпохи, начавшего танцевать менуэты и контрдансы на нескончаемых "ассамблеях", балах и маскарадах. А ведь именно представители знати были едва ли не единственными заказчиками шитых изделий. Теперь золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями расшивали для них не иконы, а бальные наряды, поражавшие пышностью, роскошью, тяжелым великолепием... Искусство лицевого иконного шитья в России приходит в упадок и практически исчезает.
Что оно из себя представляло? Как и живописные, шитые иконы призваны обозначать первообраз, который существует в реальности иного рода, чем та, которую видит глаз. Однако технология и материал накладывали здесь свои ограничения. Как бы ни была тонка нить и мала длина стежка, они предполагают известный предел пластичности. Это ведет к неизбежному огрублению рисунка, особенно лика. Понятно, что техника шитья менее гибка, чем живопись. И, конечно, гораздо более трудоемка. Существует опасность впасть в механистичность и потерять видение образа в целом, причем в шитье это может повлечь последствия несравненно плачевней, чем в живописи, - вплоть до карикатурности изображения! Тем более, что в древнерусской глади исправление ошибок представляет значительную трудность: ведь каждый последующий стежок не просто продолжает, а закрепляет предыдущий. Необходимо "снайперское" попадание сразу в нужное место, нужным цветом.
Однако усилиями по преодолению материала достигается ряд существенных преимуществ вышитого образа. Объемность нитей, их сплетение друг с другом и с тканью основы вызывают преломление света, придающее изображению необычайную живость, теплоту и вибрирующую лучистость. Оно само начинает источать свет, создавая эффект, подобный голографическому.
В последнее десятилетие наблюдается подъем церковного искусства в целом. При многих храмах и монастырях организованы мастерские, где обучают древнерусскому шитью. Хочется надеяться, что древние традиции русского лицевого и орнаментального шитья будут развиваться и дальше.

Статья проиллюстрирована работами автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28