Окрестности Осташева

История этого владения восходит к XVI веку, а Великий князь Константин Константинович построил здесь семейную часовню-усыпальницу

Общество 
0
344
Время на чтение 7 минут

В XVI веке это владение, расположенное по обоим берегам реки Рузы, именовалось Благовещенское, Долгие ляды (ляда - заросшая мелколесьем пустошь); в XVIII веке - Успенское, Петровское, Чередово (Чередеево); в XIX веке - Александровское, Осташево, Старое Долголядье. К XX столетию за ним наконец окончательно закрепилось название Осташево.
Долгие ляды были главным селом государевой вотчины. В Смутное время здесь сгорела деревянная Благовещенская церковь. В 1636 году вотчину купил думный дьяк Ф.Ф.Лихачев, который возобновил церковь с приделом Успения Божией Матери и построил деревянные хоромы. Затем имение перешло к его зятю - князю Ивану Семеновичу Прозоровскому (161? - 1670).
Сын князя - Петр Иванович Прозоровский (1644 - 1720) - жил в Петровскую эпоху. Он строго соблюдал обычаи предков, однако поддерживал царские реформы. Петр I, ценя и уважая князя, разрешил ему носить русское платье, не брить бороды. В романе А.Н.Толстого "Петр I" есть эпизод: после поражения под Нарвой Ф.Ю.Ромодановский приводит царя в кладовую, где со времен Алексея Михайловича хранились ценности, и предлагает распорядиться ими для перевооружения армии. На самом деле это был П.И.Прозоровский, управлявший приказом Большой казны и ведавший царской сокровищницей. Позже, когда на деньги князя построили 52-пушечный корабль, Петр повелел украсить его изображением мяча с надписью "Коль вяще биен бываю, толь вяще подымаюсь!", напоминавшей об уроках, извлеченных царем из поражения под Нарвой.
Получив вотчину, Петр Прозоровский не стал жить в старинных хоромах, а поселился в трех верстах от них - на правом берегу Рузы, близ деревни Чередово (Чередеево). Сельцо назвал Петровским. Отсюда открывался живописный вид на пойму реки, в излучине которой были две пустоши - Тепневская и Брашникова. В 1713 году князь просит разрешить "вместо ветхой деревянной построить каменную Благовещенскую церковь", но не в старом селе, а на пустоши Брашниковой.
Благовещенская церковь отличалась предельной простотой декора.
При жизни Прозоровского в 1718 году освятили только два придела: во имя Петра и Павла и во имя великомученика Георгия. Вся же церковь была освящена в 1726 году, когда вотчиной владел князь Иван Алексеевич Голицын - муж дочери Прозоровского Анастасии. В приход церкви входили село Благовещенское, сельцо Середниково, деревни Иваньково, Жуковка, Кукишева, Игнатовка, а по левому берегу Рузы - Комарово, Чаусово, Солодово3.
Потомки И.А.Голицына разделили владение. В середине XIX века Удельному ведомству была продана часть земли с селом Благовещенским. Церковь постепенно ветшала. В 1859 году Н.П.Шипов, купивший Александровское Осташево, Старое Долголядье, дал деньги на постройку новой колокольни, а в 1863 - 1869 годы - и на ремонт храма. В 1874 году он устроил в трапезной придел во имя мученицы Софии (в память свояченицы Софии Окуловой). В 1890-е годы трапезная стала отапливаться печами; арку, соединявшую ее с холодной главной церковью, заложили; стену оштукатурили и расписали. Остатки этой росписи видны и сегодня.
В 1905 году Великий князь К.К.Романов, владевший в то время селом, писал в своем дневнике: "Благовещенская церковь - белые стены и колокольня с зеленой главкой. Она окружена деревьями. Звон ее слышен в Осташеве. Приход ее - самый бедный в округе"4.
В 1930-е годы церковь закрыли, верхние ярусы колокольни разобрали. После войны здесь пекли хлеб и варили пиво, валяли валенки и изготавливали проволочную сетку. В 1960-е годы производства свернули, и церковь начала разрушаться. В конце 1980-х годов Институт геодезии, аэросъемки и картографии (ЦНИИГАиК), получив здание в аренду, начал ремонт, но "перестройка" остановила работы. Сейчас памятник архитектуры и истории находится в плачевном состоянии. Другая часть имения (по родству и через продажи) в 1773 году досталась графу Алексею Владимировичу Салтыкову5. Надо сказать, что деревянная Благовещенская церковь в Долгих лядах в начале XVIII века сгорела опять и была вновь выстроена уже с одним престолом - во имя Успения Божией Матери. Став вотчинником, А.В.Салтыков пожелал построить каменную Успенскую церковь с приделом святителя Алексия, митрополита Московского, но не в селе Долгие ляды, а в сельце Петровском. Разрешение на это он получил в январе 1776-го. К концу следующего года одноглавая кирпичная церковь в стиле барокко уже стояла: на четверике со скошенными углами - восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом, с прорезанными по четырем сторонам вертикальными окнами-люкарнами.
Отделка еще не была закончена, когда в 1777 году Салтыков продал имение графу Александру Васильевичу Урусову (1729 - 1813). Новый хозяин завершил работы, но освятили церковь во имя благоверного князя Александра Невского. Она стала домовым храмом Урусова, обещавшего крестьянам построить в старом селе новую деревянную церковь во имя Успения Божией Матери. 30 июля 1781 года была освящена трапезная Александровской церкви (устройство иконостаса продолжалось). Полностью храм освятили только в 1786 году - одновременно с деревянной Успенской церковью.
В 1813 году имение перешло к пасынку А.В.Урусова - генералу Н.Н.Муравьеву (1768 - 1840), который в 1822 году разобрал Успенскую церковь. В память о ней в Александровской церкви, ставшей приходской, был устроен придел во имя Успения Божией Матери. Здесь же хранились святыни прежних Успенских храмов: Евангелие 1645 года (дар Ф.Ф.Лихачева и его сестры Мавры), антиминс, освященный в 1774 году, древние иконы.
В 1822 году крестьян села Долгие ляды переселили в деревню Жулину. Большая их часть занялась отхожими промыслами в разных городах6. Память о Долгих лядах постепенно стерлась. Великий князь К.К.Романов писал в 1904 году: "...на Успенском хуторе часовенка на заброшенном погосте, где полвека назад ( точнее, восемьдесят два года назад. - О.Р.) стояла Успенская церковь, теперь находящаяся против Осташевской усадьбы". Все это время здесь был один из скотных дворов имения, а в советские годы - центральная усадьба Осташевского совхоза. В часовне до самой войны жили люди.
Еще одна Успенская церковь была построена в 1708 году на берегу впадающей в Рузу речки Колотовки, в именьице князей Долгоруковых (родственников Прозоровских). Сельцо Соколово на пустоши Дерменцевой стало называться Успенское, Дерменцево тож7. Эту церковь после капитального ремонта и устройства кирпичного фундамента вновь освятили 10 сентября 1780 года. На сегодняшний день от нее уцелели лишь фрагменты фундамента.
Александровская церковь в первоначальном виде простояла более 80 лет. Затем очередной владелец имения Н.П.Шипов занялся ее "реконструкцией". С обеих сторон трапезной Шипов пристроил два придела. Престол Успения Божией Матери он перенес в южный придел, а в северном устроил престол во имя святителя Филиппа, митрополита Московского (сына Шипова звали Филипп. Кстати, и в усадебных церквах Шипов устраивал приделы во имя святых, имена которых носили члены его семьи, освящал же их не благочинный, а законоучитель его детей). "Сверх того, мне желательно устроить под трапезною склеп для похоронения в случае смерти меня и семейства моего"8, - просил Шипов, каковая просьба была удовлетворена в 1859 году.
При Шипове в храме заново выполнили главный четырехъярусный иконостас. В нижнем ярусе поместили древние почитаемые иконы, остальные были заказаны лучшим московским мастерам. Обновили ризницу. Купол церкви и шатер колокольни покрыли белой жестью, трапезную - железом. Четырехгранный ярус звона стал восьмигранным, и на него подняли пожертвованный Шиповым колокол в 105 пудов. Форму апсиды церкви привели в соответствие с прямоугольными апсидами новых приделов. Церковь и колокольню оштукатурили с добавлением толченого кирпича. Старожилы вспоминают, что "церковь была розовая". Работали быстро: 12 июля 1861 года был освящен последний придел - святителя Филиппа.
Богатый и энергичный Н.П.Шипов, к сожалению, художественным вкусом не обладал. Барочную архитектуру храма значительно испортили широкие плоские наличники окон по моде 1860-х годов, тяжелые, аляповатые надстройки на люкарнах и узких папертях, каменные киоты на стенах приделов. Есть основания полагать, что перестройки Благовещенской и Александровской церквей выполнял архитектор Сергей Иванович Бородин, работавший ранее у Шипова в имении Ботово Волоколамского уезда (у зодчего было небольшое имение в сельце Холстинкове близ Волоколамска)9. Позже он строил церкви в здешней округе, в частности величественный храм в селе Рюховском (взорван в 1960-х годах).
Презрев традиции и чувства прихожан, Шипов пожелал переосвятить Александровскую церковь в Спасскую, на что и получил разрешение 29 августа 1861 года. Но прихожане переосвящения не признали. Великий князь К.К.Романов писал: "...Престольный день (Спас), но у обедни только несколько женщин и детей. Батюшка говорил, что прежде престольный праздник был в день святого благоверного князя Александра Невского, в именины Александра II, но бывший помещик Шипов - старый крепостник - не сочувствовал освобождению крестьян Александром II и перенес праздник на день Спаса Нерукотворного Образа". И далее: "...в престольный праздник святителя Филиппа митрополита в приделе служили обедню, но крестьяне в этот день в церковь не ходили".
В конце 30-х годов церковь разрушили. Из ее кирпичей на Успенском хуторе построили одноэтажную школу (сейчас - жилое здание). По свидетельству старожилов, в 1941 году в школе размещался наблюдательный пункт генерала К.К.Рокоссовского, однако в воспоминаниях маршала "Солдатский долг" этот факт отсутствует. Проселочная дорога из Осташева на хутор постепенно стала Школьной улицей. На месте Спасской церкви долгие годы зияла яма, откуда местные жители брали кирпич и белый камень для своих построек и известковую смесь для огородов. Потом здесь появились дачи.
В 1903 году имение Осташево купил Великий князь К.К.Романов. Его сын Олег (1892 - 1914), умирая от раны, полученной на германском фронте, просил похоронить его под церковью. Для усыпальницы выбрали место рядом с усадебным домом, на холмике. Проект часовни-усыпальницы во имя преподобного Серафима Саровского выполнил архитектор Марьян Марьянович Перетяткович (1872 - 1916), автор известного петербургского храма Спас-на-водах - в память моряков, погибших в русско-японской войне, а также церкви святой Ольги под Псковом, где, по легенде, встретились княгиня Ольга и князь Игорь. М.М.Перетяткович не дожил до завершения строительства, которое вел гражданский инженер Николай Васильевич Смирнов.
В 1919 году вдоль стен часовни поставили ванны для охлаждения бидонов с молоком. В архиве сохранился проект переоборудования. Есть вероятность, что его разработчики пользовались подлинными материалами Перетятковича. Недавно возникло намерение часовню восстановить, и эти чертежи могут быть весьма полезны реставраторам10.

1. РГАДА. Ф.235, оп.1, ед.хр.1185.
2. ЦИАМ. Ф.54, оп.156, ед.хр.120, л.1.
3. РГВИА. ВУА, ед.хр.18859, № 370.
4. ГАРФ. Ф.660, оп.1, ед.хр.55-65.
5. Скворцов Н.А. Можайский уезд Московской губернии. М., 1911.
6. ЦИАМ. Ф.66, оп.3, ед.хр.1899.
7. РГВИА. ВУА, ед.хр.18859, № 372.
8. ЦИАМ. Ф.203, оп.439, ед.хр.20.
9. ОПИ ГИМ. Ф.165, оп.1, ед.хр.19.
10. ЦГАМО. Ф.3663, оп.1, ед.хр.218.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

О. Русина
Фавст Петрович Макеровский
На акварели Э.П.Гау "Охотник с собакой" изображен неизвестный, которого удается "опознать" автору данной статьи.
01.02.2000
Все статьи О. Русина
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 12:23
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 12:15
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 12:11
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 11:05
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Новый комментарий от Игорь Ал
18.04.2024 10:48